Ротор и статор

Из чего состоит якорь электродвигателя. Балансировка якоря электродвигателя

Электрические двигатели предназначены для преобразования электрической энергии в механическую. Первые их прототипы были созданы в 19 веке, а сегодня эти устройства максимально интегрированы в жизнь современного человечества. Примеры их использования можно встретить в любой сфере жизнедеятельности: от общественного транспорта до домашней кофемолки.

Это двигатели, питаемые от батарей или источников питания; они обладают превосходными механическими характеристиками и очень просты в управлении, но имеют более высокую стоимость, чем чередующиеся, менее надежны и требуют периодического обслуживания. Они используются в автоматизации, где они обеспечивают высокую производительность и простоту управления, но также и в других областях.

Они так называются, потому что им не нужен контакт ползучести, а источник питания с электронным устройством питания для переключения токов. Эти двигатели также питаются от силового электронного устройства, которое режет токи, но их работа отличается от других: их вал перемещается «в кадре» в том смысле, что позиции, которые они могут принимать, фиксированы и кратное шагу двигателя. Им управляет включение двигателя с соответствующей последовательностью токов, которая обеспечивает точную скорость отжима.

Электрический двигатель: вид в разрезе

Принцип преобразования энергии

Принцип работы электродвигателя любого типа заключается в использовании электромагнитной индукции, возникающей внутри устройства после подключения в сеть. Для того чтобы понять, как эта индукция создается и приводит элементы двигателя в движение, следует обратиться к школьному курсу физики, объясняющему поведение проводников в электромагнитном поле.

Эти двигатели имеют более низкую производительность, чем другие, но позволяют достичь очень точных мест размещения с помощью очень простой системы управления. Они используются в автоматизации, робототехнике и компьютерной периферии. Переменные двигатели имеют вращающееся магнитное поле внутри них; различает.

Синхронные двигатели, где вращающееся магнитное поле вращается с той же скоростью, что и вал асинхронного двигателя, где вращающееся магнитное поле вращается только быстрее, чем вал. Мы рассмотрим только асинхронные двигатели; синхронные используются почти исключительно как генераторы.

Итак, если мы погрузим проводник в виде обмотки, по которому движутся электрические заряды, в магнитное поле, он начнет вращаться вокруг своей оси. Это связано с тем, что заряды находятся под влиянием механической силы, изменяющей их положение на перпендикулярной магнитным силовым линиям плоскости. Можно сказать, что эта же сила действует на весь проводник.

Асинхронные двигатели, особенно трехфазные двигатели, широко используются в промышленности, потому что они могут питаться непосредственно от сети и потому что они надежны, надежны и экономичны. Однако их использование ограничено более простыми движениями, поскольку их трудно контролировать и имеют низкую производительность в начале.

К обернутым постоянным магнитом полям, то есть с универсальными электромагнитными волнами, с электромагнитами, соединенными так, что он также может работать поочередно. Двигатели с постоянными магнитами имеют малую и среднюю мощность и используются в автоматизации, обернутые полевые волны используются для более высоких мощностей, универсальные используются в станках, бытовой технике и тяге.

Схема, представленная ниже, показывает токопроводящую рамку, находящуюся под напряжением, и два магнитных полюса, придающие ей вращательное движение.

Именно эта закономерность взаимодействия магнитного поля и токопроводящего контура с созданием электродвижущей силы лежит в основе функционирования электродвигателей всех типов. Для создания аналогичных условий в конструкцию устройства включают:

Ротор, который вращается с валом статора, который не перемещается и содержит ротор внутри него. Ротор опирается на подшипники, расположенные спереди и сзади ротора. Схема состоит из. Обмотка якоря, выполненная из изолированной меди с красками, размещенная в специальных полостях на внешней части ротора, в свою очередь, контакт ползучести, состоящий из: коллектора, цилиндрического и размещенного на роторе перед лопастями, состоящего из лопастей медь, изолированная друг от друга и соединенная с каждым из двух обмоточных проводников, представляет собой пару медных и графитовых щеток, прижатых к коллектору от пружин, расположенных на статоре и соединенных с выводами машины. Ползучий контакт имеет две задачи.

  • Ротор (обмотка) – подвижная часть машины, закрепленная на сердечнике и подшипниках вращения. Она исполняет роль токопроводящего вращательного контура.
  • Статор – неподвижный элемент, создающий магнитное поле, воздействующее на электрические заряды ротора.
  • Корпус статора. Оснащен посадочными гнездами с обоймами для подшипников ротора. Ротор размещается внутри статора.

Для представления конструкции электродвигателя можно создать принципиальную схему на основе предыдущей иллюстрации:

Позволяет текущему потоку в обмотке работать как электромеханический выключатель для токов, проходящих через проводники обмотки якоря. Для работы двигателя необходимо, чтобы ток, проходящий через различные оберточные тропы, менялся от одного полюса к другому, т.е. от одного магнита к другому. Ползучий контакт — это «слабая точка» машины, потому что она вызывает из.

Две силы, перпендикулярные току и индукции, приводят к крутящему моменту, который вращает вал двигателя. Чтобы сохранить крутящий момент крутящего момента во время вращения, необходимо отменить направление тока в проводниках, эта задача выполняется коллектором, который подает два витка, соединенных с четырьмя лопастями, так что проводники перед магнитами приводятся в действие токами, которые всегда циркулируют в одном направлении. постоянным, поскольку токи в проводниках чередуются. Настоящий двигатель сложнее, потому что.

После включения данного устройства в сеть, по обмоткам ротора начинает идти ток, который под воздействием магнитного поля, возникающего на статоре, придает ротору вращение, передаваемое на крутящийся вал. Скорость вращения, мощность и другие рабочие показатели зависят от конструкции конкретного двигателя и параметров электрической сети.

Но операция не меняется: во всех проводниках, расположенных перед одним и тем же полюсом, перпендикулярным магнитному полю и путям тока в одном направлении, рождается магнитная сила; Результирующий эффект — это действующий крутящий момент. В аппарате есть еще одно электромагнитное явление: в проводниках, движущихся в перпендикулярном к ним магнитном поле, возникает напряжение, вызванное законом.

Эквивалентная схема, фундаментальные соотношения и механическая характеристика

Затем генерируемое напряжение прямо пропорционально скорости вращения, а при работе двигателя ведет себя как противоэлектродвижущей силы, которая препятствует текущему потоку. Машина может быть изучена с учетом трех отчетов. Которые вместе позволяют выразить соотношение момента и скорости двигателя, то есть его механическую характеристику.

Классификация электрических двигателей

Все электродвигатели между собой классифицируют в первую очередь по типу тока, протекающему через них. В свою очередь, каждая из этих групп тоже делить на несколько видов, в зависимости от технологических особенностей.
Двигатели постоянного тока

На маломощных двигателях постоянного тока магнитное поле создается постоянным магнитом, устанавливаемым в корпусе устройства, а обмотка якоря закрепляется на вращающемся валу. Принципиальная схема ДПТ выглядит следующим образом:

Где ω 0 — скорость вакуума и максимальная скорость, которая может быть достигнута двигателем. На рисунке 4 показано графическое представление механического элемента. Линия на диаграмме парной скорости представляет собой написанное выше отношение и содержит все возможные рабочие точки двигателя. Это графическое представление очень полезно, потому что оно интуитивно показывает поведение двигателя при различных режимах вращения; В техническом описании обычно скорость указывается в об / мин, и обе оси обмениваются.

Учитывая только что увиденные связи и эквивалентную схему, мы видим, что происходит, когда двигатель первоначально останавливается без нагрузки. При запуске, то есть при запуске пускового двигателя, нет генерируемого напряжения, и поэтому ток и крутящий момент максимальны. Это гарантирует очень быстрый запуск. На фазе ускорения проявляется напряжение, ток и крутящий момент все увеличение скорости. При режиме крутящий момент отменяется, скорость стабилизируется при максимальном значении ω 0. Суммируя все в таблице.

Обмотка, расположенная на сердечнике, изготавливается из ферромагнитных материалов и состоит из двух частей, последовательно соединенных между собой. Своими концами они подсоединяются к коллекторным пластинам, к которым прижимаются графитовые щетки. На одну из них подается положительный потенциал от источника постоянного тока, а на другую – отрицательный.

Возвращаясь к рис. 4, заметим. Начальная точка оси абсцисс с максимальным крутящим моментом и нулевой скоростью, рабочая точка вакуума на оси ординат, с максимальной скоростью и нулевым крутящим моментом, что крутящий момент уменьшается линейно, чтобы увеличить скорость. Механическая нагрузка прикладывается к валу и создает крутящий момент, который противоположен вращению двигателя. Нагрузка, такая как двигатель, имеет механическую характеристику, которая показывает ход крутящего момента для различных режимов вращения.

Крутящий момент. . Рабочая точка двигателя с нагрузкой может быть определена. Аналитически, путем задания характеристик двигателя и нагрузки графически, путем определения точки, в которой две характеристики пересекаются в графе скорости крутящего момента. Динамическое поведение двигателя описывается соотношением.

После подачи питания на двигатель происходит следующее:

  1. Ток от нижней «плюсовой» щетки подается на ту коллекторную пластину, к контактной платформе которой она подключена.
  2. Прохождение тока по обмотке на коллекторную пластину (обозначено пунктирной красной стрелкой), подключенную к верхней «отрицательной» щетке создает электромагнитное поле.
  3. Согласно правилу буравчика, в правой верхней части якоря возникает магнитное поле южного, а в левой нижней — северного магнитного полюса.
  4. Магнитные поля с одинаковым потенциалом отталкиваются друг от друга и приводят ротор во вращательное движение, обозначенное на схеме красной стрелкой.
  5. Устройство коллекторных пластин приводит к смене направления протекания тока по обмотке во время инерционного вращения, и рабочий цикл повторяется вновь.

Как вы можете видеть, двигатель разгоняется до тех пор, пока две пары не совпадут; поэтому он работает с постоянной скоростью. В конечном счете, эффект нагрузки заключается в том, чтобы замедлить двигатель до тех пор, пока крутящий момент привода не будет соответствовать прочности. Производительность двигателя оценивается не только максимальной мощностью, но и ее механической характеристикой. В этом смысле важно отметить, что механическая характеристика этого двигателя особенно выгодна, поскольку.

Имеет самый высокий крутящий момент, когда требуется максимальное ускорение, т.е. старт является внутренне устойчивым, т.е. имеет тенденцию поддерживать постоянную скорость; на самом деле, фиксированная точка операции, возможное снижение скорости приводит к увеличению крутящего момента, который возвращает скорость к предыдущему значению, и то же самое происходит в обратном смысле, если скорость увеличивается. Скорость двигателя регулируется, действуя на напряжение питания. Из этого следует, что значения пускового момента и скорости вакуума зависят от того, какое изменение напряжения вызывает смещение пустых рабочих точек и начальную точку на графике, которая представляет механическую характеристику.

Самый простой электрический двигатель

При очевидной простоте конструкции существенным недостатком таких двигателей является низкий КПД, обусловленный большими потерями энергии. Сегодня ДПТ с постоянными магнитами используются в простых бытовых приборах и детских игрушках.

Устройство двигателей постоянного тока большой мощности, используемых в производственных целях, не предусматривает использование постоянных магнитов (они занимали бы слишком много места). В этих машинах используется следующая конструкция:

Регулируя напряжение, характеристика переводится параллельно себе, как показано на рисунке 4. Перемещение характеристики двигателя может быть. Фиксация другого значения скорости вакуума изменяет скорость, перемещаясь в другую точку характеристики нагрузки. Как вы можете видеть, регулирование очень простое и эффективное — на пределе просто потенциометр — и не приводит к нестабильности.

Мотор раны и универсальный двигатель

В работе двигателя имеются также переходные процессы электрического типа, характеризующиеся электрической постоянной времени τ, но, так как это намного меньше механического, их эффектом можно пренебречь. Двигатели с полевыми ранениями используют вместо электромагнитов электромагниты. Это решение имеет свои недостатки.

  • обмотка состоит из большего количества секций, представляющих собой металлический стержень;
  • каждая обмотка отдельно подключается к положительному и отрицательному полюсу;
  • количество контактных площадок на коллекторном устройстве соответствует количеству обмоток.

Таким образом, снижение потерь электроэнергии обеспечивается плавным подключением каждой обмотки к щеткам и источнику питания. На следующей картинке представлена конструкция якоря такого двигателя:

Более конструктивная сложность второй схемы — вызванное возбуждение — для питания электромагнитных потерь несколько выше. Однако это решение позволяет. Плавающие полевые двигатели плохо используются в области автоматизации, они являются наиболее подходящим решением для сред и больших мощностей и для конкретных применений, таких как универсальные двигатели. Основными двумя типами являются.

Двигатели возбуждения независимо от универсальных двигателей. . В универсальных двигателях электромагнитная цепь последовательно соединена с арматурой, что позволяет двигателю работать поочередно: фактически, каждый из двух двигателей Когда ток изменяется на цепь якоря, полярность электромагнитов также изменяется на обратную сторону, в результате чего крутящий момент не изменяется. Универсальный двигатель имеет некоторые особенности над другим.

Устройство электрических двигателей постоянного тока позволяет легко обратить направление вращения ротора с помощью простой смены полярности на источнике питания.

Функциональные особенности электродвигателей определяются наличием некоторых «хитростей», к которым относится сдвиг токосъемных щеток и несколько схем подключения.

Благодаря своей механической характеристике универсальный двигатель используется в тяговом, станковом и бытовом оборудовании. В них мы находим технические соображения, на которых стоит потратить два слова: свободные диоды движения и электронные компоненты питания.

Диоды свободной циркуляции и электронные силовые компоненты

Всегда есть диод, подключенный к двигателю в цепях двигателя. Этот свободно распространяемый диод служит для защиты электронных компонентов от перенапряжений, возникающих при попытке разбить ток на компонент с индуктивным компонентом. При нормальной работе диод прерывается и ток течет в двигатель; все цепи, открывающие ток, могут все еще циркулировать через диод, который входит в проводимость из-за наведенного напряжения.

Сдвиг узла токосъемных щеток относительно вращения вала происходит после запуска двигателя и изменения подаваемой нагрузки. Это позволяет компенсировать «реакцию якоря» — эффект, снижающий эффективность машины за счет торможения вала.

Есть три способа подключения ДПТ:

  1. Схема с параллельным возбуждением предусматривает параллельное подключение независимой обмотки, как правило, регулируемой реостатом. Так обеспечивается максимальная стабильность скорости вращения и её плавная регулировка. Именно благодаря этому двигатели с параллельным возбуждением находят широкое применение в грузоподъемном оборудовании, на электрическом транспорте и станках.
  2. Схема с последовательным возбуждением тоже предусматривает использование дополнительной обмотки, но подключается она последовательно с основной. Это позволяет при необходимости резко увеличить крутящий момент двигателя, к примеру, на старте движения железнодорожного состава.
  3. Смешанная схема использует преимущества обоих способов подключения, описанных выше.

Биполярный электрический двигатель

Двигатели переменного тока

Главным отличием этих двигателей от описанных ранее моделей заключается в токе, протекающем по их обмотке. Он описывает по синусоидальному закону и постоянно меняет свое направление. Соответственно и питание этих двигателей осуществляется от генераторов со знакопеременной величиной.

Одним из главных конструктивных отличий является устройство статора, представляющего собой магнитопровод со специальными пазами для расположения витков обмотки.

Двигатели переменного тока классифицируют по принципу работы на синхронные и асинхронные. Коротко говоря, это означает, что в первых частота вращения ротора совпадает с частотой вращения магнитного поля в статоре, а во вторых – нет.

Синхронные двигатели

В основе работы синхронных электродвигателей переменного тока тоже лежит принцип взаимодействия полей, возникающих внутри устройства, однако в их конструкции постоянные магниты закрепляются на роторе, а по статору проводится обмотка. Принцип их действия демонстрирует следующая схема:

Проводники обмотки, по которой проходит ток, показанные на рисунке в виде рамки. Вращение ротора происходит следующим образом:

  1. На определенный момент времени ротор с закрепленным на нем постоянным магнитом находится в свободном вращении.
  2. На обмотке в момент прохождения через нее положительной полуволны формируется магнитное поле с диаметрально противоположными полюсами Sст и Nст. Оно показано на левой части приведенной схемы.
  3. Одноименные полюса постоянного магнита и магнитного поля статора отталкиваются друг от друга и приводят двигатель в положение, показанное на правой части схемы.

В реальных условиях для создания постоянного плавного вращения двигателя используется не одна катушка обмотки, а несколько. Они поочередно пропускают через себя ток, благодаря чему создается вращающееся магнитное поле.

Асинхронные двигатели

А асинхронном двигателе переменного тока вращающееся магнитное поле создается тремя (для сети 380 В) обмотками статора. Их подключение к источнику питания осуществляется через клеммную коробку, а охлаждение — вмонтированным в двигатель вентилятором.

Ротор, собранный из нескольких замкнутых между собой металлических стержней, жестко соединен с валом, составляя с ним одно целое. Именно из-за соединения стержней межу собой этот тип ротора называется короткозамкнутым. Благодаря отсутствию токопроводящих щеток в данной конструкции значительно упрощается техническое обслуживание двигателя, увеличивается срок службы и надежность. Главной причиной выхода из строя двигателей этого типа является износ подшипников вала.

Принцип работы асинхронного двигателя основывается на законе электромагнитной индукции – если частота вращения электромагнитного поля обмоток статора превышает частоту вращения ротора, в нем наводится электродвижущая сила. Это важно, поскольку при одинаковой частоте ЭДС не возникает и, соответственно, не возникает вращения. В действительности нагрузка на вал и сопротивление от трения подшипников всегда замедляет ротор и создает достаточные для работы условия.

Главным недостатком двигателей данного типа является невозможность получения постоянной частоты вращения вала. Дело в том, что рабочие характеристики устройства изменяются в зависимости от различных факторов. К примеру, без нагрузки на вал циркулярная пила вращается с максимальной скоростью. Когда мы подводим к пильному полотну доску и начинаем её резать, частота вращения диска заметно снижается. Соответственно, снижается и скорость вращения ротора относительно электромагнитного поля, что приводит к наведению еще большей ЭДС. Это увеличивает потребляемый ток и рабочая мощность мотора увеличивается до максимальной.

Принцип работы электрического мотора

Важно подбирать двигатель подходящей мощности – слишком низкая приведет к повреждению короткозамкнутого ротора из-за превышения расчетного максимума ЭДС, а слишком высокая приводит к необоснованным энергозатратам.

Асинхронные двигатели переменного тока рассчитаны на работу от трехфазной электрической сети, однако могут быть подключены и в однофазную сеть. Так, например, они используются в стиральных машинах и станках для домашних мастерских. Однофазный двигатель имеет примерно на 30% более низкую мощность, по сравнению с трехфазным – от 5 до 10 кВт.

Ввиду простоты исполнения и надежности асинхронные двигатели переменного тока наиболее распространены не только в производственном оборудовании, но и в бытовой технике.

Универсальные коллекторные двигатели

Во многих бытовых электроприборах необходимо наличие высокой скорости вращения двигателя и крутящего момента при малых пусковых токах и плавной регулировке. Всем этим требования удовлетворяют коллекторные двигатели, называемые универсальными. По своему устройству они очень похожи на двигатели постоянного тока с последовательным возбуждением.

Главным отличием от ДПТ является магнитная система, комплектуемая несколькими изолированными друг от друга листами электротехнической стали, к полюсам которых подсоединены по две секции обмотки. Такая конструкция снижает нагрев элементов токами Фуко и перемагничивание.

Высокая синхронность магнитных полей в универсальных коллекторных двигателях сохраняет высокую скорость вращения даже под большой нагрузкой на вал. Поэтому их используют в маломощном быстроходном оборудовании и домашней технике. При подключении в цепь регулируемого трансформатора появляется возможность плавной настройки частоты вращения.

Главный недостаток таких электромоторов заключается в низком моторесурсе, обусловленном быстрым стиранием графитовых щеток.

Якорь электродвигателя относится к вращающейся части, на которой собирается грязь, образуется нагар. При неисправностях можно провести диагностику в домашних условиях визуально и при помощи мультиметра. На трущихся поверхностях не должно быть сколов, царапин и трещин. При обнаружении таковых проводят меры по их устранению.

Типичные неисправности

Якорь электродвигателя при нормальных режимах работы не подвергается износу. Заменяют только щетки, замеряя допустимую длину. Но при длительных нагрузках обмотки статора начинают нагреваться, что приводит к образованию нагара.

Из-за механических воздействий якорь электродвигателя может перекоситься при повреждении подшипниковых узлов. Двигатель будет работать, но постепенный износ ламелей или пластин приведет к окончательному выходу его из строя. Но для спасения недешевого оборудования часто достаточно провести профилактический ремонт и прибором можно будет пользоваться длительное время.

К негативным факторам, влияющим на якорь электродвигателя, относят попадание влаги на металлические поверхности. Критичным является длительное воздействие влажности и появление ржавчины. Из-за рыжих скоплений и грязи происходит повышение трения, это увеличивает токовую нагрузку. Контактные части греются, припой может отслаиваться, создавая периодическую искру.

В сервисном центре могут помочь, но это потребует определённых затрат. С поломкой можно справиться и самостоятельно, ознакомившись с вопросом: как проверить якорь электродвигателя в домашних условиях. Для диагностики понадобится прибор, замеряющий сопротивление и инструменты.

Работа омметром

Искренние могло происходить из-за пропадания электрического контакта в одной из ламелей. Для замера сопротивления рекомендуется ставить щупы со стороны токосъемников. Вращая вал двигателя, наблюдают за показаниями циферблата. На экране должны быть нулевые значения. Если проскакивают цифры даже в несколько Ом, то это говорит о нагаре. При появлении бесконечного значения судят об обрыве в цепи.

Независимо от результатов далее следует проверить сопротивление между каждыми соседними ламелями. Оно должно быть одинаковым для каждого замера. При отклонениях нужно осмотреть все соединения катушек и поверхность прилегания щёток. Сами щетки должны иметь равномерный износ. При сколах и трещинах они подлежат замене.

Катушки соединяются с сердечником проводкой, которая могла отслоиться. Припой часто не выдерживает ударов от падений. У стартера ток через контакты может достигать 50А, что приводит к прогоранию некачественных соединений. Внешним осмотром определяют места повреждений. Если не обнаружили неисправности, то проводят замер сопротивления между ламелью и самой катушкой.

Восстановление катушек

Перемотать якорь электродвигателя можно в условиях гаража, только требуется быть осторожным при нанесении каждого витка. Медная проводка подбирается аналогичной намотанной. Сечение нельзя менять, это приведёт к нарушению скоростных режимов работы двигателя. Бумага диэлектрическая потребуется для отделения обмоток. Катушки в конце заливают лаком.

Потребуется паяльник и навыки его использования. Места соединений обрабатывают кислотой, для нанесения оловянно-свинцового припоя пользуются канифолью. При демонтировании старой обмотки подсчитывают количество витков и наносят аналогичное количество новой намотки.

Корпус должен быть очищен от старого лака и других включений. Для этого подходит напильник, наждачка или горелка. Для якоря изготавливают гильзы, материалом служит электротехнический картон. Полученные заготовки укладывают в пазы. Намотанные катушки следует делать правыми витками. Выводы со стороны коллектора перематывают капроновой нитью.

Каждый провод припаивается к соответствующей ламели. Сборка должна заканчиваться очередными замерами сопротивления контактных соединений. Если все в норме и нет можно проверять работу электродвигателя под напряжением.

О происхождении терминов «якорь» и «ротор»

Электротехнический термин «якорь» намного старше слова электротехника. В эпоху великих географических открытий и развития мореплавания в мировом океане ощущалась острая потребность в магнитных компасах, основной частью которых была магнитная стрелка. Эти стрелки изготавливались из железа и намагничивались природными магнитами. Других попросту не было.

Для хорошего намагничивания требовались и хорошие магниты. Для усиления действия природных магнитов их армировали железом, прикрепляя его к камню с помощью немагнитных оправ из меди, серебра и даже золота. Все это украшалось стилизованными фигурками, орнаментами или надписями.

Магниты стоили дорого. В комплект магнита входил также съемный железный брусочек, который «прилепливался» к полюсам магнита. Этот брусочек имел с одной стороны кольцо, крючок или декоративную копию морского якоря для подвешивания гиревой чашки. Силу удержания этого брусочка магнитом всегда можно было измерить по весу гирь, укладываемых в чашку. Сам же брусочек с крючком и получил название «якорь магнита».

С изобретением в 1825 г. электромагнитов способ измерения их силы не изменился. Так, например, в преамбуле своего труда, вышедшего в 1838 г. в Петербурге под названием «О притяжении электромагнитов», российские академики Б.С. Якоби и Э.Х. Ленц прямо так и записали: «Сила притяжения определялась весом гирь, которые накладывались до тех пор, пока якорь не отрывался».

Электромагниты уже могли создавать мощные магнитные поля. Американский ученый Дж. Генри создал электромагнит, якорь которого был в состоянии удерживать груз весом в тонну. Но не в этом его главная заслуга как инженера. Он поставил якорь электромагнита на шарнир и заставил при притяжении ударять по колокольчику. Так появился первый электромагнитный звонок.

Приспособив контакты к подвижному якорю, американец получил никому доселе неизвестный прибор — реле, устройство для автоматической коммутации электрических цепей по сигналу извне, позволяющее передавать телеграфные сигналы на практически любые расстояния.

В современных электромагнитных реле подвижная часть магнитопровода и до сего времени называется якорем, хотя и не имеет никакого внешнего сходства с удерживающим устройством корабля на рейде.

Изобретательская мысль Дж. Генри на этом не остановилась. Он сделал магнитопровод с катушкой и установил его горизонтально, как коромысло лабораторных аналитических весов. При качаниях устройства (якоря), контакты, укрепленные на концах коромысла, периодически касались выводов двух гальванических элементов, запитывавших катушку токами различного направления. Соответственно, коромысло, качаясь, притягивалось к двум постоянным магнитам, входившим в систему.

Установка работала непрерывно, сообщая якорю 75 качаний в минуту. Так появилась одна из первых конструкций электродвигателя с возвратно-поступательным движением. Впрочем, превратить его во вращательное для того времени не составляло никакого труда.

Генри писал: «Мне удалось привести в движение небольшую машину силой, которая до сих пор не находила применения в механике, я говорю о магнитном притяжении. Я не придаю большого значения этому изобретению, ибо в теперешнем его виде оно представляет только физическую игрушку. Однако не исключена возможность, что при дальнейшем развитии принципа это сможет быть использовано для практических целей».

Машины с возвратно-поступательным движением тогда распространения не получили, хотя были предложены вполне работоспособные конструкции У. Кларком, Ч. Пейджем и др. Технологически более удобным в применении оказался электродвигатель с вращающимся якорем.

Затем наступила эра трехфазного переменного тока. Никто вращающиеся узлы у двигателей переменного тока якорем не называл, и это было справедливо. Как не назвать вращающееся магнитное поле вихрем, а вращающуюся часть ротором? Но в машинах постоянного тока (и в двигателях, и в генераторах) терминология осталась прежней. Якорь вращается, а полюсной наконечник называется башмаком, слово, которое можно встретить сейчас только в сказках XVIII в.

Может, стоит изменить технологию? Не будем спешить. Сейчас получают распространение многофазные линейные электродвигатели для монорельсовых поездов. Здесь в качестве ротора используется намертво укрепленный монорельс, а в качестве статора (от латинского — стоящий неподвижно) используются обмотки, установленные на магнитопроводе стремительно мчащегося электровоза. Да и надо ли менять установившиеся понятия, рискуя внести еще большую путаницу?

Борис Хасапов

This entry was posted in Ремонт. Bookmark the <a href="https://kabel-house.ru/remont/rotor-i-stator/" title="Permalink to Ротор и статор" rel="bookmark">permalink</a>.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *