Содержание
- Что такое вагонка и какая она бывает
- Облицовка балкона вагонкой
- Вывод
- Как выбрать вагонку для балкона или лоджии
- Маркировка и виды
- Итак, как выбрать вагонку для обшивки балкона или лоджии
- Проведение подготовительных работ своими руками
- Материалы для утепления
- Виды и особенности вагонки
- Защита дерева от внешних факторов
- Особенности внутренней отделки балконов и лоджий вагонкой
- Разновидности и особенности вагонки
- Подготовка к видоизменению балкона
- Процесс предварительного утепления
- Монтаж вагонки и финальная защита поверхности
>Самостоятельная обшивка балкона вагонкой – руководство для любителей Vadim 9151 0 11
Что такое вагонка и какая она бывает
Свое название этот вид отделки получил благодаря тому, что в первой половине ХХ века железнодорожные вагоны принято было изнутри обшивать тонкими досточками. Позже на этих планках начали нарезаться пазы, качество их улучшилось, а название так и «прилипло» к этому виду облицовки.
Разновидности материала
Раньше вагонка была исключительно деревянная, но прогресс не стоит на месте. Сейчас на рынке активно используется, МДФ, пластиковая и алюминиевая вагонка. Дело в том, что материалы меняются, а принципы и способ монтажа остается прежним.
Здесь не столь важно из чего сделаны планки, если вам известна пошаговая инструкция, то вы сможете работать с любым материалом. Ведь, в общем и целом, монтируются они одинаково.
Конфигурация планок.
Тем не менее, когда упоминается отделка балкона вагонкой, люди, как правило, имеют в виду деревянные планки. Часто можно слышать разговоры о так называемой евровагонке. По незнанию люди начинают приписывать ей какие-то фантастические качества и по аналогии с названием, считают, что этот материал импортный.
В действительности же, еще с советских времен на весь подобный товар у нас действовал ГОСТ 8242-88, там было несколько утвержденных типоразмеров, которые, кстати, выпускаются, по сей день.
Когда рухнул железный занавес и на наш рынок начали поступать импортные товары, появилась вагонка, произведенная по европейскому стандарту DIN 68-126. От наших изделий она отличается только четко фиксированными размерами.
Принцип соединения планок.
Планка имеет общую ширину 96 мм, рабочую, то есть лицевую ширину 88 мм и толщину 12,5 мм. Плюс с тыльной стороны на ней нарезаны продольные пропилы. Они служат для вентиляции и компенсации деформационных процессов.
Лицевая сторона может иметь 2 варианта отделки. Планка с прямыми скосами называется Standart, а с закругленными углами Soft Line. Вот в принципе и вся разница.
Подавляющее большинство евровагонки, которая продается сейчас в магазинах сделана отечественными производителями. Защита или какая-либо дополнительная обработка древесины европейскими нормами не предусмотрена. Так что, чем обработать свой товар и обрабатывать ли его вообще, решает только производитель.
Когда вам говорят, что обшить балкон вагонкой сделанной по нашему ГОСТу тяжелее, чем евровагонкой, не верьте. Если планки относятся к классу «Экстра» или к классу «А», работать с ними легко и просто, вне зависимости от их габаритов и конфигурации.
Конфигурация пластиковых панелей.
Отделка лоджии вагонкой из пластика или МДФ также довольно широко используется. Причин тому несколько. Безусловно, главным критерием является стоимость товара, цена на пластик ниже, чем на натуральное дерево. В то же время хороший, качественный МДФ, стоит примерно столько же, сколько и дерево.
В силу объективных причин ассортимент и расцветка пластика и МДФ шире, нежели у традиционной вагонки. И наконец, эти планки тоньше, что согласитесь для наших балконов с их более чем скромными габаритами весьма актуально.
Конечно, считается, что отделать балкон натуральным деревом все же более престижно, чем покрыть ПВХ или МДФ панелями. Хотя если говорить честно, внешний вид хорошей МДФ облицовки порой гораздо лучше, чем у средней деревянной вагонки.
Пластиковая отделка балкона.
Что же касается алюминиевой вагонки, то для внутренней облицовки лоджий или балконов она практически не используется. Зато ей нет равных в наружной отделке. Метал, есть метал, для алюминия не важно, солнечная сторона у вас или теневая, при грамотном монтаже, такая облицовка будет стоять сколь угодно долго.
Что такое классы вагонки
В данном случае подразделяются на классы исключительно деревянные планки. Пластик, металл или МДФ, безусловно, имеют какое-то деление внутри направлений, но классов у них нет.
Устройство пластиковой вагонки.
Вагонка, за очень небольшим исключением делается практически из всех промышленных пород дерева. Но обшивка балкона своими руками зачастую выполняется планками из хвойных пород, по большей части это сосна или ель.
Хотя для балкона я бы лучше использовал лиственницу или осину, так как они не гниют и не боятся грибка, проблема лишь в том, что цена на эти планки как минимум на порядок выше.
Внешний вид планок разного класса.
Однако классность не зависит от породы дерева. Она зависит от внешнего вида и количества дефектов. То есть наличия или отсутствия сучков, червоточин и смоляных карманов.
А также состояния стыковочных пазов и уровня обработки поверхности. Дабы вам было легче в этой теме разобраться, я набросал небольшую таблицу.
Классы | «Экстра» | «А» | «В» | «С» |
Характеристики | Не должно быть вообще дефектов, деформаций и смоляных карманов. Идеальный внешний вид. Наличие сучков не предусмотрено. Обязательна вакуумная упаковка. | Допускается легкая шероховатость на лицевой поверхности не более 5%. Допускается наличие сросшихся здоровых сучков не более 2 штук на 1 планку. | Разрешено наличие на 1 планке до 4 сучков. Допускаются трещины до 30 мм длинной и не более 1 мм в ширину. Допускается наличие не более двух небольших смоляных карманов. | Разрешены любые дефекты, не влияющие на качество монтажа, общей площадью до 20%. Количество сучков и смоляных карманов не лимитировано. Трещины допускаются, но они не должны быть сквозными. |
Средняя цена сосновой вагонки 1м² | 450 — 750 руб. | 240 – 500 руб. | 140 – 350 руб. | 90 – 230 руб. |
Не обессудьте, но для примера я взял цену именно сосновой вагонки, так как более половины хозяев выбирают ее для облицовки своих балконов и лоджий.
Если вы затеяли солидный, дорогостоящий ремонт во всей квартире, то имеет смысл потратиться на облицовку «Экстра» или «А» класса. Для бюджетного варианта вполне можно брать класс «В», сучков там конечно будет больше, но некоторым это даже нравится.
По опыту могу сказать, что отделка деревянной вагонкой класса «С» используется только на тех балконах, которые изначально планируется красить. Дело в том, что такой низкокачественный товар оставлять вообще без обработки нельзя, а тонировка и лак не смогут скрыть такие грубые дефекты.
Алюминиевая вагонка на фасаде балкона.
Основные моменты подготовки
- Перед тем, как отделать вагонкой какое-либо помещение, нужно сначала определиться с направлением укладки планок, от этого во многом зависит, сколько вагонки надо будет купить. Вообще укладывать можно горизонтально, вертикально и по диагонали. Так вот при горизонтальной и вертикальной облицовке у вас на подрезку уйдет в среднем около 10% материала. При диагональном способе укладки в отходы уйдет порядка 30% вагонки;
Горизонтальный монтаж планок.
- Опять же от направления укладки зависит визуальный эффект. Если вы планируете, толстое утепление на пол и потолок, то планки лучше монтировать вертикально. Этот способ позволяет визуально поднять потолки. Маленький балкон будет казаться гораздо шире при горизонтальном способе монтажа. Укладка по диагонали считается универсальной;
- Как я уже говорил, сосна считается наиболее подходящим вариантом для балкона. Но на солнечной стороне хвойная вагонка будет постоянно выделять смолу. Если вы хотите получить светлую и чистую лоджию, лучше покупать липу. В лиственных породах дерева крайне низкий процент смолы. Самыми дорогими и соответственно престижными являются дуб и ясень, хотя заплатив одни раз, вы получите наиболее долговечную облицовку;
Текстура и внешний вид разных пород дерева.
- Здесь важно еще как выбрать материал. Годовые кольца на древесине не должны выступать за края планок. Все срезы должны быть ровными, а сами планки нарезаются строго по направлению роста дерева;
- Важным моментом также является уровень влажности древесины. Свежеспиленный, влажный лес в процессе сушки обязательно будет деформироваться. В результате через год такая облицовка покоробится и полностью потеряет первоначальный вид. Старайтесь брать вагонку в вакуумной упаковке, как правило, ее уровень влажности близок к эталону.
Облицовка балкона вагонкой
Вопрос как рассчитать материал решается просто. Вычисляете общую площадь покрываемых поверхностей и добавляете к полученному результату от 10, до 30% на подрезку. Допуск зависит от выбранного способа монтажа.
Новичкам лучше всего начинать с горизонтального, либо вертикального монтажа. Диагональная, а тем более смешанная укладка требует опыта. Лично я, когда первый раз монтировал вагонку по диагонали испортил не менее 40% планок. Так что подумайте, готовы ли вы к таким жертвам.
Смешанный монтаж планок.
Теперь поговорим о том, как обшить самому свой балкон вагонкой. Весь процесс делится на несколько этапов:
- Первый этап это остекление и тщательная герметизация балкона. Здесь лучше сразу заказать пластиковые окна и не мучиться. На данный момент лучше этого варианта пока не придумано;
- Дальше нужно будет по возможности полностью сорвать всю старую облицовку со стен пола и потолка, если таковая имеется, а в конце обработать балкон антисептиками;
- После этого монтируется несущая деревянная обрешетка и закладывается утепление;
- Когда обрешетка готова, можно приступать непосредственно к монтажу вагонки;
- И наконец, на последнем этапе мы будем говорить о том, чем лучше покрыть вашу вагонку. Балкон помещение специфическое и оставлять дерево без защиты здесь нельзя.
Пластиковые окна на лоджии.
Демонтаж старой облицовки
Писать об остеклении я не вижу смысла, так как в случае с пластиковыми окнами, этим будут заниматься профессионалы. Вам же нужно будет сорвать всю старую облицовку и подготовить стены.
Если на стенах имеются крупные трещины, их нужно зашпаклевать. Дело в том, что в таких трещинах обязательно есть споры грибка и плесени. И если их не уничтожить, под деревянной облицовкой грибок начнет активно разрастаться.
Удобный ящик из вагонки на балконе.
Лично я сделал так. Все видимые трещины я расширил и вычистил при помощи болгарки. После чего замазал все обычным алебастром. Если не нравится алебастр, можно купить специализированную шпаклевку с антисептическим эффектом, но она выйдет немного дороже.
Некоторые мастера рекомендуют предварительно оштукатурить стены. Ничего плохого в этом совете нет, но я не вижу особой надобности в такой отделке. Вот что действительно необходимо сделать, так это покрыть стены, пол и потолок антисептиком.
Деревянная фурнитура для отделки углов.
В бюджетном варианте можно использовать пятипроцентный раствор медного купороса. Но я делаю иначе. Сейчас на рынке продается так называемая белая пропитка.
Это антисептик на основе клея ПВА, стоит он относительно недорого. На один балкон я беру канистру 20 литров.
Эта пропитка подходит как для бетона, так и для дерева. Сначала я пару раз обрабатываю все стены, пол и потолок. А все, что останется, пускаю на пропитку брусков деревянной обрешетки.
Монтаж несущей обрешетки и утепления
Монтаж деревянной обрешетки и утепление балкона, это два неразрывно связанных между собой процесса. Утепление может быть легким и капитальным. Легкое утепление предусматривает оклеивание всех поверхностей фольгированным пенофолом, после чего сверху набивается несущая деревянная обрешетка.
Легкое утепление пенофолом.
Фольгированный пенофол это вспененный полиэтилен, покрытый с одной или обеих сторон слоем алюминиевой фольги. Толщина такого полотна колеблется в пределах 10 – 15 мм. При этом слой фольги должен быть направлен вовнутрь помещения.
При капитальном утеплении балкона или лоджии, порядок действий будет несколько иным. Здесь вначале монтируется деревянная обрешетка, а дальше в нее закладывается утеплитель.
В случае с легким утеплением обрешетка нужна только для того чтобы крепить на нее вагонку, поэтому бруски можно брать толщиной около 25 – 30 мм. Тоньше ставить не рекомендуется, так как бруски могут раскалываться при забивании гвоздей.
Горизонтальные направляющие с пенопластом в качестве утеплителя.
Для капитального утепления я использую брусок 50х50 мм. Такая толщина выбрана не случайно. Если вы хотите получить действительно теплый балкон, то толщина пенопласта или минеральной ваты должна быть не менее 50 мм.
Для горизонтального монтажа вагонки несущая обрешетка набивается вертикально. Соответственно, для вертикального или диагонального монтажа планок обрешетка монтируется горизонтально. В обоих случаях расстояние между планками делается около полуметра.
Я предпочитаю работать с пенопластом. Его монтировать проще, и служит он дольше, чем минеральная вата. Листы просто закладываются в обрешетку, а все зазоры задуваются монтажной пеной.
Обшивка потолка.
В случае же с минеральной ватой, в обрешетку нужно будет заложить паробарьер, потом саму минеральную вату, а сверху еще один паробарьер. Дело в том, что ватные утеплители боятся влаги и если не обеспечить должную защиту, вата быстро намокнет и придет в полную негодность.
Фиксация планки гвоздем.
Но здесь есть еще один важный момент. Вагонку нельзя нашивать вплотную к утеплителю. Между утеплителем и облицовкой должен оставаться вентиляционный зазор, минимум 15 – 20 мм, иначе дерево будет гнить.
Поэтому после закладки утеплителя, на деревянный каркас я набиваю еще ряд планок для обеспечения этого самого вентиляционного зазора. Вот на эти планки и будет монтироваться вагонка.
Некоторые мастера дополнительно наклеивают на пенопласт фольгированный пенофол. А уже поверх него набивают планки обрешетки под вагонку. Такой «бутерброд» увеличивает теплоизоляцию балкона не менее чем на 30%. Но естественно придется потратиться еще и на пенофол.
Облицовка МДФ панелями.
Вагонку можно набивать несколькими способами. Планки фиксируются гвоздями, саморезами, стиплером или на кляймеры. В свое время я перепробовал все способы крепления, и могу с полной ответственностью сказать, что в случае с деревянной вагонкой лучше всего использовать кляймеры.
Варианты крепления деревянных планок.
Пластиковые и МДФ планки легче крепить степлером или на саморезы. Здесь есть еще вариант — фиксации на кляймеры, но в этом случае придется покупать специальные направляющие с центральным пазом, по которому и двигаются эти кляймеры.
Сам монтаж довольно прост. Любая вагонка соединяется по принципу шип-паз. Начинаем обшивку от двери или с ближнего левого угла. Двигаться будем с лева на право, то есть по часовой стрелке.
Первая планка вставляется шипом в угол и в этот шип вбиваются гвозди или вкручиваются саморезы. С обратной стороны язычок кляймера зацепляется за край паза и пластинка прибивается к бруску обрешетки специальными гвоздиками размером 20 мм.
Общая схема крепления вагонки кляймерами.
Шип следующей планки вставляется в паз предыдущей, после чего она также фиксируется с обратной стороны кляймерами. Пластик или МДФ фиксируются примерно также, только вместо кляймеров используются скобы строительного степлера.
Если при монтаже деревянной и МДФ облицовки, кроме угловых потолочных и напольных плинтусов зачастую больше никакой фурнитуры не используется, то для пластика выпускается целый арсенал вспомогательной фурнитуры. Во многом именно по этой причине пластик монтировать легче.
Виды фурнитуры под пластик.
Как правило, вагонкой обшиваются только стены и потолок. Укладывать вагонку на пол лично я не вижу никакого смысла. С чисто практической точки зрения, в виду наличия пазов и особой конфигурации планок покрытие получается не ровным.
В результате такой пол вы устанете подметать, мусор будет забиваться во все щели. Для пола наиболее оптимальными вариантами являются ламинит или обычная половая доска.
Балкон с деревянным полом.
Если пластик и МДФ не требуют какой-либо дополнительной обработки, то с деревом все обстоит иначе. Оставлять древесину в первозданном виде нельзя, она быстро потемнеет, начнет трескаться и в конце концов полностью потеряет свою привлекательность.
Здесь сразу возникает масса вопросов. Если красить, то какую выбрать краску, если лакировать, то каким лаком покрыть. Сказать честно, сколько мастеров, столько и мнений. Поэтому я буду рассказывать о собственном опыте, принимать его или не принимать, решайте сами.
Финишная отделка деревянной вагонки
Чем лучше покрасить или покрыть вагонку следует определиться еще до начала монтажа планок. Дело в том, что каждый свежий срез планки должен быть сразу обработан какой-либо защитой. Дерево начинает портиться именно с торцов, поэтому им нужно уделить особое внимание.
Не обработанная древесина.
Лично я делаю так:
- Во время монтажа я ставлю рядом банку с выбранным защитным составом, не важно, что это будет, лак, краска или грунтовка;
- И непосредственно, перед тем как зафиксировать планку, прокрашиваю ее торцы.
Когда планка зафиксирована, к торцам вы уже не сможете подобраться а, следовательно, какой бы мощный и дорогой защитный состав вы не использовали, торцы останутся не защищенными.
Прежде чем покрасить или покрыть лаком, желательно пройтись по древесине защитным грунтом. Выше упомянутая белая пропитка на основе ПВА вещь хорошая, но для лицевой поверхности не подходящая. Сейчас есть множество прозрачных защитных составов, а также составов с эффектом тонировки.
Стыковка планок.
- Марка «Снеж Аквадекор» имеет в линейке 16 оттенков тонировки дерева. Она надежно защищает от всех биологических напастей и фактически может использоваться как финишное покрытие. Это отличное решение для людей, которые желают оставить древесину в первозданном виде, то есть без краски или лака;
Морилка «Снеж Аквадекор».
- Состав «Акватекс» это в чистом виде грунт. Им обрабатывают древесину перед нанесением финишного покрытия;
Грунт «Акватекс».
- Финны поставляют нам «TIKKURILA VALTTI-POHJUSTE». Этот грунт, безусловно, хороший и качественный, но он защищает только от плесени, грибка и насекомых. В случае с балконом, у этого состава есть большой минус, он не защищает от ультрафиолетового излучения, а как вы понимаете, на лоджии или балконе это очень важно;
- Наша промышленность выпускает высококачественную пропитку фирмы «Усадьба». Она идет под маркой «У-409». Этот состав ни в чем не уступает импортным аналогам, а стоит значительно дешевле.
Продукция марки «Усадьба».
Чем красить вагонку и красить ли ее вообще вопрос спорный. Лично я противник сплошного окрашивания древесины. Какой смысл в том, чтобы смонтировать натуральное дерево, а потом спрятать под слоем краски его природную красоту. Здесь уж лучше сразу монтировать пластик или МДФ.
Если вы хотите, чтобы текстура дерева хорошо просматривалась, то следует выбирать актиловые краски на водной основе. Масляные краски долговечные, но сохнут около трех суток. Для балкона можно использовать нитроэмали — они обладают ярким блеском и отлично смотрятся. Правда, нитрокраски очень сильно воняют, хотя для балкона это не критично.
Мне часто задают вопрос, какой лак лучше использовать для вагонки на балконе. Если вы хотите получить блеск и вместе с тем долговечную и надежную защиту, берите лаки на уретано-алидной основе, их еще называют яхтными лаками.
Тонированная вагонка на лоджии.
Модные нынче акриловые лаки на водной основе дают матовую поверхность и вагонка под ними, смотрится отлично. Но если трехлитровая банка уретано-алкидного лака сейчас стоит около 400 рублей, то акрилового лака вы за эти же деньги возьмете только 1 литр.
Конечно, лаки на водной основе не имеют запаха, но кто вам мешает открыть настежь окна на балконе, в конце концов, вы не каждый день красите, плюс объемы на балконе не такие большие.
Какой бы лак вы не выбрали, наносить его нужно минимум в два слоя. Для того чтобы добиться идеального глянцевого блеска количество слоев может доходить до 5 – 7. Занятие конечно довольно нудное, но конечный результат стоит того.
Лакированный балкон.
Видео 1.
Видео 2.
Видео 3.
Вывод
Как видите, обшивка балкона вагонкой не такая сложная задача, как может вначале показаться. На фото и видео в этой статье я поместил дополнительную информацию по этой теме. Если у вас остались какие-либо вопросы или появилось желание рассказать о собственном опыте, добро пожаловать в комментарии, побеседуем.
Ходовая деревянная вагонка.
Как выбрать вагонку для балкона или лоджии
На сегодняшний день деревянная вагонка является одним из самых популярных и относительно недорогих видов пиломатериалов, используемых для финишной отделки помещения (как для стен, так и для потолков и даже полов). Вагонка долговечна, экологична и проста в монтаже. Поэтому для начала, хорошо бы знать, как выбрать вагонку.
Чтобы стены или потолок, обшитые вагонкой, не потребовали скорого ремонта, к выбору этого строительного материала следует подойти со всей ответственностью. Чтобы сделать правильный выбор, нужно разбираться в видах, классификациях вагонки, знать о том, какие требования предъявляются к помещению, где она хранится, после чего Вы сможете точно определить, какая именно вагонка Вам нужна.
Маркировка и виды
Зачастую вагонку используют для обшивки балконов и лоджий, поэтому стоит детально разобраться в том, как выбрать вагонку и какой ее вид больше подходит для этих целей. Деревянная вагонка может изготавливаться из разных пород дерева. Таким, образом она классифицируется по породе и сорту древесины.
Основными породами дерева, чаще всего используемыми для изготовления вагонки, являются:
- дуб
- береза
- ольха
- ясень
- липа
- сосна
- ель
- кедр
Вагонка из хвойных пород дерева (сосна, ель, кедр, лиственница) относится к первой категории. Вторая категория представлена лиственничными породами (дуб, береза, ясень и др.).
Сорта деревянной вагонки представлены буквенными кодами: А, В и С.
- Сорт А означает, что вагонка не имеет сильных повреждений поверхности, допускаются лишь мелкие редко попадающиеся сучки, а также трещинки на оборотной стороне изделия
- Сорт В допускает наличие большего количества сучков и трещин, а также смоляных карманов
- Вагонка сорта С – это более дешевый по сравнению с первыми двумя вариант
Помимо достаточного количества трещин и сучков, такая вагонка допускает контрастные цветовые пятна на своей поверхности. А плюс ко всему при креплении такой вагонки, может возникнуть ряд трудностей из-за трещин и сучков. Также некоторые производители разделяют сорта вагонки на АА, АВ, ВВ, ВС и СС. Это более точная классификация, которая описывает как лицевую, так и оборотную сторону материала. Соответственно, и вариации цен на вагонку с таким количеством сортов более разнообразны.
Когда будете думать, как выбрать вагонку учтите, что существует также вагонка сорта экстра, которая предполагает отсутствие на ее поверхности цветовых пятен, трещин и смоляных карманов. Такая вагонка стоит дороже. Вне зависимости от сорта качество самого пиломатериала должно быть одинаковым, а влиять только лишь на его эстетический вид. Поэтому выбирать вагонку по сорту нужно в зависимости от места ее применения.
Если это будет закрытое помещение или вагонка пойдет под покраску, то не стоит переплачивать, и целесообразнее выбрать более экономичный вариант. В некоторых случаях можно комбинировать разные сорта вагонки. Вагонка также различается по виду профиля и делится на обычную, производимую в соответствии с российским ГОСТом на территории РФ, а также евровагонку, изготавливаемую по европейским стандартам на территории европейских стран.
Также задумываясь над тем, как выбрать вагонку примите во внимание, что наша и евровагонка имеют различные виды профиля и стоимость (евровагонка более дорогая). Стоит отметить, что вагонка из хвойных пород дерева (сосна, ель, кедр и др.) более дешевая, но и более капризная и требовательная к перепадам температуры и влажности в помещении. Но требования по влажности и температуре предъявляются не только к тому помещению, где она будет монтироваться, а особенно к тому помещению, где она хранится до того, как Вы ее купили.
Во-первых, в процессе производства хвойная вагонка должна быть обязательно хорошо высушена, а во-вторых, храниться она должна в проветриваемом помещении без перепадов влажности и температуры. Иначе в процессе эксплуатации вагонка начнет деформироваться, трескаться и выпадать из пазов. Что касается вагонки из лиственничных пород, то такие породы дерева более плотные и менее подвержены деформации.
- В любом случае вагонку не стоит покупать на открытых рынках, а лучше в магазинах или напрямую у производителя под заказ.
С классами и сортами более или менее разобрались. Теперь по ходу «пьесы» надо упомянуть и про обрешетку для вагонки. Вот две интересных статьи на эту тему:
- для деревянной вагонки
- для пластиковых панелей
Итак, как выбрать вагонку для обшивки балкона или лоджии
Эти места в квартире или доме чаще всего не отапливаются, поэтому подвержены частым перепадам температуры и влажности в помещении. Если они выходят на солнечную сторону, то температура там может подниматься до 60 градусов. Таким образом, при выборе породы дерева следует сразу отмести все варианты хвои, за исключением импортных пород кедра (более твердый, без смоляных карманов, имеет благородный вид и целебные свойства).
От высокой температуры сосна или ель покоробится, и начнет выделяться смола, что испортит внешний вид стены и исказит всю конструкцию. В то же время, как уже говорилось выше, вагонка из сосны и ели более дешевая, а импортный кедр или, например, дуб или ясень дороги, и не каждый хозяин считает целесообразным обшивать свой балкон дорогостоящим материалом.
А можно сделать и так — «Отделка балкона внутри декоративной плиткой + зеркальные откосы».
Несмотря на то, что лиственница также относится к хвойным породам дерева, она более твердая и менее подвержена деформации из-за влажности и температуры. Цена этого дерева не так высока, как у кедра, поэтому лиственница считается оптимальным вариантом для отделки балкона.
Посмотрите еще видео на тему выбора вагонки
Теперь зная, как выбрать вагонку, смело можно приступать к отделке, как балкона так и лоджии. Но сперва, там надо навести порядок если уж решили заняться ремонтом на балконе.
Остальные публикации находим и внимательно читаем в разделе карта.
Не пропустите выход других новых, полезных и интересных статей с нюансами на тему ремонта и обустройства, подписывайтесь на обновление. Всем удачи!
С уважением, Madstaff — Владислав Меньшов
Отделка балкона вагонкой с утеплением часто делается с применением натуральной либо пластиковой вагонки. У материалов есть ряд своих характеристик, однако технология аналогична. Ниже будут рассмотрены материалы, которыми можно утеплить и обшить балкон с применением натуральной деревянной вагонки, а также некоторые особенности использования пластиковой.
Проведение подготовительных работ своими руками
- Сначала необходимо заделать щели, которые обычно всегда есть на стыках стен. Это нужно, поскольку через щели и трещины проникает пыль и влага, которые могут проникнуть в площадь между отделочными материалами и стенами, что способно привести к порче конструкций. Утеплитель тогда перестает работать. Возможно образование в нем плесени или даже появление гнезд насекомых.
Заделка обычно проводится монтажной пеной или герметиком. Чтобы обеспечить качественную адгезию материала со стенами, для начала рекомендуется обработка щелей грунтовкой. Дальше, не дожидаясь, пока грунт целиком просохнет, можно заполнять швы пеной непосредственно по влажной поверхности.
После застывания нужно срезать излишки, выступающие наружу, поскольку они будут помехой при монтаже обрешетки.
- Следующий этап – грунтовка стен и потолка по всей поверхности. Проникающий состав с антисептическими свойствами должен качественно связать поверхность стены, сделать ее более прочной и предотвратить развитие грибка и плесени. Состав наносят валиком. В тесных местах и углах можно применять кисть. Материал грунтовки должен полностью высохнуть. Оптимально наносить его в два слоя. Второй можно накладывать после того, как первый просохнет.
- На предварительно подготовленные поверхности наносится пенополиэтилен — утеплитель небольшой толщины. Закрепить его можно с использованием «жидких гвоздей» либо двустороннего малярного скотча. Укладывается материал в сторону помещения фольгированной поверхностью.
Полотна материала скрепляются посредством специального фольгированого скотча, поскольку на стыке полосок возможно образование мостика холода, который будет пропускать через себя тепло.
- Сверху утеплителя закрепляют обрешетку. Величина бруска для нее определяется с учетом толщины утеплителя, поскольку он в дальнейшем будет монтироваться между ее направляющими. Между брусками должна быть ширина меньше утеплительных матов на 30 мм, а если применяются жесткие утеплители, такие как пенополистирол, то расстояние должно быть равным ширине панелей.
Предварительно перед монтажом брусков надо определиться, как будет расположена вагонка – вертикально либо горизонтально. Это будет определять направление крепления. Если крепление горизонтальное, обрешетка монтируется вертикально и, напротив, если вагонка крепится вертикально, то обрешетка – горизонтально.
- Наиболее сложные узлы при установке вагонки на балконе – это откосы двери, а также окна, поскольку они имеют малую площадь. На них также нужно попробовать поставить обрешетку. Кроме этого бруски также должны устанавливаться по периметру окон с наружной стороны их откосов.
При монтаже на стенах брусков обрешетки они должны выставляться по строительному уровню, поскольку это будет определять, достаточно ли ровно будет установлена вагонка по вертикали, соответственно, повлияет на вид балкона в целом.
В качестве обрешетки может применяться и металлический профиль, однако надо учесть, что металл сильно проводит холод, а закреплять вагонку на него весьма тяжело.
Если потолок также планируется отделывать вагонкой, то обрешетка делается и на нем.
- Следующий этап – установка утеплителя.
Если применяется минвата, ее легко установить между направляющими обрешетки, поскольку она весьма эластична и хорошо сжимается, а после, расправляясь, плотно прижимается к металлу либо брускам.
Если применяется жесткий материал, такой как пенопласт либо пеноплекс, то между утеплителем и направляющими обрешетки могут образовываться щели. Их в обязательном порядке надо заделать монтажной пеной.
Если нужно, утеплитель дополнительно прижимают к стене, применяя крепления-грибки.
Утеплитель устанавливается и на потолок, затем фиксируется подходящими способами.
Утеплитель рекомендовано затянуть слоем пароизоляционной мембраны внахлест. После этого начинается облицовка потолка и стен вагонкой.
- Сначала нужно проверить ровность, используя уровень. Если верхний участок должен быть больше нижнего, работа начинается снизу.
- Сначала монтируются вертикальные рейки, затем горизонтальные кладутся между ними.
- Нужно отрезать направляющую рейку необходимой длины.
- Далее стоит отметить места, куда будет крепиться вагонка. Оптимально ставить метки каждые 60-80 см.
- Посредством сверла готовятся отверстия с глубиной 5-6 см.
- Монтаж обрешетки начинается с угловых стоек.
- Рейки нужно прокладывать так: первая на уровне колена, вторая на уровне бедер, третья – на уровне плеч. Между брусьями должно быть расстояние примерно в 50 см.
- Саморезы не стоит чрезмерно затягивать сразу. Вначале направляющие наживляются чопиками из пластмассы.
- Перед установкой рейки надо удостовериться, что она соответствует уровню.
- Рейку забивают дюбелем, который затем можно докрутить, используя шуруповерт. Для дюбеля применяется пластиковая насадка, которая должна плотно входить в отверстие не меньше, чем на 30 см.
- По рабочему периметру делаются вертикальные линии, которые позволят оценить ровность укладки вагонки при монтаже. С этой целью натягиваются шнуры.
- В соответствии с этим показателями закрепляются остальные брусья.
- По окончании укладки вертикальных реек начинается укладка горизонтальных.
- Если применяется минеральная вата, она должна быть уложена в сформировавшиеся ячейки и приклеена специальной клеевой пеной.
- Затем закрепляется пароизоляционная пленка.
Закрепление каркаса на деформированной поверхности
Если на рабочей поверхности есть заметные неровности, которые требуют много усилий и времени для корректировки, монтировать каркас можно иначе.
- Рейка устанавливается на самом ровном участке, к ней крепится отвес.
- Дальнейшие нижние брусья крепятся с учетом показателей отвеса.
- Если нужно уменьшить расстояние между рейкой и поверхностью, делается подложка. При заметной выпуклости верхний слой штукатурки снимается.
Это позволяет максимально доступным способом замаскировать недостатки стен. По окончании монтажных работ деформация станет незаметной.
Материалы для утепления
При обшивке балкона вагонкой надо не забыть проложить утеплитель. Применять можно любой теплоизоляционный материал, представленный на рынке:
Пенопласт
Самым дешевым является пенопласт. Он производится в виде плит и имеет весьма хорошую теплопроводность. Главный его минус в том, что он не терпит нагрузок и может мяться, но под вагонкой это несущественно. Другой момент, который не устраивает многих – это ненатуральность материала и его способность выделять вредные компоненты. Впрочем, последнее верно лишь частично. В нормальных эксплуатационных условиях материал является химически нейтральным и безопасным. Он способен выделять вредные компоненты лишь при горении. Иное негативное качество в его низкой паропроницаемости (материал не выводит пары). Однако это другая сторона утепления. С лишней влажностью отлично справляются вентиляционные системы.
Минеральная вата
Производятся они из плавленных горных пород, стекловолокна, шлака, потому этот утеплитель является натуральным. Однако как связующее в промышленности нередко применяются фенолформальдегидные смолы, что не очень хорошо. Существуют базальтовые стеганые маты, которые не требуют применения связующих. Их можно применять даже в детских помещениях. Из преимуществ минеральной ваты отмечаются хорошие теплоизоляционные свойства, простота в работе. Что касается минусов, то это гигроскопичность, ввиду чего материал нужно со всех сторон закрывать от попадания влаги. Цена материала средняя.
Экструдированный либо экструзионный пенополистирол
Обладает весьма хорошими теплоизоляционными характеристиками и достаточно высокой плотностью, способен качественно сопротивляться нагрузкам механического характера. Помимо теплоизоляции неплохо гасит звуки. Из достаточно дешевых утеплителей он считается самым эффективным. Продают материал в плитах. Он оснащен системой замков, что предотвращает формирование щелей, между которыми может проникать холодный воздух. Данный материал рекомендовано применять чаще всего. При наличии материальной возможности лучше выбрать именно его. Из минусов можно отметить то, что материал стоит дороже иных вариантов и не проводит пар.
Фольгированный пенополиэтилен
Является результативным паробарьером, недопускающим попадание влаги в утеплитель. При применении минеральной ваты он раскатывается сверху, скобами прибивается к обрешетке, а стыки проклеиваются фольгированным скотчем. Может применяться и просто строительная фольга, но с ней работать будет сложнее, а полиэтилен будет выступать как дополнительный утеплитель. Только этот материал допускается применять лишь в теплых регионах, для остальных же это лишь дополнение, способное улучшить теплоизоляцию.
Пеностекло
Тем, кому важно, чтобы жилище было экологически безопасным, подойдет такой натуральный материал с хорошими характеристиками, как вспененное стекло (пеностекло). Оно не подвержено горению, не выделяет никаких компонентов, является легким, прочным, морозоустойчивым (рабочие температуры от минус 260 до плюс 230 градусов). Теплопроводность материала составляет 0,04-0,08 Вт/(м•К). Его можно разрезать ножовкой и устанавливать на пену. Из минусов стоит отметить высокую цену. Более доступным является китайское пеностекло, однако его качество оставляет желать лучшего. Белорусское является средним как по цене, так и по характеристикам. Наилучшим считается европейское, хотя оно и весьма дорогое.
Пеноблоки
Для утепления балконов могут применяться пеноблоки. Чтобы они были эффективными, толщина должна составлять около 27 см. Мало кто будет забирать столько площади у и без того небольшого помещения, потому поверх пенобетона обычно всегда кладется слой какого-либо из описанных выше материалов.
Керамзит
Любой утеплитель можно применять на стенах, потолке, полу. Для пола также существует натуральный и дешевый материал – керамзит, но он считается менее эффективным, нежели материалы, описанные выше. Средняя его теплопроводность в два раза выше, чем у минеральных ват.
Важно! При утеплении балкона нежелательно использовать тяжелые утеплители, такие как пеноблоки и керамзит, который впитывает влагу и становится тяжелым.
Виды и особенности вагонки
Для внутренней отделки лоджий и балконов могут применяться различные материалы – панели из пластика, гипсокартон с влагоотталкивающими свойствами, вагонка, натуральный и искусственный камень, пробковое покрытие, керамогранитная, кафельная плитка, декоративная штукатурка. У каждого из покрытий есть свои плюсы и минусы. В процессе отделки балкона внутри надо учитывать следующие характеристики материалов:
- поглощение влаги;
- стойкость относительно высоких и низких температур;
- устойчивость в отношении ультрафиолета;
- долговечность;
- вес;
- стоимость;
- удобство в применении.
Вагонка – один из материалов, который имеет все нужные свойства и является очень популярным. Она представляет собой доску либо рейку с качественно обработанной на сложном оборудовании поверхностью. По краям она оснащена специальными пазами, которые обеспечивают удобную стыковку и дают возможность получить ровную и цельную поверхность, на которой нет щелей. Вагонка отличается по типу замков, по материалу, на основе которого она изготовлена. Также выделяется простая вагонка и евровагонка.
Простая (российская) вагонка обычно имеет толщину в 12-25 мм, длину до 6000 мм и ширину до 150 мм.
У евровагонки возможны разнообразные размеры. Длина такая же, а ширина может составлять 80-120 мм, толщина – 13-19 мм. С внутренней части рейки оснащены специальными пазами, предназначенными для стока конденсата, который будет собираться на материале. Замки несколько глубже, что дает возможность лучше держать гребень в пазе при чрезмерной влажности. В работе евровагонка также проще, нежели обычная, даже если работы проводятся самостоятельно.
Вагонка может быть сделана из пластика или дерева. Также существует МДФ-вагонка.
Пластиковая вагонка
Может быть шовной и бесшовной. В сравнении с иными материалами имеет ряд достоинств:
- Она удобна для самостоятельного монтажа.
- Практична и стоит недорого.
- Имеет широкий выбор фактур и оттенков.
- Проста в чистке и мытье.
- Отличается хорошей морозоустойчивостью, стойкостью в отношении влаги, высокой шумоизоляцией.
- Материал долговечный.
Однако есть и некоторые недостатки. Материал выглядит не так красиво, как деревянный, более подвержен деформации и менее экологичен, чем натуральные материалы.
Деревянная вагонка
Дерево – лучший материал для отделки в плане экологичности. Деревянная вагонка обладает такими преимуществами:
- Полная натуральность, приятный запах.
- Легкость в обработке.
- Возможно периодически обновлять поверхность в соответствии со своими вкусами.
- Отличная тепло- и звукоизоляция.
- Повышенный срок эксплуатации.
- Есть материалы различных классов по качеству.
Из минусов можно отметить, что самостоятельная работа с этим материалом не будет простой, да и стоит она не слишком дешево. Также дерево требует применения защитного покрытия и может со временем менять оттенок под влиянием ультрафиолета.
Вагонка может изготавливаться из различных древесных пород. Отличаются они по типу обработки и сорту. Это оказывает влияние на внешний вид и цену материала. Пиломатериалы относят к евровагонке, если с тыльной их стороны имеются неглубокие продольные бороздки, позволяющие дереву дышать и предотвращающие потерю его формы со временем. Ранее евровагонка всегда предполагала высокое качество древесины, сегодня же это правило соблюдается не всегда.
Деревянные панели могут производиться на основе таких материалов:
- Сосна и ель. Являются наиболее доступными. Их отличает смолистость, потому в жару на стенах возможны капли, тем не менее, они устойчивы в отношении грибков и иных вредителей. Древесина весьма мягкая, и сильный удар может оставить на ней вмятину.
- Лиственница и кедр. Отличается большей плотностью и интересным рисунком. Смолы в них меньше, потому они наиболее популярны из хвойных.
- Ольха, осина, липа. Не являются смолистыми, более твердые, чем ель и сосна. Популярны ввиду нетривиальных оттенков. Выбирать лиственные породы можно с учетом своего вкуса.
- Дуб. Отличается твердостью, прочностью и выносливостью, но также является более дорогим.
Цена сорта древесины определяется качеством. Чем ровнее материал, тем он более дорогой, и относится к сорту выше. Большое количество дефектов и сучков приводят к снижению цены и отнесению к более низкому сорту. Всего сортов выделяется четыре:
- Экстра. Наиболее дорогая и чистая вагонка.
- Элит либо сорт А. Практически ровная древесина, на которой нет следов, трещин и сучков (допустим один небольшой дефект на 1,5 кв.м).
- Сорт В. Могут быть маленькие изменения рисунка (не больше 4 сучков и 2 смолистых образований на аналогичную площадь).
- Сорт С. Включает все остальное. Такие планки иногда могут придавать дизайну своеобразный шарм. Но важно, чтобы следы не были уж слишком черными и ветхими, иначе панель может вскоре разрушиться либо сломаться в процессе установки.
При выборе деревянной вагонки рекомендовано выбирать уже высушенный материал (для камерной сушки характерно 7-10% влажности, что допустимо для отделки). Если древесина влажная, она может сохнуть слишком долго, ввиду чего могут появиться зазоры и щели между панелями, что явно не повлияет на внешний вид балкона положительно.
Вагонка продается в различных размерах, но именно для балкона рекомендовано ориентироваться на средние показатели. Толщина материалов может варьироваться до 25 мм. Для обшивки требуется около 14-16 мм.
Ширина планки может визуально увеличивать либо уменьшать помещение. При узких панелях (6 см) для монтажа нужно больше времени, если они широкие (15 см), то и без того небольшой балкон могут сделать совсем крошечным. При наличии сомнений стоит покупать вагонку толщиной в 9-12 см, которая будет удобна для работы и даст хороший результат. Длина панелей может доходить до 6 м. Для евровагонки есть четкие стандарты: длина от 0,5 до 6 м, ширина – 8-12 см, толщина – 13, 16 и 19 см.
МДФ-вагонка
МДФ также является достаточно экологичным материалом. Он получается путем прессования древесных волокон при повышенных температурах и давлении. Его поверхность после подвергается покрытию пленкой ПВХ с разными древесными текстурами. Преимущества такой вагонки следующие:
- стойкость в отношении лучей солнца;
- доступная стоимость;
- хорошая тепло- и звукоизоляция;
- долговечность;
- отсутствие необходимости в антигрибковой обработке.
Тем не менее, недостатки тоже присутствуют. МДФ-вагонка может применяться лишь для закрытых и утепленных балконов, в противном случае она может деформироваться по причине высокой влажности. Кроме того процесс состыковки всех частей может быть весьма сложным. Каждый хозяин может самостоятельно выбирать, какой вид вагонки выбрать, с учетом желаний и возможностей.
Защита дерева от внешних факторов
Дерево, как известно, достаточно чувствительно к перепадам влажности, температуры и действию насекомых, потому вагонку рекомендуется обработать защитным покрытием. С этой целью разработаны следующие средства:
- Влагостойкие лаки на акриловой, алкидной либо полиуретановой основе. Они быстро сохнут и могут подчеркнуть древесную текстуру.
- Густотертые красители, имеющие водную или алкидную основу. Они могут придать отделке новые тона.
- Составы из воска, предотвращающие гниение древесной структуры.
- Антисептические жидкости, предотвращающие плесень и грибковый налет.
Применяются материалы следующим образом:
- Вагонка шлифуется наждачной бумагой.
- Поверхность обрабатывается грунтовкой.
- Наносится первый слой покрытия и просушивается полностью (время, которое для этого необходимо, указывается в инструкции).
- Производится повторное покрытие конечным слоем.
Мнение эксперта Константин Александрович Задать вопрос эксперту Выбирать средства защиты дерева нужно с учетом расположения балкона и климатических особенностей. Составы на основе воска и алкида устойчивы относительно низких температур, а лаки включают в себя фильтры от ультрафиолета, способные нейтрализовать негативное действие лучей солнца.
Натуральное дерево ценилось на Руси с древних времен. Его прочность, долговечность и способность «дышать» сделали его основным строительным материалом всех времен. Применение деревянной вагонки для отделки поможет всегда сохранять тепло в помещении и создаст там уникальную атмосферу, которая будет благотворно влиять на физическое и моральное состояние человека. Все этапы работы вполне можно произвести самостоятельно.
Вагонка из ПВХ и дерева является одним из самых популярных и доступных материалов, используемых для самостоятельной отделки балконов. Она достаточно проста в монтаже. Подсистема, куда будет крепиться облицовка, позволяет незаметно уложить проводку, магистрали для сплит систем и даже трубы. Нужно отметить, что установка радиатора – также довольно распространенное решение.
Особенности внутренней отделки балконов и лоджий вагонкой
Вместо бетонного пола и кирпичных стен можно сделать вполне жилой и аккуратный вид, где будет приятно находиться и отдыхать. Чистота и уют, получаемые в итоге, стоят затраченных усилий на внутреннюю отделку. А если вместе с этим балкон утеплить, то можно обрести дополнительные преимущества:
- можно обзавестись дополнительной комнаткой вполне легально, никуда не переезжая, не увеличивая расходы на оплату коммунальных услуг;
- в квартире станет теплее;
- теплоизоляция и звукоизоляция;
- можно организовать рабочий кабинет, зону для отдыха, место для цветов или живности.
Немаловажной будет эстетическая сторона. Будет ли на балконе комната для отдыха или хозяйственное помещение, проводить время на нем будет намного приятнее.
Разновидности и особенности вагонки
Для внутренней отделки балконов и лоджий можно использовать разные материалы – влагостойкий гипсокартон, пластиковые панели, вагонка, камень (природный и искусственный), пробковое покрытие, кафельная и керамогранитная плитка, декоративная штукатурка. Каждое покрытие имеет свои преимущества и недостатки. При внутренней отделке балконов следует учитывать такие качества материалов, как:
- влагопоглощение;
- термостойкость;
- морозостойкость;
- устойчивость к ультрафиолету;
- вес;
- долговечность;
- цена;
- удобство в работе с материалом.
Одним из отделочных материалов, обладающим нужными свойствами и популярным в обиходе, является вагонка. Это доска или рейка с хорошо обработанной поверхностью на сложном оборудовании. Имеет по краям специальные пазы, чтобы было удобно состыковывать их друг с другом, получая в итоге ровную целостную поверхность без щелей. Вагонка различается по видам этих замков; по материалу, из которого она сделана; также разделяют обычную вагонку и евровагонку.
Обычная (российская) вагонка имеет такие размеры: 12-25 мм в толщину, до 6000 мм в длину, до 150 мм в ширину.
Евровагонка обладает большим разнообразием размеров: от 80 до 120 мм в ширину, от 13 до 19 мм в толщину, по длине аналогична российской. С внутренней стороны у реек есть специальные пазы для стока собирающегося конденсата. Замки немного глубже, что лучше удерживает гребень в пазе в случае излишней влажности. И работать с евровагонкой проще, чем с обычной вагонкой, даже при самостоятельной обшивке.
По материалу производства вагонка бывает пластиковая, деревянная и МДФ-вагонка.
Бывает бесшовная и шовная. Имеет достаточно преимуществ в сравнении с другими материалами:
- Её удобно монтировать своими руками.
- Она практична и имеет доступную цену.
- Большое разнообразие цветов и фактур.
- Легко чистится и моется.
- Обладает хорошей морозостойкостью, влагостойкостью, прекрасной звукоизоляцией.
- Долговечность.
Пластиковая вагонка
Но есть и недостатки при использовании ПВХ: выглядит не так эффектно, как дерево, легче деформируется и не обладает такой экологичностью, как натуральные материалы.
Дерево является самым экологичным материалом для внутренней отделки, а о более здоровом микроклимате не может быть и речи. Кратко достоинства деревянной вагонки можно описать так:
- натуральность материалов, свежий запах;
- хорошо поддается обработке;
- его поверхность можно периодически обновлять по своему вкусу;
- хорошая звуко- и теплоизоляция;
- большой срок эксплуатации;
- можно выбрать разные классы по качеству материала.
Деревянная вагонка
Из недостатков можно упомянуть о том, что с этим материалом не так легко работать самому, к тому же цена выше. Дополнительно дерево нуждается в специальном защитном покрытии, и цвет его может меняться со временем под воздействием солнечных лучей.
МДФ — вагонка
Материал МДФ тоже достаточно экологичен – его получают путем прессования древесных волокон при высокой температуре и под высоким давлением. Его поверхность затем подвергают покрытию пленкой ПВХ с различными деревянными текстурами. Её плюсы:
- стойкость к ультрафиолетовым лучам;
- невысокая цена;
- хорошая теплоизоляция и шумоизоляция;
- долгий срок службы;
- не нужна дополнительная антигрибковая обработка.
МДФ-вагонка
И в этом случае не обходится без недостатков: МДФ-вагонкой можно обшивать только утепленные и закрытые балконы, иначе она способна деформироваться от излишней влажности, которая напитывается с внутренней стороны. Да и процесс состыковки всех частей довольно сложен.
В настоящее время каждый хозяин сам может выбрать, какой вид будет лучше именно для него, с учетом всевозможных обстоятельств и пожеланий.
Подготовка к видоизменению балкона
Перед началом работ нужно убедиться, что балкон имеет с наружной стороны гидроизоляцию, а также паро- и теплоизоляцию. Чтобы получить частицу жилой комнаты, заранее балкон или лоджию необходимо застеклить.
Можно сделать утепление самому, если найти и почитать нужную информацию и заранее подготовить необходимые инструменты. Для работ понадобится: монтажная пена, клей «жидкие гвозди», утеплительные материалы (минеральная вата, пенопласт или пенополиэтилен), материал для обрешетки (металлический профиль или деревянные бруски), грунтовка для стен, крепления для вагонки, антисептический раствор, собственно сама вагонка, лак для покрытия дерева (если необходимо). Ну и не обойтись без строительных инструментов: шуруповерта, электродрели, плоскогубцев, молотка, широкой кисти или валика, строительного уровня.
Утепление балкона
Очень важно тщательно подготовить поверхность стен. Потолок и стены необходимо очистить от остатков старой отделки и тщательно заделать щели, особенно на стыках стен, с помощью герметиков или монтажной пены.
Следующим действием должно быть нанесение валиком грунтовки на все стены и потолок, дабы добиться антисептического эффекта и не допустить порчи утеплительных материалов. Нанести лучше дважды, дождавшись высыхания первого слоя. Далее можно приступать к утеплению балкона.
Процесс предварительного утепления
В зависимости от вида утеплителя определяется дальнейший порядок действий. Если выбрана минеральная вата либо пенополистирол, то сначала нужно сделать обрешетку. Если выбор пал на пенопласт, пеноплекс, то есть жесткий материал, тогда обрешетку нужно набивать поверх него.
В качестве обрешетки можно выбрать деревянные бруски различного размера, в зависимости от толщины утеплителя, либо металлопрофиль. Но последний способен хорошо проводить холод, да и крепить на него вагонку будет сложнее.
Заранее нужно определить, в каком направлении балкон будет обшит вагонкой – горизонтально или вертикально. При горизонтальном направлении обшивки бруски нужно набивать вертикально, при вертикальном направлении – наоборот. Не стоит забывать также о дверных и оконных откосах – установка брусков здесь будет сложнее. Заранее нужно определить места расположения розеток и выключателей на балконе, чтобы рассчитать их крепление.
Обрешетка для вагонки
Бруски обрешетки монтируют на определенном расстоянии друг от друга с помощью болтов, при этом выравнивают с помощью строительного уровня, чтобы не было перекосов и стены были ровные. На тыльную сторону брусков для защиты от грибков рекомендуется нанести слой шпаклевки ПВА.
Между ячейками обрешетки укладывают минеральную вату, которая, обладая эластичностью, сама расправляется и занимает все отверстия, через которые может проникнуть холод. При утеплении пенопластом швы между ними задувают монтажной пеной. Сверху наносят армированную сетку, а сверху шпаклюют или штукатурят. Потолок утепляется также подобным образом.
После укладки утеплитель следует затянуть слоем пароизоляционной пленки.
Монтаж вагонки и финальная защита поверхности
Теперь можно начинать отделку балкона вагонкой. Рассмотрим именно деревянную, так как с ней присутствуют некоторые особенности.
Предварительно доски вагонки нужно обработать антисептиком, можно шпаклевкой ПВА во внутренних частях, если такая обработка не проведена на заводе-изготовителе. После тщательной просушки можно начинать укладку.
Начинать нужно от стены, первую доску направить гребнем от угла. К брусьям обрешетки доска крепится с помощью кляммера или гвоздиков, саморезов с небольшим их наклоном внутрь. Следующая панель вставляется паз в паз и при небольшом постукивании скрепляется друг с другом. Не забываем контролировать ровность укладки вагонки с помощью уровня.
Можно сначала уложить вагонку на потолке, а потом перейти к стенам.
Следует особо постараться, выполняя монтаж вагонки на откосах – нужно потратить время и усилия, чтобы точно выровнять ее по размеру. В качестве декоративных элементов можно добавить декоративные уголки из пластика.
По завершению отделки балкона вагонкой можно прикрепить потолочные и напольные плинтуса, декоративные уголки, чтобы скрыть стыки между панелями вагонки.
В завершение процесса производят покрытие досок лаком. Подойдут такие виды лаковых покрытий:
- любой мебельный лак, что подходит по цвету, по тону и цене;
- паркетный лак;
- старый советский ПФ-170;
- современные стены на алкидной или акриловой основе.
Итак, если разобраться, то весь процесс внутренней отделки балкона вполне посилен для выполнения своими руками. Важно приобрести качественные материалы, иметь в наличии строительные инструменты, соблюдать последовательность действий на всех этапах. И тогда можно самому создать еще один уютный уголок в квартире, потратив средства только на материалы, ну и немного времени на интересное дело.