Конспект урока биологии на тему «Свойство воздуха при нагревании и охлаждении»
Конспект урока по биологии в 6Б классе
Тема: Свойства воздуха при нагревании и охлаждении.
Цели:
— дать представление о свойствах воздуха при нагревании и охлаждении, повторить изученные свойства воздуха, познакомить учащихся со свойством воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении.
— развивать связную речь, обогащать словарь новыми понятиями, формировать умения делать умозаключения и выводы, устанавливать причинно – следственные связи.
— повышать познавательный интерес к изучению окружающего мира.
Оборудование: лабораторное оборудование: колбы, трубочки, карточки с заданиями.
Ход урока:
I. Организация начала урока
Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
Календарь погоды.
Прежде чем перейдём к изучению нового материала, повторим то, что изучали на прошлом уроке.
II. Проверка выполнения домашнего задания.
1. Фронтальный опрос:
— Что такое воздух?
— Какими свойствами обладает воздух?
— Что такое упругость?
— Расскажите, как доказать, что воздух сжимаем и упруг?
— Где человек использует свойство упругости воздуха?
— Что такое теплопроводность?
— Как доказать что воздух плохо проводит тепло?
— Расскажите, как люди используют плохую теплопроводность воздуха для сохранения тепла?
— Почему звери и птицы зимой не замерзают?
— Почему растения, укрытые пушистым снегом не замерзают?
2. Карточка
1. Задание
Теплопроводность – это______________________________________________
2. Какие вещи необходимо одевать для сохранения тепла. Отметь знаком «+».
Индивидуальное задание для Бабенко Е. и Короткова С.
III. Актуализация знаний учащихся по теме урока
Вы уже знаете, что происходит с водой при нагревании и при охлаждении? А происходят ли такие явления у воздуха? (ответы детей)
IV. Сообщение темы и целей урока:
— Сегодня на уроке вы узнаете, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении (отметить, что только при охлаждении).
Тема: Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
V. Объяснение нового материала.
Рассказ учителя с демонстрацией опытов.
1. Что происходит с воздухом при нагревании
Учащиеся по ходу демонстрации опытов делают записи.
Словарная работа:
-
РАСШИРЕНИЕ
-
НАГРЕВАНИЕ
Опыт 1 «Нагревание воздуха в колбе»
Конец трубочки опустили в стакан с водой. Нагрели колбу, обхватив её руками. Скоро заметили, что из трубочки начали выходить пузырьки воздуха. Это произошло потому, что воздух при нагревании расширяется и не умещается в колбе.
Вывод: воздух при нагревании расширяется.
Свойство горячего воздуха расширяться используется людьми довольно часто и одна из сфер применения горячего воздуха – воздушные шары.
VI. ФИЗМИНУТКА . ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
— А что происходит при охлаждении воздуха. Узнаем из следующего опыта.
— Словарная работа:
-
ОХЛАЖДЕНИЕ
-
СЖАТИЕ
Опыт 2. «Охлаждение воздуха в колбе»
Положили на колбу, с которой ставили первый опыт, тряпку, смоченную холодной водой. Вода из стакана начала входить в трубку и подниматься по ней. Чтобы лучше видеть, как поднимается по трубочке вода, её предварительно подкрасили.
Вывод: воздух при охлаждении сжимается.
Воздух, так же как и жидкие и твёрдые тела, расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении.
Мы знакомимся со свойствами воздуха при нагревании и охлаждении.
Провести опыты, которые подтверждают свойства воздуха расширяться и сжиматься вы можете в домашних условиях.
Объяснение проведения опыта
Свойства воздуха при нагревании расширяться, а при охлаждении сжиматься легко проверить с помощью обычной бутылки и шарика. Очень наглядный опыт! Обычный воздух в пластиковой бутылке будет в этом опыте главным героем. Шарик – покажет вам, как будет «вести себя воздух».
Самое простое и доступное – погрузить конструкцию в горячую воду. Воздух в бутылке нагревается, расширяется, шарик надувается.
Потом перемещаем бутылку с шариком в холодную воду или оставим остывать на воздухе. Объем воздуха в бутылке уменьшается, шарик сдувается.
Первичное закрепление и корригирование знаний.
Работа с учебником.
Чтение по цепочке стр. 68 — 69.
Индивидуальное задание для Бабенко Е. работа по карточке «Воздух»
VII. Закрепление изученного материала
1. Фронтальный опрос
-
Что происходит с воздухом при нагревании?
-
Что происходит с воздухом при охлаждении?
-
Расскажите как доказать, что воздух при нагревании расширяется?
-
Расскажите как доказать, что воздух при охлаждении сжимается?
VIII. Подведение итогов урока. Оценка.
— Какую тему изучали на уроке?
— Что вам запомнилось?
Оценить работоспособность учащихся.
IX. Домашнее задание.
1 гр. стр. 68 — 69, читать, пересказывать.
Индивидуальное задание для слабых учащихся стр. 68 – 69 отвечать на вопросы.
Дополнительное задание.
Проведение опытов «Доказательство свойства воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении» по желанию на дополнительную оценку
Нагревание и охлаждение воздуха
Огромные массы холодного и горячего воздуха перемещаются в атмосфере. Метеорологи изучают их, чтобы прогнозировать температуру воздуха, дожди и ураганы. Эти атмосферные явления, так же как и ветер, который постоянно дует по всей поверхности Земли, зависят от нагревания воздуха Солнцем.
Что происходит с воздухом при его нагревании? Давайте попробуем проследить этот процесс, попеременно нагревая и охлаждая воздух.
Нам понадобится:
- воздушный шарик
- пустая бутылка
- ёмкость
Название изображения
Ход опыта:
- Надеваем на горлышко бутылки воздушный шарик.
- Ставим бутылку в чашу и набираем горячую воду (осторожно с горячей водой!)
- Теперь подставляем бутылку под струю холодной воды.
- Можем повторить шаг 2 и шаг 3.
Название видео
Итог и объяснение: Шарик надувается под горячей водой, потому что молекулы, из которых состоит воздух при нагревании удаляются одна от другой. Воздух в бутылке расширяется, ему требуется дополнительное пространство, он проникает в шарик и надувает его. Под холодной водой идёт обратный процесс: воздух, охлаждаясь, сжимается, потому что его молекулы вновь сближаются, и занимает первоначальное место в бутылке.
Мы поняли, что воздух при нагревании расширяется и стремится занять больше места, чем в холодном состоянии. Именно поэтому на баллончиках-распылителях можно прочесть: «Не допускать воздействия солнечных лучей и нагрева выше 50 градусов». Теперь нам ясно значение этого предупреждения. Сжатый газ в баллончике при нагревании расширяется, и баллончик может взорваться!