Содержание
Красная линия застройки в современном градостроении
Термин «красная линия» появился в градостроительном кодексе в 1998 г., но тогдашняя формулировка отличалась от современной:
По старому определению КЛ регулировали границы застройки и отделяли элементы городской и сельской планировки (кварталы, микрорайоны и др.) от улиц, дорог, скверов, площадей, набережных, проездов, бульваров.
В настоящее время понятие расширилось, и под красными линиями (КЛ) понимают контуры, ограничивающие территорию общего пользования и земельные участки с линейными инженерными объектами (автомагистралями и железными дорогами, линиями связи и электропередач, коммуникациями). КЛ могут существовать в реальности или пока только на планах, вновь создаваться или подвергаться изменениям. (Ст. 1 п. 11 ГрК РФ).
При этом территорией общего пользования считаются зоны беспрепятственного массового пользования: дороги, пляжи, набережные, парки, бульвары, улицы, берега водоемов и т. д.
Красная линии застройки носит запретительный характер, то есть показывает зону, на которой запрещается строить, а не территорию для приватной застройки, как это понималось раньше. Казалось бы, нет никакой разницы, однако юридически это не так — КЛ превратилась в объект права, о чем и говорит ст. 85 п. 12 Земельного Кодекса:
Земельные участки публичного пользования могут входить в состав территориальной зоны, и приватизировать их нельзя.
Где используется красные линии
КЛ учитывают:
- при установке границ территориальных зон (ст. 34 ГрК РФ);
- проектных планах территорий (ст. 42 ГрК);
- на технических планах межевания (ст. 43 ГрК).
Планы межевания содержат:
- красные линии и отступы от них;
- плановые границы структурных объектов;
- установленные и изменяемые границы, а также номера земельных участков, в т. ч. и зарезервированных;
- границы ЗУ, в которых наложен публичный сервитут.
Планы должны содержать отступы объектов капитального строительства от красных ограничительных контуров, благодаря которым и определяется разрешенное место для размещения объекта. Однако в некоторых случаях объекты можно размещать прямо на КЛ.
Стандартные нормы отступов от КЛ, а также расстояние между стенами зданий и границей земельного участка устанавливаются, согласно СНиП 2.07.01−89.
Красные линии на кадастровом плане — что они показывают?
Границы территории общественного плана на проектном техническом плане, ещё ничего не означают. Их можно изменить и удалить вовсе. После межевания, проведенного кадастровыми инженерами и регистрации земельного участка в Росреестре, запретительные функции красных границ включатся.
Красные линии на кадастровом плане отделяют публичную территорию от зоны частного строительства и приватизированных земных наделов в правовом отношении.
Нарушение допустимой границы частного сектора и проникновение на территорию, ограниченную красной линии, влечет наказание в виде:
- штрафа;
- конфискации объекта или его части;
- отказе приватизации земельного участка.
Требования к установке красных линий на чертежах
Правила установки КЛ определяются инструкцией РДС 30−201−98:
- Проектирование КЛ — часть территориального плана, который выполняется в масштабе 1:2000 и плановых проектов застройки градостроительных объектов, выполненных в более крупных масштабах (М 1:200, М 1:500, М 1:1000).
- Разбивка на КЛ делается на топографическом плане или на кальке с сеткой (масштаб 1:2000): наносятся радиусы, прямые участки, кривые линии и переломы, а затем рассчитываются координаты.
- При необходимости реконструкции строения, по решению ОМСУ, производится корректировка КЛ.
- Концы и повороты красных линий закрепляются постоянными межевыми знаками. Точность координат — 0.05 м.
Жилые здания и красные линии
Пункт 2.14 СНиП 2.07.01−89 определяет:
- жилые дома, на первых этажах которых имеются квартиры, нужно располагать с отступом от КЛ;
- жилые дома с общественными помещениями на первых этажах можно располагать по красной линии;
- индивидуальные дома с приусадебными участками размещают по красной границе улиц.
Что такое красная линия улицы
Красная линия улиц ограничивает границы территории, предназначенной для улицы и определяет её ширину.
Улицы являются объектами городской, поселковой и сельской инфраструктуры. Городские улицы делятся:
- на магистральные;
- основные;
- меж- и внутриквартальные;
- жилые;
- пешеходные;
- трамвайно-пешеходные;
- велосипедные дорожки.
Улицы в сёлах и посёлках бывают:
- главными;
- жилыми;
- в виде проездов.
Улица — это не просто дорога между рядами домов, но и другие объекты: тротуары; бордюры и ограждения; транспортные остановки; подземные сооружения; стоки для вод; троллейбусные и трамвайные линии; трубопроводы; ЛЭП и другие линии связи.
Строительные нормы определяют стандартную ширину улиц в пределах красной линии:
- магистральные дороги — от 50 до 75 м;
- магистральные улицы — от 40 до 80;
- местные дороги и улицы — от 15 до 25 м.
Ширина городских тротуаров: от 0,75 м (проезды) до 4,5 м (магистральные улицы непрерывного движения).
Ширина поселковых и сельских тротуаров главной улицы — от 1,5 м до 2,25 м.
В ширину тротуаров входит только пешеходная часть, без уличных киосков и прилавков.
Расстояние от жилого дома с приусадебным участком до линии тротуара должно быть от 4 до 5 м.
Выводы:
- Красная линия застройки — это граница, за которую нельзя заходить при частном строительстве и межевании земельных участков, так как за ней находится территория общего пользования.
- Следует знать, что КЛ линейных объектов, дорог и улиц могут не совпадать с их визуальными границами и ограничивать на самом деле бОльшую территорию, куда могут входить тротуары, остановки, инженерные сооружения, насыпи, лесополосы, водостоки, мосты и т. д.
- Границы публичной территории по красным линиям есть на планах территориальных зон, проектном плане планировки, межевых планах.
Наиболее точные сведения о закреплённых границах земельных участков даёт межевой план, который составляется на основе кадастрового плана.
Нормы и правила: регламентирующие документы
Чтобы правильно определить расстояние от забора участка до дороги, нужно учесть сразу несколько составляющих, свериться с разными законодательными документами. Необходимо ознакомиться с Земельным и Градостроительным кодексами, СНиП, санитарными и противопожарными нормами, и только после этого, по законодательно установленным нормативам, можно начинать сооружение изгороди.
Основным ориентиром для землевладельца может стать план границ участка, в котором достаточно ясно обозначены возможные пределы строительства.
Ограждение не должно выступать за обозначенные на плане пределы.
Около дачи
Также следует учитывать:
- Чтобы владелец не выдвигал в качестве аргумента собственную некомпетентность, обозначенное размежевание привязывается к заметным ориентирам на местности или координатам, показанным измерительными приборами.
- Подтвержденное документально, право на землю дает основание собственнику строить забор на своей территории. Однако Земельный и Градостроительный кодекс основным условием предполагает отсутствие препятствий и неудобства для проезда и прохода других людей.
- Существует утвержденный Генплан строительства в населенном пункте или в СНТ, регламентирующий необходимый отступ, который должен быть соблюден. Расстояние от дороги до забора частного жилого дома или стройплощадки в этом официальном документе привязывает границы участка к красным линиям, определяя тем самым необходимую удаленность.
- Кроме СНиП, в котором можно найти только цифры расстояний от дороги до жилого дома и построек, существуют пожарные нормы обеспечения безопасности и СанПиН, цель которых – охрана здоровья людей, проживающих на территории участка.
- Соответствие СНиП достигается соблюдением нормы расстояний, а именно: от частного дома до ограждающего сооружения, и дистанцированием, согласно существующим правилам, от постройки для проживания до проходящего мимо потока автомобилей.
- Основной ориентир – автодорога: ее размеры, ширина, поток автомобилей, оживленность и загазованность воздуха, которая присутствует при определенных габаритах и пропускной способности. Выступает ли в роли дороги просто проезд, на котором движение не постоянное, или оживленная многополосная автомагистраль – вот основное условие, с учетом которого определяется необходимая дистанция.
Около коттеджного поселка
В скольких метрах от дороги должен стоять забор?
Юридическая сторона решения вопроса, где установить, зависит от понятий «дорога» и «проезжая часть», которые в судебной практике подлежат четкому разграничению:
- дорога может достигать расстояния между обочинами от 3,5 м, при этом у нее есть и обочины, и тротуар (в других документах – пешеходная зона);
- проезжая часть (место для передвижения транспорта, у которого не имеется обочин) устанавливается Генпланом и территориальными нормами, регламентированными указами местных властей;
- проезд – это всего лишь отрезок, соединяющий параллельные улицы, в идеале расстояние между его краями должно быть не менее 3 м (чтобы при проезде автомобиля не пострадал идущий пешеход).
Основное значение в определении расстояния между ограждением и проезжей частью имеют, как ни странно, другие нормативы, зарегистрированные в официальных документах, имеющих статус законодательных с 2010 года.
Ранее, в эпоху государственной стандартизации и ГОСТ, строгое их соблюдение было надежной гарантией того, что выполняются необходимые противопожарные и санитарные нормы.
Расположение построек в СНТ и ИЖС согласно СанПиН
Забор в СНТ или на территории ИЖС можно и нужно ставить четко по границе участка, указанной на генплане земельного надела. Также ограждение возможно передвинуть и в глубь территории собственника, но нельзя поставить за ней. Это будет расценено как нарушение и самозахват земли.
Нормы, о которых необходимо помнить
Отсутствие четко регламентированного расстояния от границы участка с изгородью до дороги не означает, что нельзя найти повод к наложению административного взыскания или сносу на законных основаниях. Достаточно внимательно изучить СНиП 30-02-97 с изменениями на 2018 год, СП 11-106-97 и СП 53.13330.2011. Своды правил оставляют законному владельцу участка возможность установления правильной удаленности еще на этапе планирования застройки.
Минимальные допустимые расстояния до дороги или проезжей части заложены в них в виде разрешенного удаления от дома и других построек. Если планируется перенос забора с целью захвата не принадлежащей владельцу части уличной территории, дистанция до дороги увеличивается.
Удаленность между постройками
Но если дом строился на жестком удалении, с точностью до сантиметра, претензии могут возникнуть к санитарной или противопожарной безопасности, даже если по строительным нормам все будет считаться правильным. В некомпетентных источниках можно встретить советы – получать законное разрешение на захват части улицы.
Однако в существующем законодательстве определена возможность сооружения ограждений только по границе существующего надела, которая обозначена в кадастровых планах. Забор может находиться только на территории, принадлежащей владельцу, да и то к нему могут появиться претензии, если ставить изгородь, которая мешает транспорту на улице или проезжей части.
На видео ниже рассказывается, как правильно разместить постройки и изгородь на участке.
Нормативная удаленность от дома до проезжей части
Норма расстояния от частного дома до автодороги составляет не менее 5 метров, но она увеличивается, если строения имеют более 3 этажей и иногда могут доходить до 8–10 м.
Норма дистанции от дома до проезжей части согласно СНиП
Градостроительный Кодекс определяет следующую величину для улиц:
- обычная ее ширина может быть не менее 15 метров;
- для передвижения транспорта законным считается расстояние между заборами не менее 9 м;
- красная линия поворота или разворота составляет не менее 6 м (в городских условиях – от 15 м);
- только проезд в переулке не может быть меньше 3,5 метров.
Объект | До переулка, м | До дороги, м |
Дом | 3 | 5 |
Хозпостройка | 5 | 5 |
Если владелец поставил забор так, что он нарушает допустимые нормы по ширине, определенные Градостроительным Кодексом, не будет учитываться ни собственность на захваченные метры, ни установка специальных противошумовых щитов.
Граница участка
В учет будет браться, сколько метров от дома до проезжей части. В пожарных нормах указывается 50 м, установка щитов сокращает его до 25 м, от внутреннего проезда до окон жилого дома должно быть не менее 3 м, а от проезжей части расстояние увеличивается вдвое.
Отсутствие норм отступа от изгороди не означает, что в случае, если он препятствует передвижению машин или пешеходов, не будут выдвинуты претензии по расположению дороги и любого из строений на участке.
Другие нормы и правила
Согласно существующим санитарным нормам, планирование дороги в 2018 и 2019 годах осуществляется в обход жилых строений. Однако существуют и другие ситуации, когда такое требование уже невозможно соблюсти (например, по отношению к существующим постройкам и дороге, которая после расширения приобрела статус федеральной).
Даже здания общественного значения могут сооружаться только за пределами придорожной зоны. К федеральным трассам относятся те дороги, по которым в сутки проходит более 1400 машин, и расстояние до жилой постройки от нее регламентирует ГОСТ.
Схема расположения построек в СНТ и ИЖС
Для того чтобы определить правильное расстояние от дорожного полотна до забора, есть и другие критерии:
- оно соблюдается не только в пределах одного участка, учитываться должны и соседние заборы, мнение соседей, которое необходимо согласовывать при переносе или перемещении изгороди с положенной линии;
- расстояние учитывает не только то, на каком расстоянии будет стоять забор, но и удаленность от жилого строения;
- на территории сельского поселения учитывается возможность подъезда специальной техники при пожаротушении, особенно если строение деревянное (для этого достаточно 5 м);
- при строительстве изгороди в городе или в деревне нужно непременно учитывать класс или категорию дороги, интенсивность и частоту передвижения по ней автомобилей, как личных, так и служебных;
- в поселках и селах должно учитываться расстояние, включающее необходимость передвижения пешеходов, особенно если нет специально оборудованных тротуаров.
Отсутствие оговоренных параметров не должно означать игнорирования других нормативов, с помощью которых можно легко определить требуемую дистанцию.
Забор должен соответствовать нормам, предусмотренным СНиП и Градостроительным кодексом, при этом не препятствовать движению пешеходов и автомобилей, соответствовать нормам противопожарной и санитарной безопасности.
В заключение
Расстояние от забора до проезжей части – один из главных вопросов, по которому часто происходит развитие конфликтов с соседями на дачных участках, подаются жалобы в местную администрацию, или даже в судебные инстанции. Если дело происходит в СНТ, где могут устанавливаться единые требования не только к границе проезжей части, но и ко внешнему виду и параметрам изгороди, административные меры можно считать обеспеченными.
Решение, на каком расстоянии от забора может находиться автодорога, иногда выносится в ущерб площади занимаемого участка. Но это потеря метров, которая возмещается безопасностью и отсутствием претензий со стороны надзирающих органов.
Дистанция от дома до проезжей части
Соблюдение норм необходимо, прежде всего, в интересах владельца территории. Их выполнение обеспечивает ему возможность бесконфликтного проживания с соседями, отсутствие территориальных претензий и судебных процессов, административных взысканий и штрафов. Если ориентироваться только на отсутствие строгой нормы в одном из законодательных постановлений, такие претензии неминуемо могут появиться.