Содержание
- Грамотный выбор обоев в клетку для стен
- Шотландская клетка на стенах: когда это актуально
- Стилистическое решение
- Цветовые композиции
- Как подобрать мебель под клетчатые обои в комнате
- Яркий и необычный дизайн с обоями в клетку: аристократичная сдержанность в интерьере
- На что обратить внимание при выборе клетчатых обоев?
- Стилистика интерьера
- Возможные комбинации
- Роспись стены шотландской клеткой
Как грамотно подобрать клетчатый узор для стен с учетом всех нюансов. Как сочетать его с мебелью, шторами и другим декором.
Грамотный выбор обоев в клетку для стен
Этот рисунок в любом помещении выглядит свежо и креативно. Клетка на обоях позволяет скрыть дефекты и неровности стен, внести цветное настроение.
Шотландская клетка на стенах: когда это актуально
Шотландская клетка (тартан) – это рисунок, созданный из большого количества объединенных перпендикулярно линий, образующих квадраты и прямоугольники. Обычно, этот рисунок состоит из темных линий на светлом фоне. Так как в данном случае объединяются темные и светлые тона, то такими обоями можно оклеивать любые комнаты.
Обои в стиле тартан делаются в английских классических интерьерах. Такой узор сделает помещение комфортным и уютным.
В больших гостиных можно задекорировать одну стену тартаном. А остальные стены должны быть какого-то одного пастельного оттенка, иначе композиция будет разделяться на пестрые куски.
Также можно задекорировать одну стену в большом просторном коридоре. Положить у двери коврик с идентичным орнаментом, сделать подобную обивку на скамеечке для переодевания обуви.
Стилистическое решение
Каждый стиль состоит из определенных комбинаций оттенков. Например, в скандинавском стиле преобладают холодные тона:
- голубой;
- фиолетовый;
- синий;
- серый.
В стиле хай-тек используется черно-белый клетчатый узор.
Как выбрать узор:
- Если квартира большая по размерам, то хорошо будет выглядеть крупная клетка.
- Если же комната маленькая, то лучше выбрать обои в мелкий клетчатый рисунок.
- Правда, нужно помнить, что чересчур небольшая клетка оказывает плохое влияние на зрения, из-за этого ей лучше отделывать только одну стену.
Клетку виши придумали во Франции в городе Виши, находящемся на юго-востоке от Парижа. Это сочетание белой стены и ярких линий какого-либо цвета: индиго или лазурного, изумрудного, апельсинового, алого, сиреневого. В рисунке используют 3 вида клетки: 2 основных близких друг к другу тона и один промежуточный, получаемый путем смешения этих 2 тонов. Виши можно отделывать комнаты, обставленные в стиле прованс.
Цветовые композиции
Узор пастельных тонов сделает комнату уютной, комфортной, более солнечной, его применяют в темны коридорах, помещениях, где мало естественного света. Рисунок в темную клетку же используют в ярких, отлично освещенных комнатах, чтобы сделать их «прохладнее».
Светлая клетка
Подбирать отделку комнаты требуется, учитывая не только эстетику, но и практичность материалов.
Рисунок, у которого границы еле просматриваются, наиболее универсален. Правда, такую отделку не стоит делать на стенах, которые быстро и постоянно загрязняются, для примера, в кухне или прихожей.
Еще такую отделку используют в стиле кантри. Лучше выбрать для оформления светлые и несколько приглушенные цвета. Здесь применяется мебель из дерева в классическом стиле.
Темная клетка на стенах
Темную клетку советуют применять в комнате, которая хорошо освещена солнечными лучами. Она будет «приглушать» яркий солнечный свет, делать помещение прохладнее.
Разноцветная клетка
Разноцветная клетка придаст комнате яркости, жизнерадостности, позитива.
Отлично будет смотреться рисунок из разных ярких оттенков на кухне. Здесь неплохо будет выглядеть белый, молочный, кремовый фон с розоватым, фиолетовым, алым, изумрудным, цвета индиго рисунком.
Для детской комнаты подходит даже клетчатый узор в стиле пэчворк. Психологи советуют с первых лет жизни окружать ребенка сочными красками, чтобы малыш быстрее познавал мир, узнавал предметы. Правда, вблизи спального места, лучше применить цвета пастельных тонов. Также в комнатах для подростков советуют применять более спокойные оттенки.
Однотонная
В небольших прихожих обычно нет окон, поэтому лучше задекорировать стены однотонной клеткой теплых пастельных тонов. Тогда комната будет казаться светлее.
Как подобрать мебель под клетчатые обои в комнате
На кухне, помимо обоев, можно украсить аналогичным узором тех же тонов интерьер:
- полотенца;
- плафоны светильников;
- рукавички для горячего;
- скатерти;
- шторы;
- салфетки;
- подставки под горячее;
- мягкую обивку стульев и угловой диван.
Можно даже приклеить к потолку панели подобным узором. Чтобы комната выглядела гармонично, приобретают посуду с таким же рисунком.
В гостиной можно поставить мебель с таким же узором, как и на стенах: диван, кресла, стулья, ковры, пледы, подушки. Хорошо объединить коричнево-песочную клетку с черно-белыми фотографиями, ярко-синим либо голубым диваном и стальным ламинатом на полу.
В детской комнате, помимо обоев с клеткой, можно положить на кровать такое же белье и покрывало, плед, занавески, сделать идентичную обивку дивана. Также можно окрасить в крупную цветную клетку полки в книжном шкафу.
У клетки имеется уникальной свойство сделать обстановку дороже на вид. Это хорошо использовать, если недостаточно средств на ремонт.
Этот рисунок имеет большое число разновидностей. Он различается не только цветами, но и расположением линий, их толщиной и четкостью.
Яркий и необычный дизайн с обоями в клетку: аристократичная сдержанность в интерьере
Чем ярче и интереснее узор на обоях – тем более жизнерадостным и эффектным выглядит интерьер комнаты. Именно поэтому многие дизайнеры отметили пользу использования клетки в качестве основного рисунка на стенах старинных и современных интерьеров.
Несмотря на строгость и сдержанность, обои для стен в клетку несут внутреннюю энергию и способны сделать комнату более яркой и интересной. Кроме того, клетка приглушенных оттенков считается отличным вариантом для создания расслабляющей и успокаивающей обстановки.
Несмотря на многообразие полезных функций этого рисунка далеко не все используют подобные обои в качестве фоновых в интерьере. Клетчатые обои очень капризны и требуют правильного сочетания цветов и оттенков, подбора мебели и аксессуаров, да и количество стилей, предполагающих такой дизайн, ограничено. Но, решившись добавить клетчатые элементы на стены вашей комнаты, вы сможете добиться эффекта, который достаточно редко получается при использовании других узорчатых обоев – создать роскошную, респектабельную и эффектную комнату, в которой будет комфортно находиться и взрослым, и детям.
На что обратить внимание при выборе клетчатых обоев?
Обои в клетку в домашнем интерьере не всегда могут восприниматься гармонично. Немаловажную роль при выборе таких материалов играет стилистика интерьера.
Кроме того, в процессе поиска идеального клетчатого покрытия для стен стоит обращать внимание и на следующие особенности:
- характер рисунка. Клетка бывает разной – поэтому и эффект, который будет создаваться в вашем интерьере, может не соответствовать первоначальным планам. К примеру, обои в стиле «шотландская клетка» будут подчеркивать традиционность и старинную тематику интерьера, а клетка, изображенная в виде шахматной доски, сделает акцент на сдержанности и строгости. Яркая клетка, выполненная в виде разноцветной мозаики, наоборот, внесет в интерьер яркие и жизнерадостные нотки;
- сразу определитесь с размерами клетки на обоях. Крупная клетка подойдет для помещений с длинной стеной, не заставленной мебелью. В тесных интерьерах специфика такого орнамента будет теряться. Мелкие клетчатые принты не рекомендуется использовать для оформления всех стен вне зависимости от размеров комнаты. Они могут давить на зрение, поэтому, как правило, используются для создания акцентов на одной из стен;
- используемые оттенки. Изобилие мрачных и приглушенных цветов на клетчатом рисунке станет причиной создания неуютной и темной обстановки, поэтому такой дизайн требует хорошего естественного освещения. Светлая клетка с еле видимыми границами более универсальна: тем не менее, такой вариант не подойдет для оформления комнат с риском постоянного загрязнения стен (например, кухни и прихожей). Как вы видите, оценивать правильность подбора оттенков следует и с эстетической, и с практической точки зрения.
Внимание! Нередко клетку используют для привлечения внимания. Если акцент на стене вы решили сделать с помощью ярких оттенков – обеспечьте их сочетаемость. Тандем салатового и малинового, к примеру, будет выглядеть противоречиво и глупо, и создания роскошного интерьера вы уже не добьетесь.
Клетчатые рисунки характерны для старинных интерьеров, хотя профессиональные дизайнеры сумели придумать варианты их гармоничного использования даже в современных стилевых направлениях. Давайте разберемся, как можно создать целостный интерьер с клетчатыми обоями без посторонней помощи.
Стилистика интерьера
Первый и самый простой вариант оформления – это использование обоев в шотландскую клетку. Они идеально впишутся в английский или классический интерьер. А дополнительные элементы дизайна, такие как камин или стилизованная мебель, помогут вам подчеркнуть выбранную тематику.
Шотландская клетка (тартан) представляет собой орнамент, выполненный из множества перпендикулярно соединенных линий, создающих строгие квадраты и прямоугольники. Как правило, такие орнаменты выполняются на светлом фоне темными линиями. Благодаря сочетанию светлых и темных оттенков обои такого типа подойдут для интерьеров с любой цветовой гаммой и не повлияют на целостность дизайна стен.
Еще один стиль, в котором клетка воспринимается гармонично, – это стиль кантри. Он предполагает использование старой мебели, простого текстиля с неброскими узорами и соответствующих обоев. Именно поэтому светлые обои в небольшую клетку способны подчеркнуть домашний уют и тепло и в совершенстве передают тематику этого стиля. Акценты в интерьерах кантри желательно делать за счет светлых оттенков.
Посмотрите, как гармонично смотрятся фото с обоями в клетку в современных интерьерах. В дизайнах такого типа клетка играет роль центрального декоративного элемента: именно она притягивает на себя все внимание и задает тон всей комнате. Поэтому мебель и аксессуары в стиле модерн, минимализм и других направлениях выбираются с учетом палитры, присутствующей на обоях.
Если вы предпочитаете создавать монохромные и однотонные интерьеры – выбирайте клетчатые покрытия с еле видимыми орнаментами.
Не забывайте о том, что каждый стиль предполагает использование определенной палитры. К примеру, интерьеры в скандинавском стиле должны быть оформлены с помощью клетки холодных тонов, а американские направления в дизайне отличаются использованием ярких контрастов. Идеальным вариантом для оформления комнаты в стиле хай-тек станет традиционная клетка в черно-белом цвете.
Настенные покрытия с клетчатыми мотивами будут полезны не только как декоративный элемент, но и как способ маскировки недостатков и неровностей стен. Кроме того, клетка оказывает воздействие на восприятие размеров комнаты, что немаловажно, если вы оформляете тесные интерьеры.
Поскольку работа с клеткой – это сложный и кропотливый процесс, рекомендуем вам ознакомиться с некоторыми особенностями оформления разных комнат.
Клетчатая гостиная
Обои в клетку в интерьере гостиной, как правило, используются для создания акцентов. Яркая клетка на центральной стене этой комнаты станет стильным дополнением к дизайну и привлечет внимание к камину, телевизору или другим элементам интерьера.
Поскольку гостиная должна выглядеть торжественно, чаще всего для оформления выбирают клетку ярких оттенков.
Цвета, используемые на обоях, можно повторить на шторах, мягкой мебели и аксессуарах.
Помните! Стена, оформленная с помощью таких обоев, не должна быть заставлена мебелью. Полочки с рамами, часами, статуэтками и прочими аксессуарами тоже желательно расположить в другой части комнаты.
Если оформлять все стену или одну из них в клетчатом стиле вы не хотите, можете использовать такие обои для создания вставок или выделения ниш.
В старинных интерьерах (например, классических) допускается горизонтальное комбинирование клетки с обоями в полоску или однотонными настенными покрытиями.
Оригинальный дизайн спальни
Выбирая обои с клетчатым рисунком для декорирования спальной комнаты, помните, что такие мотивы не должны выступать в качестве раздражителя. Поэтому лучше использовать не яркие, а светлые и приглушенные оттенки на клетчатом узоре.
Яркая клетка на светлом фоне допустима только в прикроватной зоне. Темная шотландская или английская клетка может присутствовать по всему периметру комнаты – но такой интерьер желательно осветлить с помощью декоративных элементов пастельных оттенков.
Совет: чтобы спальная комната, оформленная в клетчатом исполнении, воспринималась гармонично – поищите текстиль в такую же клетку для покрывал, декоративных подушек или занавесок.
В детской комнате клетка используется нечасто. Маленький ребенок не будет воспринимать этот рисунок должным образом, а в возрасте, когда у детей формируются собственные предпочтения, клетка не популярна. Тем не менее, яркие детские обои в клетку вполне сойдут для оформления игровой зоны.
Для оформления детской комнаты можно поискать нестандартные варианты: например, обои в виде мозаики из ярких квадратов.
Клетка на кухне
Использование обоев в клетку на кухне способствует созданию домашней обстановки и пробуждению аппетита, к тому же выглядят такие обои более респектабельно, чем стандартная плитка.
Использовать узоры такого типа можно для оформления всего пространства кухни или выделения отдельных функциональных зон.
При выборе обоев в клетку на кухню стоит учесть и особенности текстильного оформления интерьера: ваша комната будет выглядеть эффектнее, если шторки и скатерти будут изображать такой же орнамент.
Декор стен в прихожей
Поскольку в прихожей и коридоре не всегда удается создать необычный дизайн за счет текстиля и аксессуаров, именно обои должны играть главную декоративную роль в пространстве. Яркая клетка хорошо справится с этой задачей, но при чрезмерном использовании может визуально уменьшить размеры комнаты.
Клетка гармонично сочетается с деревянными покрытиями, а также с глянцевыми светлыми предметами мебели, поэтому обустройство прихожей не вызовет у вас сложностей.
Лучший вариант для оформления клетчатой прихожей – поклейка обоев со светлыми принтами или создание горизонтальных комбинаций с однотонными обоями или защитными панелями.
Клетчатые стены в кабинете
В некоторых домах и квартирах под рабочий кабинет отводятся целые комнаты. Само собой, оформление таких интерьеров должно быть максимально сдержанным и спокойным, чтобы не отвлекать от рабочего процесса. Яркая клетка с этой задачей не справится: красные, желтые и другие яркие линии будут играть роль раздражителя.
Поэтому в комнатах с таким предназначением следует использовать строгие клетчатые покрытия темных и приглушенных тонов: коричневого, серого, зеленого и других.
В интерьере рабочего кабинета, как и в многих других комнатах, клетчатые обои можно интересно скомбинировать с другими покрытиями для стен. Подобрать цвет для таких комбинаций будет несложно. Давайте разберемся, какие варианты сочетания подойдут для обоев с клетчатыми узорами.
Возможные комбинации
Самый распространенный способ комбинирования обоев в клетку – горизонтальный. В нижней или верхней части стен можно поклеить обои с линиями или полосами, цветочными узорами, абстракцией, классическими орнаментами, а также однотонные покрытия.
Вертикальные комбинации не должны быть слишком яркими и броскими, поэтому для создания гармоничного дизайна лучше выбирать однотонные покрытия сочетаемых оттенков.
Комбинирование клетчатых обоев с другими покрытиями возможно также в виде отдельных вставок и декоративных панно: яркая и насыщенная клетка будет создавать акцент на отдельной стене.
Техника печворк, выполненная собственноручно, тоже подчеркнет красоту клетчатых мотивов.
В интерьерах кухни, ванной или прихожей можно использовать обои в виде мозаики или шахматной доски и скомбинировать с таким же полом. Оригинально смотрится комбинирование таких обоев с клетчатыми или однотонными шторами и занавесками.
Клетка – это удачный вариант для создания индивидуального дизайна с гармоничными акцентами и сдержанной стилистикой. С помощью дополнительных аксессуаров такой интерьер можно сделать более строгим или жизнерадостным. По этой причине обои в клетку и пользуются спросом: они дают возможность экспериментировать и воплощать в реальность самые оригинальные идеи.
Tilda Swinton в фотосессии Karl Lagerfeld для рекламной кампании коллекции Chanel Paris-Edimbourg
Здравствуйте! 🙂
В первой части более детального рассказа про популярные клетчатые орнаменты мы поговорим о «шотландке»(тартане) и ее разновидностях.
Техническое определение «шотландки» гласит: «Шотландка — ткань с рисунком в клетку из цветных нитей основы и утка. Вырабатывается из шерстяной пряжи саржевым или мелкоузорчатым (чаще креповым) переплетением. Это же определение полностью применимо и к термину «тартан».
Единый пост, посвященный «шотландке», жж назвало «слишком большим» 🙂 , потому разбиваем его на две логические части. Прежде всего уделим должное внимание понятию, символике и истории тартана.
Первое упоминание шерстяной клетчатой ткани, ныне повсеместно известной как «шотландка», относится к III веку нашей эры (по второй информации — это 325 г нашей эры). Именно ее использовали в качестве теплой накидки древние галлы (современные шотландцы и ирландцы). Такая накидка обычно надевалась поверх рубахи и доходила до колена. При этом ее старались затейливо уложить в пышные складки и закрепить на талии поясом. Как гласит легенда, этот предмет одежды послужил прототипом знаменитого шотландского килта. Самый древний кусок тартана был найден недалеко от шотландского города Фолкирк. Эта ткань возрастом примерно 1700 лет сильно отличается от современных разноцветных тартанов: она сделана из неокрашенной овечьей шерсти — светлой и темной. В Национальном музее Шотландии в Эдинбурге хранится кусочек старой материи.
Уже очень длительное время в Шотландии тартан служит знаком родовой принадлежности. Однако, поначалу тартаны, которые ткались в Шотландии, не имели никакого специального имени и значения.
О происхождении слова «тартан» историки спорят до сих пор. Одни, апеллируя к давним тесным связям между Францией и Шотландией, возводят корни названия к среднефранцузскому tiretaine — «грубая шерстяная ткань». Другие настаивают на кельтской этимологии, указывая, что в современном шотландском гэлике слово tarsainn означает «накрест», «поперек». Действительно, первоначально слово «тартан» обозначало принцип плетения ткани: каждая нить проходит над двумя другими, затем под двумя и так далее. Существует также версия происхождения от значения «цвет местности». Тартан ткался вручную из шерсти домашних овец, окрашенной красителями местного происхождения. Черную краску получали из коры ольхи, синюю — из ягод черники, зеленую — из василька, красную — из скального лишая, желтый — из папоротника и костенца, коричневый — из морских водорослей и т.д.(Для женских одеяний обычно использовались тартаны светлых и кремовых оттенков). Так появлялись варианты тканей, характерные для каждого района, и можно было определить по расцветке одежды человека откуда он. Со временем определенная расцветка тартана закреплялась в сознании за определенной местностью и впоследствии уже стала принадлежностью клана, рода, который там проживал .
В исторической литературе о тартане иногда встречаются мнения, что по его цвету можно было сделать выводы и о богатстве клана. Например, в старину красный цвет считался особенно престижным, поскольку его трудно получить из натуральных красителей. Яркие тартаны демонстрировали статус владельца, уверенность в себе и желание привлечь внимание. Темные расцветки, сливающиеся с окружающим ландшафтом, напротив, свидетельствовали о желании быть незаметным (такие расцветки составляют особую группу «охотничьих»тартанов, которые используются для пошива охотничьих костюмов).
Собственниками первых таких тартанов были 11 родов и семейств. Считается, что те, кто не принадлежал ни к одному из них, но населяли шотландские возвышенности, могли использовать какой-нибудь из 4 областных тартанов, а сходный орнамент у двух кланов может свидетельствовать о родственных узах.
Вот, например, несколько вариантов наиболее распространенных тартанов:
Слева направо, сверху вниз:
1. Каледони (Caledonia)- универсальный тартан, который может носить каждый шотландец;
2. Блэк Уотч (Black Watch)- в историю вошел как военный тартан;
3. Балморал (Balmoral Royal)- королевский тартан строго разрешенный к ношению только членам королевской семьи, единственным посторонним, кому разрешено носить Балморал, это личный волынщик Её Величества;
4. Ройял Стюарт (Stewart Royal)- красный королевский Стюарт, с 1822 года личный тартан британского монарха, самый известный в мире тартан (в наше время его использование уже лишь теоретически требует разрешения) ;
5. Сент-Эндрюс (St Andrews)- также относится к королевским тартанам, получил достаточно широкое распространение, как и красный Стюарт;
6. Нова (Nova)- стал символом марки Burberry, создан для компании в 1920 году и занесён в регистр в 1985-м.
В дополнение, практически у каждого тартана существуют вариации для разных случаев.
CLAN tartans — клановые тартаны — для использования членами клана. Тартаны clan и family предназначены для пользования членами семьи, и вряд ли вы найдёте сейчас их в свободной продаже. Кроме тартанов тех кланов, главы которых разрешают таковое распространение. При этом clan — собственно, клановый тартан, а family — тартан семьи, не образующей клана и не имеющей официального главы. Тартан группы name, наоборот, может носить любой с соответствующей фамилией, но совершенно необязательно принадлежащий к клану или конкретной семье.
CHIEF tartans — персональные тартаны — носились и носятся исключительно только главами кланов и близкими членами их семей. Такой тартан, в основном, выглядит, как клановый, но с большим или меньшим отличием.
MacKintosh clan/ MacKintosh clan chief
DISRICT tartans — местные тартаны, наверное, самый старые виды тартана, из которых как раз развились потом клановые тартаны. Сегодня такие тартаны носят люди, живущие или происходящие из какого-то места, и которые не могут носить клановые тартаны. Сейчас местные тартаны, как говорят иронично некоторые шотландцы, созданы для каждой деревни, холма и утеса.
DRESS tartans — обычно так называют тартан, где в качестве одного из основных цветов используется белый. Возникновение «плательного» тартана связано с женской модой XVIII века. В те времена женщины обычно носили большие накидки или пелерины из тартана на основе белого или кремового цветов. Современная концепция «плательного» тартана вдохновлена той модой, и многие такие тартаны представляют собой обычный клановый с заменой одного из основных цветов на белый или с добавлением белого к стандартному набору. Несомненно, среди женщин плательные тартаны более популярны, однако, нет причин, по которым мужчина не может носить его, если захочет.
HUNTING tartans — «охотничий» тартан — это такой, в котором преобладают зелёные и синие цвета и, зачастую, коричневый. Некоторые кланы не имеют «охотничьих» тартанов, например, у них основные — уже состоят из этих цветов, другие — имеют. И такой тартан можно носить вместо основного. То есть, слово «охотничий», в данном случае, означает не назначение тартана, а более то, что он более тёмного цвета.
REGIMENTAL tartans — военные, полковые тартаны, относящиеся к тому или иному военному подразделению.
И это лишь несколько примеров разновидностей тартана, их существует множество!
Например, степень яркости красок, цветов, используемых в тартане, определяет «современный» (modern) или «старый » (ancient), а также «обветренный» (weathered) тартаны или тартан с цветовой схемой под названием «реконструкция» (reproduction), но и это еще не все, есть ещё такие виды тартана, как «приглушённый» (muted) и «старинный» (antique)… — и все это различные степени осветления стандартных цветов 🙂
Тартаны также различаются по плотности щерстяного полотна. Измеряется она в унциях (oz): минимальная — 8, максимальная — 16.
Также существуют специальные правила ношения тартана — какой вариант следует надевать, кому и при каких обстоятельствах 🙂
Наиболее известны в значении клановые тартаны, но символика «шотландки» сейчас отнюдь не сводится к этой роли. Город, район, корпорация, семья, отдельный человек, важное событие — все может стать поводом для создания тартана (это группа тартанов называется commemorative или memorial). Возраст тартана не имеет значения, гораздо важнее официальное подтверждение его символической функции. Сегодня в мировом регистре тартанов Scottish Tartans World Register зафиксировано более 3000 образцов, принадлежащих семьям, городам, организациям и целым странам. В шотландском Scottish Register of Tartans их еще больше — более 6000. Такая разница объясняется просто: шотландский регистр, в отличие от мирового, продолжает регистрировать новые тартаны по сей день.
Изобретение новых расцветок приурочивается практически к каждому сколь-нибудь значимому событию — к юбилею Королевы, к возвращению в Шотландию королевских регалий, к олимпийским играм, в память о принцессе Диане. Практически все шотландские клубы имеют свои расцветки, служба «Скорой помощи» также получила свой тартан. Список можно продолжать бесконечно, поскольку тартаны разрешены и для коммерческого использования — отелями, различными производящими компаниями, кораблями и так далее.
Более того, можно зарегистрировать свой тартан на сайте официального реестра.
Ссылки:
Scottish Register of Tartans, можно зарегистрировать свой собственный узор тартана: http://www.tartanregister.gov.uk/index.aspx
По этой ссылке можно искать узор тартана по цветам, имени и т.д.: http://www.tartanregister.gov.uk/search.aspx
Тартан «В память о Диане, Принцессе Уэльской» (1997) / 2. Тартан Hogmanay — по названию шотландского праздника, а также в честь 1 января 2000 г. / 3. Lunar tartan, 1970 (в цветах лунной поверхности и ракетного пламени).
Символика, традиции, качество — все это создает особую притягательность тартана. Этот клетчатый орнамент используется в одежде, аксессуарах, интерьерах..и т.д. Но дело не всегда обстояло так. Рассмотрим более подробно историю тартана и как все менялось.
Как уже было сказано выше, изначально четкой привязки орнамента тартана к определенному клану не существовало. Но к XVII столетию тартан стал считаться типичным признаком костюма шотландских горцев и приобрел отчетливое символическое значение. Именно поэтому после поражения шотландцев в битве при Каллодене, в 1746 году, в ходе якобитского восстания, английский парламент специальным указом запретил шотландцам носить национальный костюм. Это была попытка бороться с вольнолюбивыми горцами методом не только политического, но и культурного диктата. Однако, несмотря на запрет, многие продолжали носить тартан в знак протеста — так в семантике тартана появился оттенок оппозиционности. Шотландцам удалось добиться отмены дискриминационного указа только в 1782 году.
Сражение при Калло́дене (англ. Battle of Culloden)- сражение, произошедшее в ходе Второго якобитского восстания 16 апреля 1746 года в окрестностях Каллодена, селения в северной Шотландии неподалеку от города Инвернесс, между шотландским ополчением под предводительством Чарльза Эдуарда Стюарта, претендента на британский престол, и правительственными британскими войсками, под начальством герцога Камберлендского. Шотландцы были разбиты, сам Чарльз и остатки его армии успели спастись, но ненадолго. Восстание было поднято в надежде захватить трон королевства Шотландии. Это была последняя серьёзная попытка изгнанного из Британии дома вернуть себе трон. Также это была последняя битва между англичанами и шотландцами и последнее в истории сражение на территории Англии. Вот тут, например, можно почитать подробнее об этом восстании: https://ru.wikipedia.org/wiki/Второе_якобитское_восстание
Это уже «исторические справки» на тему.
Битва при Каллодене», Дэвид Морье
Позже, в конце XVIII века, когда в Англии завершилась промышленная революция, появилось немало фирм, специализирующихся на изготовлении тартана. Наибольшей известностью среди них пользовалась компания William Wilson & Sons of Bannockburn («Уильям Уилсон и сыновья из Баннокберна»). Эта фирма была основана в 1765 году и вскоре получила лицензию, став единственным поставщиком тартана для шотландской армии (Баннокберн находился вне юрисдикции запрета на ношение шотландского платья). В бою солдаты должны были носить тартан своего командира, чтобы без труда опознавать своих. Тогда возникла необходимость унификации и стали применяться «стандартные сочетания цветов», которые вначале шли под определенными номерами, и лишь позднее некоторые стали обозначаться названиями отдельных городов и местностей, а также именами шотландских кланов. (Книга образцов компании Wilson 1780 года считается старейшим письменным документальным источником по истории тартана, а наиболее знаменитая и полная книга образцов компании Wilson относится к 1819 году.)
В конце XVIII — начале XIX века возникла концепция, согласно которой названия конкретных расцветок тартана обязательно связывались с историей определенных кланов. Во многом это был грамотный маркетинговый ход, опиравшийся на интерес к национальным культурам, характерный для эпохи романтизма. Можно также справедливо сказать, что имел место некий «элемент случайности» в распределении и закреплении тартанов среди кланов.
PS В комментариях к вводной части статьи о клетке, была ссылка на источник, в котором как раз был сделан акцент на этой «случайности»:) Потому, для тех, кому это интересно, уделим чуть большее внимание описанию двух основных инцидентов, в результате и благодаря которым, во многом, и были закреплены определенные расцветки тартана за разными кланами.
В конце XVIII века шотландские эмигранты, жившие за пределами своей страны, стали усиленно интересоваться национальной историей, пытаясь сохранить культурное наследие. Они собирали коллекции предметов шотландской старины, и некоторые из них специализировались именно на тартанах. А в 1778 году было основано лондонское общество Высокогорья — своего рода клуб шотландских экспатов. В 1815 году это общество отправило письма вождям шотландских кланов с просьбой прислать образцы кланового тартана. Тогда выяснилось, что многие вожди не знали «свой тартан». Для разрешения этого вопроса одни обращались за советом к ветеранам своего клана, другие обращались на фирму Wilson (мы говорили о ней выше) с просьбой отправить им тартан своего клана. При этом многие расцветки приписывались тому или иному клану чисто случайно.
Вторым инцидентом в этой серии «случайностей» можно назвать посещение Эдинбурга в 1822 году британским королем Георгом IV, и устроенный по этому случаю большой национальный праздник, организатором которого выступил сэр Вальтер Скотт. Все вожди кланов по его задумке должны были приветствовать короля одетыми в цвета своего клана. И опять возникло замешательство: целый ряд вождей не имели представления о «собственном» тартане. В этой ситуации одни, очевидно, изобрели новые варианты расцветок, которые и стали клановыми эмблемами, а другие попросту переименовали уже существующие тартаны 🙂
И все же, на протяжении XIX столетия, когда Шотландия постепенно утрачивала политический вес, тартан стал мощным культурным фактором, объединяющим шотландцев. В качестве же военной формы килт прекратил свое существование в 1940 году, хотя на сегодняшний день используется в качестве парадной одежды (для парада, демонстраций). Впрочем, повседневное ношение килта в Шотландии также со временем отошло на второй план, и теперь он считается исключительно праздничной одеждой.
А вот по-настоящему модным рисунком клетка стала лишь в XIX в. В эпоху романтизма, когда все модники и модницы зачитывались романами шотландца Вальтера Скотта и поэмами шотландца Джорджа Гордона Байрона, шотландская клетка стала приметой костюма настоящего романтика. Причем она была не только модным рисунком, но и знаком вольнодумства и свободомыслия. Те, кто поддерживал идею свободы, носили вместо плаща шотландский плед. Например, как мы видим это на знаменитом портрете Пушкина кисти О. Кипренского. Также романтики носили клетчатые жилеты и галстуки. Так было в 1820-е гг., но уже в следующем десятилетии клетчатое дневное или домашнее платье стало привычным в гардеробе модной дамы и клетка утратила свое значение символа оппозиции власти.
О. Кипренский. Портрет А.С. Пушкина. 1827
Также считается, что непосредственно «моду на тартан» в XIX веке ввела королева Британии Виктория, которая обожала «все шотландское». Ее муж, принц Альберт, создал собственный дизайн тартана «Балморал», который украшал залы королевской резиденции в Шотландии. Историки не без юмора окрестили последующую викторианскую моду на тартан «балморализацией». Особый тартан Balmoral (Royal) — это королевский тартан, носить его могли только королева и члены королевской семьи (с ее разрешения) и личный волынщик королевы. В настоящее время ограничения по ношению тартана уже не соблюдаются так строго.
В 1840-1850е гг. «шотландка» стала излюбленным мотивом для повседневных женских и детских платьев, а потом и мужских панталон. Благодаря викторианскому стилю шотландская клетка превратилась в один из классических рисунков, элемент классических стилей. В дальнейшем клетчатые ткани уже вошли в массовое производство и клетка прочно вошла в английскую моду.
Королева Виктория/ Замок Балморал (на королеве юбка из особого королевского тартана Балморал)/Узор клетки (тартан) Balmoral (Royal).
В подтверждение и одним из примеров массового использования и популярности шотландской клетки может служить клетка «Burberry» (ее второе название Nova).
В 1856 году Томас Барберри открыл галантерейный магазинчик в графстве Гемпшир. Вскоре он дорос до торгового центра, и уже через несколько лет его продукция стала пользоваться таким успехом, что представители фирмы поспешили зарегистрировать свой логотип: Burberry — Equestrian Knight («Рыцарь на коне»). К тому времени Томас решил создать плащ из ткани, которая бы отталкивала влагу, но пропускала воздух, и первый такой плащ появился в 1901 году и стал форменной одеждой британских офицеров во время Первой мировой войны, получив название «траншейного пальто» — тренчкот. А в 1924 году на подкладке тренчкота появилась знаменитая клетка «Барберри» из тонких полосок красного, песочного, черного и белого цвета. Восхищенные модники любили говорить, что это аристократично, «ведь изнанка — истинная суть вещи». Бренд Burberry сделал такую клетку символом своей марки. Изначально клетчатая ткань использовалась для подкладок пальто, но постепенно узор распространился на аксессуары, а потом и на остальную линейку продукции Burberry.
Бум на все клетчатое, связанный с Burberry, в дальнейшем пришелся и на начало 1990х гг., когда в Burberry появился новый руководитель — Ms. Rose Marie Bravo. С ее подачи бренд переориентировался на более молодую, энергичную и модную аудиторию. Роза-Мари создала несколько коллекций из белья и купальников, мягких медвежат, солнцезащитных очков, заколок для волос, зонтиков и прочих аксессуаров, выполненных в классической клетке. Та же Роза-Мари придумала осовременить клетку, заменив в ней традиционные цвета, но сохранив рисунок и пропорции. Так постепенно появились варианты цветового решения клетки: черно-белый, розовый (Candy Check), голубой (Blue Bell Check).
Узор стал очень популярен, подделывать его стали все больше и больше. В последнее время приверженцами этой клетки стали и так называемые «чавстеры», молодые люди с окраин Англии, которые ведут себя неподобающим образом. В результате всего этого с середины 2000х ходят слухи о том, что фирменная клетка даже может быть исключена из новых коллекций бренда …
Но вернемся к общей модной истории клетки. В 1930-е годы клетку «шотландку» можно было встретить в моделях парижских кутюрье, наряду с клеткой «домино», и «арлекин». В моделировании одежды начинают использоваться геометрические рисунки: клетка и полоска. Во время Второй мировой войны клетчатые ткани часто использовали в комбинированных моделях в сочетании с гладкой тканью. После войны клетка стала еще более популярной. Ее любили такие модельеры как Шанель и Диор.
Страницы журналов мод 30х-40х годов.
В конце 40х XX века в Америке также зародился стиль преппи (англ. preppy look), который характеризуется смесью делового стиля и smart casual и подразумевает опрятность, элитность и удобство. Тогда преппи был некой субкультурой, объединявшей учеников школ для «золотой молодёжи». Подростки вели определённый стиль жизни, обладали особыми манерами, лексиконом, были образованны, воспитанны, вежливы, нацелены на успех, выглядели аккуратно и опрятно. Они носили обязательную школьную форму и спортивную униформу для тенниса, лакросса и гольфа. Именно это и стало основой стиля преппи. Наверняка, в ближайшее время в сообществе появится отдельный пост, посвященный этому стилю, поэтому скажем лишь только, что клетка (шотландская, а также ромб-аргайл) является классическим атрибутом данного стиля. Известные марки Gant(Gant Shirtmakers) и Tommy Hilfiger начинали с коллекций в этом стиле и по настоящее время работают в данном направлении.
Фото: рекламная компания Tommy Hilfiger
Шотландская клетка вообще широко используется в школьной форме. В Японии это даже стало отдельным стилевым течением в современной уличной моде, японские школьницы-подростки носят клетчатые мини-юбки, демонстрируя тем самым бунтарский дух.
В 50е-60е годы клетка уже оказалась на пике популярности в разных своих вариантах. Мы еще будем об этом говорить, рассказывая и о других вариантах клетчатого принта. Пока несколько примеров использования клетки «шотландки» со страниц модных журналов того времени.
Фото 1 и 2: Страницы модных журналов 50х годов/ 1952 — 1956 годов.
В конце 1970х состоялся еще один всплеск внимания к «шотландке». Один из ее видов — Клетка Роял Стюарт (Royal Stewart) или Королевский Стюарт — стал особо популярным в панк-моде, возможно, из-за влияния группы The Exploited, участники которой носили различные юбки-шотландки с этим тартаном. Королевский Стюарт — это тартан королевского дома Стюарт, личный тартан королевы Елизаветы II (его также официально носили волынщики королевской шотландской драгунской гвардии). Неформалы (панки) присвоив себе традиционную клетчатую расцветку, которая до этого скорее ассоциировалась во всем мире с британской сдержанностью и аристократичностью, сделали ее неким символом бунтарства и воинственности. Это был своеобразный вызов всему чопорному и пуританскому.
Этот тартан становится известен и благодаря автоспорту — трехкратный чемпион мира шотландский автогонщик Джеки Стюарт использовал отличительные полосы тартана Royal Stewart вокруг шлема. Этот тартан в настоящее время один из самых используемых в мире.
Джон Янг Стюарт
Шотландская клетка более относится к классическому стилю, но ее также легко можно вписать в стиль кэжуэл, экстравагантный стиль, стиль urban и даже спортивные вещи делают с элементами такой расцветки. А вариантов ношения ее так много, что можно одеться в шотландку буквально с головы до ног. Будучи классикой, шотландка редко выходит из моды, постоянно мелькая в коллекциях ведущих дизайнеров. Например, Вивьен Вествуд активно использовала тартан в своих творениях, отнюдь не ограничиваясь вариациями на тему традиционного шотландского платья.. Будучи патриотом британского ремесленного искусства, она даже придумала свой собственный вариант шотландки для коллекции «Англомания» (осень-зима 1993/1994). Эту ткань она назвала Макандреас (MacAndreas) в честь своего мужа Андреаса Кронтхалера. Кстати, Вивьен Вествуд на лондонской церемонии модной премии The Scottish Fashion Awards получила награду «Зал славы» за любовь к шотландскому текстилю. Столь же популярна шотландка у японских дизайнеров ( таких как Рей Кавакубо и Юнии Ватанабе, Юна Такахаши) .
На фото справа тартан Макандреас (MacAndreas), придуманный Вивьен Вествуд
Современные дизайнеры любят «шотландку» и предлагают множество вариаций на эту тему — классический принт наносится на различные ткани, используется в моделях разных по силуэтам, стилю, сезону. И сейчас «шотландка» снова в тренде! Существует множество вариантов этой замечательной клетки, а желающие создать собственный дизайн тартана могут попробовать свои силы на сайте Музея Виктории и Альберта, где есть соответствующая виртуальная рубрика.
На этом мы закончим «историческую часть» и перейдем ко второй части нашего поста о «шотландке», где посмотрим на классические и современные варианты вещей с шотландской клеткой 🙂
Использованные материалы (общие для всего поста о клетке «шотландке» (тартан):
http://stroiniashka.ru/publ/36-1-0-792
http://magazinkaledonia.ru/news/История-тартана-и-шотландки-и-Каталог-тартанов
http://misa4.narod.ru/squorch/terminology.htm
http://www.liveinternet.ru/users/2458238/post285946712/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Преппи
http://womanonly.ru/krasota_i_moda/moda_i_stil/shotlandskaja_kletka_nasledniki_tartana
http://marselina.ru/publications/12213/
http://www.domfront.ru/2012/03/tekstil-mebel-i-steny-v-kletku/
дополнительно фотоматериал:
Роспись стены шотландской клеткой
Сначала на предварительно подготовленную поверхность наносится фон. Мы использовали разбеленно-оливковый цвета, однако все зависит от того, какой тартан и в какой цветовой гамме вы возьмете за образец.
Чтобы поверхность стала бархатной, похожей на легкий ворс, в состав акриловой краски на водной основе можно добавить небольшое количество загустителя. Первый слой наносим валиком.
Затем при помощи лазерного уровня на стене размечаем орнамент. С помощью малярного скотча обозначаем вертикальные полосы и красим в другой цвет – в данном случае более темный оливковый.
Теперь нужно наметить такие же полосы и по горизонтали.
Места пересечения горизонтальных и вертикальных линий на ткани выглядят насыщеннее, так как происходит наложение нитей одного цвета друг на друга. Для создания такого же эффекта на стене места пересечения полос красим в более темный оттенок.
Шотландская клетка предполагает чередование толстых и тонких линий, поэтому к узору добавляем тонкие полоски охристо-желтого цвета. Для создания объемной и шероховатой поверхности в краску добавили пластификатор. Полученную смесь распределяем по стене макловицей, а затем легкими вбивающими движениями придаем ей нужную фактуру.
Такую же технику используем для полосок базальтово-синего цвета.
В завершение работ поверх всех слоев наносим защитный лак. Он придаст поверхности прочность и защитит ее от воздействия влаги. Такую стену можно спокойно протирать влажной губкой – рисунок нисколько не пострадает и сохранит первозданный вид еще много лет.