Автоматизированные приводные радиостанции ПАР-10 и ПАР-10С
Современный аэропорт — сложное многофункциональное хозяйство, степень оснащенности которого техническими средствами является одним из главных факторов обеспечения регулярности и безопасности воздушного движения по установленным трассам от вылета и до прибытия самолета в аэропорт назначения.
Одним из радиотехнических средств, которым должен быть оборудован каждый современный аэродром, и является приводная аэродромная радиостанция. Сигналы, размещенных на фиксированных местах приводных радиостанций, служат наземным ориентиром для воздушных судов при полете по трассе и при заходе на посадку на аэродром.
В качестве такой радиостанции и используется изготавливаемая Омским производственным объединением «Иртыш» радиостанция ПАР-10, удовлетворяющая всем требованиям, предъявляемым к данному типу наземного оборудования, и имеющая сертификат, выданный комиссией по сертификации аэродромов и оборудования международного авиационного комитета (МАК).
ОмПО «Иртыш» уже более 25 лет специализируется на выпуске данного типа аэродромного оборудования. Радиостанции, выпускаемые предприятием, поставлялись для оснащения всех аэропортов гражданской авиации нашей страны, а также ряда зарубежных стран.
Предприятием осуществлялся выпуск различных приводных радиостанций, которые по мере их производства совершенствовались в части надежности и улучшения тактико-технических показателей: заменялась элементная база основных узлов передатчика, вспомогательная аппаратура обеспечения режимов работы, контроля и управления, вводилось резервирование.
За 25 лет предприятие прошло путь от выпуска ламповых приводных радиостанций типа ПАР-8, ПАР-8СС, АПР-8 до создания и выпуска автоматизированных приводных радиостанций ПАР-10 (автомобильный вариант), ПАР-10С (стационарный вариант), выполненных на современной элементной базе, работающих в сложных климатических условиях, имеющих высокую надежность, технические характеристики, соответствующие требованиям ИКАО.
Приводная радиостанция, обеспечивая излучения сигнала на любой из установленных частот в диапазоне 150 — 1750 кГц, может выполнить функции дальнего приводного радиомаяка (ДПРМ) при работе на 20-ти метровую Т-образную антенну или ближнего приводного радиомаяка (БПРМ) при работе на аналогичную антенну высотой 5 метров.
Предусмотрен режим работы, при котором передатчик радиостанции может использоваться для передачи сообщений наземной диспетчерской службы на борт самолета, при отказе УКВ средств радиосвязи. В этом случае экипаж принимает информацию на рабочей частоте приводной радиостанции через приемник радиокомпаса.
Радиостанция ПАР-10 работает при температуре окружающего воздуха от -50°С до +50°С и относительной влажности воздуха до 98% при температуре 25°С. Питание радиостанции осуществляется от трехфазной сети напряжением220/380В+10-15%, частотой 50+2 Гц или 60+3 Гц. Потребляемая мощность одного передатчика не более 1 кВт.
Базовый автоматизированный комплекс П232, определяющий основные технические показатели приводной радиостанции, включает в себя два средневолновых передатчика П200 (основной и резервный) и стойку автоматики П300, обеспечивающую контроль работы и автоматическое резервирование передатчиков и маркерных радиомаяков. Резервный передатчик включается в работу в случае появления неисправности работающего комплекта через 5 сек. После получения сигнала неисправности.
В передатчике формируются режимы «Привод-I», «Привод-II», обеспечивающие излучение позывного сигнала в виде кода Морзе от встроенного электронного датчика и работу в режиме ретрансляции сообщений диспетчера на борт самолета.
Передатчик осуществляет автоматическую регулировку усиления и автоматическую подстройку антенного контура, что позволяет обеспечивать устойчивую работу передатчика при воздействии внешних дестабилизирующих факторов(тепло, холод, влага, иней, роса). Дальность действия передатчика при высоте полета 1000 м составляет не менее 50 км при работе на 20-ти метровую Т-образную антенну и не менее 50 км -при работе на 5-ти метровую Т-образную антенну.
Комплект дополнительной аппаратуры, поставляемой в составе приводной радиостанции включает в себя:
- o Радиостанция Р-583 В1, обеспечивающая ретрансляцию команд диспетчера экипажу самолета при отказе на самолете командной УКВ радиостанции.
- o Радиоприемник Р-880М, обеспечивающий симплексную радиосвязь с однотипными радиостанциями.
- o Стабилизатор напряжения СТС-10/0,5С.
- o Аппаратура дистанционного управления «Дистанция-II», для организации канала дистанционного управления радиостанцией ПАР-10 по двухпроводной линии управления (режим «симплекс», четырехпроводной линии управления (режим «дуплекс») или радиолинии.
- o Прибор П501, обеспечивающий распределение электропитания на аппаратуре радиостанции.
Аппаратура ПАР-10 размещена в автомобильном кузове-фургоне К6.131 на автошасси автомобиля ЗИЛ-131. Радиостанция оборудована резервными источниками питания (2 бензоагрегата АБ-4-Т230М). Работа агрегатов может осуществляться как в агрегатном помещении кузова радиостанции, так и вне его на удалении 25 м. Вынос агрегатов производится с помощью подъемного устройства, закрепленного на задней панели кузова.
В аппаратном помещении размещена основная аппаратура радиостанции:
- o комплекс П232;
- o стабилизатор напряжения;
- o маркерный радиомаяк;
- o стол оператора.
На столе оператора расположены: прибор распределения питания П501, радиоприемник Р-880М, радиостанция Р-853В1, аппаратура дистанционного управления «Дистанция-II».
Радиостанция имеет автоматическую систему пожаротушения и систему охранной сигнализации.
Радиостанция может выпускаться в кузове К-66 на базе автошасси ГАЗ-6640 с дизельным двигателем. При этом вместо бензоагрегатов АБ-4 используются два дизельагрегата АД-4 мощностью 4 кВт, расположенные на одноосном прицепе.
По желанию потребителя возможна поставка радиостанции в кузове (без автошасси), либо в двух кузовах типа КУНГ без шасси (аппаратный и агрегатный модули). Состав радиостанции может быть изменен по желанию покупателя.
Приводная радиостанция типа ПАР может быть использована в качестве отдельной приводной радиостанции (ОПРС), которая устанавливается на трассах полета самолетов, в воздушных коридорах и служит для определения места изменения курса самолета. Для этих целей обычно используются стационарные радиостанции ПАР-10С, которые являются модификацией радиостанции ПАР-10 и разработаны на их базе. Основным отличием стационарного варианта исполнения радиостанции ПАР-10С от автомобильного являются управление радиостанцией по радиолинии и наличие автоматизированной системы резервного электропитания, состоящей из двух автоматизированных дизельагрегатов и стойки автоматики и управления дизельагрегатами САУ. Стойка автоматики САУ позволяет управлять дизельагрегатами в ручном, автоматическом и дистанционном режимах.
Стационарная радиостанция ПАР-10С устанавливается на стационарных аэродромах в зданиях, выполненных по типовому проекту или может использоваться в качестве приводной радиостанции ОПРС. В здании, в котором размещается радиостанция ПАР-10С, имеется два помещения: аппаратное и агрегатное. В аппаратном помещении установлена вся аппаратура радиостанции, в агрегатном — два дизельных электроагрегата, стойка автоматики и управления САУ, щит ввода сети с автоматическим выключателем сети, вентиляторы и электрообогреватели.
Комплекс П232 в аппаратном помещении установлен и укреплен на раме. Прибор распределения питания П501, прибор сопряжения П506, линейный ввод П502С, радиостанции АДУ, Р-853, радиоприемник Р-880М и исполнительный пульт ИП аппаратуры дистанционного управления «Дистанция II» расположены на столе оператора.
В столе оператора имеются выдвижные ящики для ЗИП радиостанции и выдвижной стол для технического осмотра аппаратуры и ее ремонта. Контрольно-измерительные приборы устанавливаются на передвигающемся столике.
Стационарная приводная радиостанция ПАР-10С при размещении на дальнем приводе работает на 20-метровую Т-образную антенну с изолированными противовесами или высокочастотным контуром заземления.
>ПАР-10
ПАР-10 — советская и российская приводная автоматическая радиостанция, разработанная на Омском ПО «Иртыш»