Мавританский стиль в ландшафтном дизайне

Содержание

Роскошные и помпезные, поражающие воображение чёткостью планировки и яркостью красок, участки в мавританском стиле являются прямыми потомками знаменитых дворцовых садов древнего Востока. Олицетворяя собой райское место, где в дружественном союзе слились тень и яркий свет, зной и прохлада, мягкость трав и твёрдость камня, они напоминают собой пышные оазисы, наполненные живительной влагой и бережно возделанные посреди монотонной окружающей пустыни.

Мавританский стиль в ландшафтном дизайне

История стиля

Ни один ландшафтный стиль невозможно воспроизвести, не изучив хоть немного историю его формирования, не проникшись национальной философией и образом жизни.

Современный мавританский садовый дизайн своим происхождением обязан культуре Ближнего Востока. Его ярчайшим образцом на сегодняшний день считаются сады Альгамбры в Южной Испании, где арабская культура надолго прижилась вместе с исламскими завоевателями.
Нося отпечатки мусульманских учений, мавританские сады создавались как подобие древнейших оазисов, олицетворявших долгожданное пристанище измождённых путников. Здесь, как в райском саду, который Коран обещает в качестве награды правоверным, можно было обрести безмятежное спокойствие, наслаждаясь прохладой, журчаньем воды, вкусом сочных плодов, ароматами необыкновенных цветов и пением птиц.

Особенности обустройства

Сад в мавританском стиле

Участок, выполненный в мавританском стиле, весьма узнаваем. Его характерными чертами являются:

  • Геометрическая точность планировки.
  • Деление на четыре части.
  • Привлечение внимания к воде. Наличие фонтанов.
  • Внутренний дворик.
  • Использование плитки и мозаики.
  • Обилие пышной растительности.
  • Наполненность цветами и ароматами.
  • Розарии.
  • Миксбордеры.
  • Мавританский газон.
  • Прямые декоративные дорожки.
  • Отсутствие скульптурных изображений людей и животных.

Нюансы мавританского стиля в ландшафтном дизайне

Концепцией стиля можно назвать создание живописного и ухоженного оазиса с пышной растительностью, экзотическими цветами, пьянящими ароматами, бегущими ручейками и искрящимися фонтанами.

За основу планировки мавританского сада берётся принцип «чор-баг», подразумевающий деление участка на четыре равные части (четыре сада) с фонтаном в центре. В случае заполнения значительных площадей, каждый из участков, по аналогии подразделяется ещё на столько же фрагментов.

Существенное значение имеет рельеф участка. В идеале он должен быть совершенно плоским.

Особая роль отводится воде, которая, как источник жизни, священна.
По мусульманским преданиям, из райского сада в разные стороны текут четыре реки. В дизайнерском исполнении их олицетворяют небольшие каналы, реже – стилизованные дорожки, под прямым углом расходящиеся в соответствующих направлениях от центрального фонтана.При планировании мавританского сада следует учитывать, что вода в нём должна быть видна из любой точки. Она окружена вниманием и используется бережно и экономно. Здесь неслышно шума бурлящего потока, вместо него – умиротворяющее тихое журчание.

Обязательной частью восточного сада является также внутренний дворик, скрытый от посторонних глаз живой изгородью из декоративных кустарников. Как правило, он примыкает к дому, но может располагаться и в центре садовой композиции.

Важную роль при оформлении участка в мавританском стиле играет безукоризненная симметрия. Однако пышная растительность несколько сглаживает строгие геометрические контуры, местами делая их слегка размытыми.

Есть у мавританского сада одно весьма существенное отличие от остальных подобных композиций. Здесь никогда не устанавливают статуи, изображающие людей и животных.

Стили в ландшафтном дизайне, список с фото

Вода в мавританском саду

В мусульманских верованиях вода имеет первостепенное значение. В мавританском саду она должна быть видна из любого места. В качестве её вместилищ используют:

  • Фонтан. Выступает смысловым центром композиции. Именно с него начинается планирование всех элементов участка. В случае ограниченности территории является самодостаточным водоёмом с непростым устройством: в центре композиции располагается каменная чаша или ваза, из которой вода спокойно стекает в бассейн сложной геометрической формы зачастую напоминающей мусульманскую звезду.
  • Ручьи и каналы. Расходятся в направлении четырёх сторон света от центрального фонтана, символизируя реки рая. Заканчиваются они обычно бассейнами или имитацией источников.
  • Бассейны. Выполняются, как правило, небольших размеров, имеют чётко обозначенную форму и роскошное декоративное обрамление.
  • Стилизованные источники. Представляют собой струящиеся потоки, под незначительным напором вытекающие из отверстий в каменной стене.

Любой мавританский водоём обрамляется довольно высоким бордюром, позволяющим присесть на него, наслаждаясь свежестью и мелодичным журчаньем. При создании такого ограждения используется натуральный камень, декорированный цветной мозаикой с замысловатыми геометрическими рисунками и преобладанием сине-голубых оттенков, символизирующих небесную красоту.

Независимо от формы и размера водоёма, вода в нём всегда должна быть чистой, прозрачной.

Защита от солнца

Жаркий климат, царящий на исторической родине стиля, не оставляет людям выбора, заставляя придумывать способы защиты от зноя. В мавританском саду для этого используются:

  • Беседки и галереи. Максимально открытые. Преимущественно белого цвета. Со стрельчатыми окнами и традиционной купольной крышей. Всегда обустраиваются стильной и удобной садовой мебелью, дополненной множеством пуфиков и подушек. В качестве декора используются драпировки из струящихся тканей и восточные светильники.
  • Навесы. Выполняются обычно в виде перголы, увитой цветущими лианами. В тени такого природного укрытия традиционно устанавливаются мраморные или деревянные скамейки с замысловатыми узорами, располагающие к приятному отдыху в окружении природы.
  • Шатры. Располагаются, как правило, на открытых площадках. Изготавливаются из лёгких полупрозрачных тканей, не нарушающих циркуляцию воздуха. Имеют купольную крышу. Внутри таких сооружений могут располагаться невысокие садовые диваны, дополненные цветными подушками, и столики для десертов.

Растения для сада в мавританском стиле

В сказочно красивых садах востока декоративные растения всегда тесно соседствуют с плодовыми деревьями и кустарниками. Причём и те, и другие призваны не только радовать глаз и наполнять округу благоуханиями в период цветения, но и услаждать хозяина и его гостей сочными плодами.

Традиционными символами мавританского сада стали инжир и гранат. Они обычно располагаются на входе и по периметру участка. В средних широтах в качестве достойной замены используются миндаль, магнолии и персики. Ни один восточный сад не обходится без лимонов и апельсинов. Их, также как и пальмы, высаживают в декоративные кадки, чтобы при наступлении холодов можно было перенести теплолюбивые культуры в оранжерею или на веранду.

Растения в мавританском саду имеют неограниченную свободу, подвергаясь стрижке лишь по мере необходимости, чтобы не мешать передвижению по участку. Предпочтение отдаётся сортам с пирамидальной и шарообразной кроной.

Для оформления пергол и стен построек используются декоративные лианы (клематисы, плетистые розы, кампсисы и плющи) или, упоминаемый в Коране, виноград.

Среди цветов особым уважением в мавританском саду пользуются розы. Настоящий, тщательно спланированный и безупречно ухоженный розарий – один из обязательных элементов стилизованного восточного оазиса. Растения для него подбираются не только по цвету и размерам бутонов, но и по интенсивности и оттенкам ароматов.
Не менее любимы здесь и декоративно цветущие луковичные растения. Это традиционные тюльпаны, лилии, цикламены, нарциссы, ирисы и гиацинты. Цветы должны быть максимально крупными и душистыми.

На территории сада обязательно должно найтись местечко и для пряных трав – мелисы, мяты, эстрагона, лаванды и шалфея, вносящих свой посильный вклад в головокружительный букет пьянящих ароматов.

Мавританский газон

Мавританский ландшафтный стиль подарил название необычному типу газонов, которые впоследствии стали использоваться во многих других дизайнерских направлениях.

Мавританский газон

Основное предназначение такого растительного покрытия, а точнее, лужайки – радовать глаз красотой разнотравья и ярких полевых цветов: голубой лён, маки, ромашки, календула, васильки. Причём растения, включаемые в состав мавританского газона, имеют различные сроки цветения, обеспечивая постоянство живописной палитры.

Миксбордеры в мавританском саду

Заполнение мавританского сада растительностью невозможно представить себе без использования миксбордеров. Они здесь повсюду.
В качестве цветущих наполнителей высаживаются ирисы, иксии, шафран, крокосмии, нарциссы, цикламены и тюльпаны. Как правило, в состав композиции включаются только цветущие растения, травянистые и злаковые культуры практически отсутствуют.

Дорожки

Мавританский сад – это одно из таких мест, где дорожки призваны притягивать внимание, удивляя своей декоративностью. Их много, они довольно широкие и, как правило, прямые. Зачастую выложены плиткой и цветной мозаикой с восточными узорами.

В отличие от пейзажных садов, в которых свободные пространства принято заполнять газоном, здесь преобладает мощение, позволяющее экономить бесценную воду.

Садовая мебель и аксессуары

Важными аксессуарами мавританского сада принято считать всевозможные контейнеры, плошки, кадки и вазоны, в которых выращиваются декоративные и теплолюбивые растения. Материалами для них служат керамика и дерево.

В качестве садовой мебели выступают мраморные, деревянные или кованые скамейки, расположенные в укромных тенистых уголках.

Ограждения

С древних времён и по сей день, неотъемлемой чертой мавританского сада считается его уединённость. Именно поэтому ограда должна быть максимально надёжной, вызывая чувство защищённости и полной изоляции от внешнего мира.

В качестве внутренних ограждений используются символические бордюры из аккуратно подстриженного кустарника.

В роли входной группы обычно выступает задняя терраса дома. При этом важно, чтобы оформление террасы максимально соответствовало концепциям выбранного ландшафтного стиля.

Ландшафтный дизайн в мавританском стиле — фото

***

Мавританский стиль в ландшафтном дизайне, кроме своей роскошной самобытности, хорош ещё и тем, что совершенно не имеет территориальных ограничений. Сказочный исламский сад может быть разбит как на обширных территориях, так и на самом маленьком участке земли, например – в современном патио. В любом случае он будет вносить в повседневную жизнь владельца яркое и волнующее очарование востока, позволяя отдохнуть душой и телом укрывшись от городской суеты.

Сад в мавританском стиле: магия мусульманских мотивов в дизайне участка

Облагороженный оазис – символ жизни и главная радость человека, живущего в пустынной местности. Как хочется порой оказаться в таком удивительном саду, чтобы насладиться пышной зеленью, головокружительными ароматами ярких экзотических цветов, ощутить на себе приятную прохладу искрящихся на солнце фонтанов и плавно бегущих ручьев. Сады в мавританском стиле – прямые наследники знаменитых садов древнего Востока. Ярким представителем таких природных уголков, описанных в Коране и созданных по подобию райских мест, являются Висячие сады Семирамиды, принадлежащие к одному из чудес света.

Классические традиции мавританского стиля

Особенностью садов в мавританском стиле является роскошь, помпезность и пышное буйство красок.

Для мавританских садов характерно стремление к максимальной пышности на фоне необходимости экономить живительную влагу

Принцип #1 – верность законам геометрии

Отличаются мавританские сады и специфической планировкой. Мавританский стиль возник в ХIХ веке и по сути является разновидностью мусульманского сада, в основе планировке которого лежат истоки мусульманской религии. Планировка сада предполагает деление территории на так называемые «чор-баг», в переводе с арабского обозначающие «четыре сада».

Символически «четыре сада» представляют собой стихии: воздух и огонь, воду и землю. Геометрически они представлены четырьмя участками, оформленными в мавританском стиле – буяющие зеленью уютные уголки.

Внешне участки сада напоминают открытые комнаты, стены которых увиты дивными цветами и виноградными лозами

Небольшие площадки, украшенные выложенной причудливыми узорами мозаикой, чем-то схожи с изысканными галереями, расположенными на открытом воздухе. При обустройстве сада на участке с уклоном, основные элементы оформляются в виде геометрически правильных террас.

Но в отличие от регулярного стиля в мавританских садах выверенный геометрический план удачно сочетается с естественным буйством растительности, создавая поражающую воображение живописную картину. Четкие линии, которые придала саду рука человека, скрашиваются буйством пышно цветущих растений.

Принцип #2 – вода священна

Вода в мусульманской философии имеет первостепенное значение. Она священна, поскольку дает всему жизнь. Так, описанный в Коране райский сад разделен четырьмя реками на четыре участка. В созданных по его подобию мавританских садах источники воды стараются разместить так, чтобы вода по специально созданным каналам растекалась по четырем сторонам сада.

Центральное место в саду занимает фонтан, а вытекающая из него вода направленными потоками делит территорию на четыре равных квадрата

Струи воды в фонтане не бьют напором, а тихо журчат и плавно стекают по бортикам. Ведь вода является священным даром небес, и ее нельзя попусту растрачивать. Бассейн или водоем также делают небольших размеров, стараясь сэкономить расход живительной влаги.

Возможен вариант размещения фонтанов внутри каждого из четырех двориков. Но и в этом случае источники располагают так, чтобы с каждого уголка сада открывался обзор воды, а струи плавно стекали на четыре разных стороны света. Фонтан может иметь форму чаши, кувшина или вазы.

Дно водоема украшают разноцветной плиткой, привлекая внимание к «сердцу» сада, а наружные стены мозаикой из мусульманских звезд

Обрамляют водоемы широкими каменными бордюрами или дощатым настилом, на который удобно примоститься, наслаждаясь прохладной влагой.

Принцип #3 – наличие внутреннего дворика

Обязательным элементом сада в мавританском стиле выступает внутренний дворик. И не имеет значения, примыкает ли он к дому или расположен в самом центре сада. Главное – закрытость и непрозрачность для постороннего взгляда, чтобы наслаждаться гармонией с природой могли лишь хозяева дома и их гости. Роль ограждения участка могут выполнить плотно высаженные высокорослые кустарники и деревья.

Особенно эффектно смотрится такой сад на фоне дома, стены которого имеют слегка шероховатую структуру, а наружная отделка выполнена в светлых тонах

Жаркий климат заставлял людей создавать теневые завесы, павильоны и беседки, дающие прохладу в палящий зной. На открытой площадке может быть размещен просторный тент с купольной крышей из легкой ткани «восточной» расцветки, под сводами которого расставлена садовая мебель.

Подчеркнуть колорит и роскошь мавританского сада позволит установленный под тентом диван, оформленный пестрыми и красочными подушками

Мраморные лавочки, обрамленные декоративными кустарниками, располагают к приятному отдыху и философским раздумьям.

Свободные участки дворика заполняют мощением из разноцветной плитки и камней. Цветной мозаикой оформляют приствольные круги деревьев, арки с вьющимися растениями и цветочные клумбы, благодаря чему те смотрятся более выигрышно и живописно.

В таком саду никогда не встретишь статуи с фигурами животных и лицами людей – они запрещены мусульманской религией.

Для оформления переходов из различных частей сада используются решетки, перголы и арки, увитые зеленью вьющихся растений

Перспективы, ведущие от центра композиции, завершаются воротами, сводчатыми нишами или полукруглыми арками.

Принцип #4 – специфические правила озеленения

Присутствие водоема в саду способствует созданию особой атмосферы, в которой комфортно себя чувствуют даже самые привередливые экзотические растения. Кусты и деревья без крайней необходимости не стригут, позволяя им заполнять пространство между водоемами и дорожками.

Розарий – главное украшение мавританского сада. При выборе цветов для розария особое внимание уделяется не только окраске, но и аромату цветущих бутонов, создающих чарующий благоухающий ансамбль в «райском уголке».

Располагают розарии в непосредственной близости от водоемов, создавая неповторимые композиции головокружительных ароматов

Декорируют источники также изящными водяными лилиями и эффектными вьющимися растениями.

Инжир и гранат – символы восточного сада. Ими украшают вход на участок, высаживают вдоль дорожек, по периметру площадок. Альтернативой этим деревьям могут выступить магнолии, персики и миндаль, которые не уступают по декоративным качествам экзотам, но более комфортно себя чувствуют в наших широтах. Вертикальные ориентиры в саду создадут вишни, абрикосы и яблони.

Ароматные цитрусовые, высаженные в напольные контейнеры, привнесут на участок необходимую восточную атмосферу

При выборе деревьев для оформления сада предпочтение отдается сортам, имеющим округлую и пирамидальную форму кроны.

Озеленение мавританского сада невозможно представить себе без миксбордера. Для его обустройства отлично подойдут маки, крокусы, нарциссы, лилии, лаванда и другие красивоцветущие растения. Они подбираются таким образом, чтобы обеспечить непрерывность цветения на протяжении всего сезона. Свое место в цветнике найдут и пряные травы, которые часто украшают восточные сады.

Ну и как же обойтись без знаменитого мавританского газона, который внешне напоминает персидский узорчатый ковер

Нарядным украшением мавританского газона выступают душистые травы и красочные полевые цветы: ноготки, лен, пиретрум, васильки, мелкие ромашки, немезия. Большинство растений, входящих в состав смесей для газонов, своим ароматом привлекают бабочек и пчел, привнося на участок особый восточный колорит.

Правила создания мавританского сада

В наших широтах обустройство мавританских садов стало довольно популярным направлением ландшафтного дизайна.

Райский уголок можно создать даже на участке с небольшой площадью, выбрав для его оформления цветущие растения, которые могут расти в саду максимально естественно, не требуя обязательной стрижки

Мавританский ландшафтный стиль, созданный на основе исламской религии, имеет свою философию. Жестких требований к базовому ландшафту нет, но при создании сада желательно придерживаться ряда основных правил:

  • Геометрия сада. Планировка сада предполагает деление на зоны и использование при обустройстве территории фигур, имеющих правильную геометрическую форму.
  • Наличие водного источника. Центральное место в саду отводится фонтану или небольшому водоему. Источник следует расположить так, чтобы вода была видна из любого уголка сада.
  • Подбор и сочетание растений. Для оформления сада выбираются растения с красивой листвой и пышными цветами. Растения на участках высаживают небольшими группами, формируя из них «живые» восточные узоры.
  • Мощение дорожек. Свободные участки сада заполняют мощением, выполненным из плиток, уложенных в шахматном порядке. Довольно часто дорожки и тропы выкладывают мозаикой восточных мотивов.

Создав живописный «оазис» с цветущими деревьями у себя на участке, вы привнесете восхитительное многоцветие Востока в свою повседневную жизнь.

Мавританский стиль в интерьере

Мавританский стиль (Moorish style) в дизайне интерьера может быть очень многогранным и интересным, но всегда исключительно пропорциональным. Хаотичность схожего с ним марокканского стиля в данном варианте дизайна отсутствует. А колоритность в мавританском интерьере возникает за счет арабского декора и орнаментов на аутентичном текстиле, при этом в основе оформления лежат европейские: симметрия, мебель и принципы организации жилого пространства.

Мавританский стиль является в первую очередь исторически интересным. Он показывает, что рождается на стыке двух культур – арабской и европейской – и как можно гармонично сочетать все традиции, создавая при этом что-то новое, представляющее улучшенную версию обоих образов жизни.

Мавританский стиль в дизайне интерьера идеально подходит для оформления загородного дома, дачи, коттеджа, большой квартиры от 80-100 квадратных метров площади. Ему действительно нужен простор – большие площади, высокие потолки, габаритные окна, коридоры и холлы, чтобы чувствовать себя комфортабельно и выглядеть аутентично.

Кроме этого, мавританский стиль не может быть реализован в доме, где нет арочных сводов или их имитаций, особенной расстекловки, декоративных окон и колонн для террас и балконов.

История мавританского стиля в дизайне интерьера

Вопреки расхожему мнению о том, что мавританский стиль является продуктом культуры народов Мавритании, на самом деле он является одним из европейских колониальных стилей. То есть создали его именно европейцы (французы и англичане) со своими колониями в Северной Африке, используя местный декор, посуду и текстиль, привозя мебель из Европы или заказывая её у местных мастеров.

При этом мавританский стиль реализовывается на основе колониального особняка – со внутренним двориком и фонтаном или маленьким бассейном, с арочными сводами и окнами, проходными гостиными (а их, как правило, несколько), большими каминами и иногда просто огромными кухнями. Маленькие квартиры в многоквартирных домах и доходных домах для европейцев тоже оформлялись в таком стиле с шиком и имели общие гостиные, столовые (обычно несколько) и кухню.

Сейчас мавританский стиль популярен не только в Северной Африке и самой Франции (на юге), но и в США, Австралии, Канаде, Великобритании – там, где современные люди с любовью ко французской эстетике хотят иметь более колоритный этнический интерьер.

История мавританского стиля не закончилась после того, как колонии получили независимость, а европейцы уехали из Северной Африки. Атмосферный дизайн интерьера в данном стиле сейчас популярен в отелях Марокко, Египта и Алжира, на загородных виллах (которые часто тоже сдаются в аренду туристам), в особняках и коттеджах, квартирах в старых домах.

Чем отличается мавританский стиль от марокканского

Марокканский стиль является узкоспециальным стилем только для Марокко и южных берегов Испании и часто использует охристые палитры так же, как и бело-голубые с серебром. Здесь смешивается испанская, французская и марокканская культура.

Марокканский стиль в интерьере

Марокканский стиль тоже можно назвать мавританским, но если в подобном интерьере используются, например, египетские мотивы, то он уже точно выходит за рамки марокканского стиля и становится более широким, мавританским – мульти-национальным.

Многие ошибаются, полагая, что данные стили (марокканский и мавританский) являются национальными и распространенными у себя на родине. На самом деле лишь европейцы, приехавшие сюда с большими деньгами, могли позволить себе такую роскошь и при этом основу из европейской мебели. В целом, мавританский стиль более похож на европейский (даже венецианский!), чем марокканский. Это можно заметить по мягким группам в гостиной и другой мебели европейского типа.

Еще один схожий стиль – богемный, он отличается от марокканского и мавританского тем, что содержит кроме арабских и европейских еще черноморские, румынские и болгарские черты и является еще более смешанным стилем из-за того, что происходит от цыганского стиля жизни и оформления интерьера.

Так, мавританский стиль является по сути европейским, если не сказать французским, но с этническими деталями, материалами отделки, светильниками и аутентичным текстилем. Именно поэтому данный стиль более предпочтителен для реализации в России, чем марокканский или индийский, где потребуется не только этнический декор, но и мебель, которая стоит очень дорого (оригинальная) и массово в Москве просто не продается.

Мебель в мавританском стиле

Резная деревянная мебель в мавританском стиле происходит из смешения обычной деревянной мебели европейского типа и арабских орнаментов. До европейцев такой мебели в Северной Африке практически не было. Но количество выходцев из Франции и Великобритании, которые нуждались в мебели для своих домов и офисов, росло. Именно для них стали делать привычные им формы мебели (шкафы, комоды, кухонные гарнитуры) с аутентичным колоритом. Кстати, мягкую мебель часто заказывали все-таки из Европы.

Так, основная мебель – кресла и диваны, которые есть практически в каждой комнате (гостиной, террасе, спальнях, детской, в холле, коридорах) используется европейская. В мавританском стиле, в отличие от марокканского, этому уделяется принципиальное внимание. Но сегодня кроме европейской традиционной мебели (например, кресла «с ушами») может быть использована и современная европейская мебель более лаконичных форм.

Так, вы легко можете просто поставить европейский диван, например, цвета чирок в бежевую гостиную, добавить окнам арочные своды, дополнить образ письменным столом из черного дерева с изящными ножками, повесить пару светильников из Марокко – и мавританский интерьер будет готов!

Цветовая палитра стиля

Изначально палитра Северной Африки базируется всего на нескольких оттенках – песчано-оранжевом, светлом оранжевом, бежевом, белом и красном. Но мавританский стиль далек от национального стиля местного населения, поэтому в нем очень много белого, привнесенного в интерьеры европейцами, да и синих, и голубых акцентов в разы больше, впрочем, как и зеленых. В оригинале синие и зеленые цвета использовались здесь в мозаике, но в минимальных количествах и в основном для религиозных сооружений.

Цветовая палитра мавританского стиля основана на кофейных тонах с дополнениями из черного, серебра и золота, темно-коричневых оттенков. Кроме того, акцентами могут выступать однотонные или с орнаментом элементы в оттенках: марсала, чирок, фиолетовый, темный чирок, сливовый, тыквенный, оливковый, грязно-салатовый. Очень редко используются оранжевые и ярко-оранжевые диваны, которые являются характерной чертой марокканского стиля.

Стены здесь обычно бежевые, бледно-оливковые, коричневые, очень бледные желтые, почти бежевые. Желтые и оранжевые тона, как и темные коричневые и яркие в данном случае относятся к марокканскому стилю.

Цвета в интерьере: влияние и особенности

Декор в мавританском стиле

В декоре часто используются деревянные резные шкатулки с росписью, интересные светильники, обычно из железа, текстиль с арабскими и мавританскими орнаментами, позолота для посуды, статуэток, предметов декора. Очень часто основой композиции на кофейном столике и столовой группе служат подносы – с позолотой, серебром или резные из дерева.

Здесь популярны резные письменные столы и кофейные столики, сложносочиненные и невероятно роскошные аутентичные светильники и европейские хрустальные люстры. Очень актуальны зеркала с резными рамами, часто в позолоте или посеребрении, маленькие пуфики с резными деревянными ножками и козетки.

Особенности оформления дома и квартиры в мавританском стиле

Увы, аутентичный интерьер в мавританском стиле не получится создать без галерей, арочных проходов, ниш с уникальными арочными сводами сложной конструкции (силуэты мечетей и других больших общественных зданий в мавританском стиле).

Арабская мозаика и северо-африканские орнаменты используются в мавританском стиле более осторожно, чем в марокканском. Обычно здесь популярны более сдержанные палитры, большое внимание уделяется дизайну пола. Пол в мавританском стиле, в отличие от марокканского, всегда выглядит люксово, а не по-деревенски.

>Мавританский стиль

Мавританский стиль

Родиной мавританского стиля принято считать Европу конца ХIХ века. Мавританией называли тогда северную область Африки. В ее честь стилевое направление и получило название. Но, не стоит полагать, что мавританский стиль – это стиль искусства жителей самой Мавритании или народов её населявших. Мавританский стиль это изобретение европейцев, созданное под влиянием культуры Северной Африки и многое перенявший у арабов, мавров и других народов, проживавших и кочующих в этих краях в то время.

Мавританский стиль можно справедливо отнести к нео-стилям, он вобрал в себя черты различных культур. В нем можно увидеть многое от изобразительного искусства Сирии, Индии, Египта. Современные европейцы считают мавританский стиль детищем, созданным под влиянием мусульманских культур, а также Ислама.

Тонкие восточные орнаменты этого стиля лишены изображений живых существ – черта, характерная для искусства Востока. Наше поколение европейцев полагает, что мавританский стиль это детище созданное под влиянием мусульманских культур и Ислама. Так, в мавританском стиле можно увидеть тонкие восточные орнаменты без изображения живых существ, что подтверждает восточное происхождение многих элементов мавританского стиля.

Мавританский стиль оказал существенное влияние на архитектуру и изобразительное искусство второй половины ХIХ века и по наши дни применяется в обустройстве ландшафтов, производстве оригинальной мебели и архитектуре.

Основные элементы архитектуры: подковообразная (мавританская) и луковицеобразная (оживальная) арки, сталактитовые формы сводов. Стены покрыты орнаментом точного, четкого рисунка с использованием геометрических и растительных мотивов.

Интерьеры, благодаря тонким стенам, игольчатым колоннам, и острым ребрам производят впечатление гигантского шатра.

Мебель играла не значительную роль. Вместо шкафов в мавританском интерьере используются сундуки с коваными накладками и ниши в стенах, закрывающиеся дверцами из деревянных полочек. Хорошим современным решением для комнаты в мавританском стиле станет шкаф-купе с аналогичными дверцами.

Столы предпочтительны низкие, шести- или восьмиугольные, с инкрустацией перламутром или покрытые медным листом с чеканкой. Однако и обычный деревянный стол вполне уместен в мавританском интерьере, особенно если он покрыт художественной резьбой.

Низкий диванчик без спинки и ручек — оттоманка — весьма удобен, ведь столешница тоже расположена очень низко, а спинку и подлокотники заменяют многочисленные подушки. Для обивки мебели использовали кордофанская кожа с тиснением и часто позолотой. Нередко поверх кожаной обивки изделие обрабатывалось ажурными металлическими накладками.

Стилизованный орнамент, арабески излучают силу, изящество, смелость.

Корзины, глиняные горшки округлых или яйцеобразных форм, созданные руками африканских женщин, украшенные африканскими орнаментами, гравировкой, резьба по дереву и некрашеная деревянная мебель или мебель темных, почти черных тонов – это заключительный аккорд в оформлении африканского интерьера.

Наличие в архитектурном творении восточного орнамента может только закрепить утверждение о принадлежности его к мавританскому стилю. Мусульманский орнамент это сплошные метафоры и загадки, бесконечное множество повторяющихся узоров и хитросплетений с применением геометрического орнамента, а так же сложная цепь фигур, подтверждающая склонность восточных народов к математическому складу ума.

Неоднородность мавританского стиля можно проследить в архитектурных произведениях по аркам, мозаике и фризам. Очевидно, что влияние многих культур внесло свои коррективы в течение, которое сегодня называют мавританский стиль.

Пик моды на мавританский стиль пришёлся на вторую половину позапрошлого тысячелетия, но и сегодня мавританский стиль востребован архитекторами и дизайнерами.
Одним из ярких примеров применения сегодня мавританского стиля можно считать и знаменитые мавританские сады, элементы и образы которых сегодня успешно применяются при создании дизайна и оформления ландшафтов.

Проще говоря, воплощение в реальность мечты кочевников пересекающих пустыню и проходивших долгий путь вместе с караваном и грезивших о зелёных садах и изобилии влаги.

Изысканность, утончённость и неповторимость элементов мавританского стиля широко используется современными дизайнерами и в наши дни.
Мавританский стиль способен бесконечно радовать глаз и будоражить фантазию, ведь в нем воплощены мечты целой эпохи мудрецов и завоевателей, путешественников и романтиков. Утонченный и пышный одновременно, мавританский стиль не потеряет своей актуальности никогда.

Особенно широко мавританский стиль был задействован на территории южной Испании и прилегающих к ней областей. Множество архитектурных сооружений и ландшафтов, выполненных в мавританском стиле, только подтверждают мысль об успешном влиянии восточной культуры на европейскую культуру.

Если вам хочется создать уют и внести утонченную экзотику в интерьеры своего дома (и не только) попробуйте использовать Мавританский стиль, и вы не будете разочарованы.

Быстрая консультация: тел. +7(926) 377-18-81

Специфика мавританского интерьерав закладки 2

Мавританский стиль в интерьере сложно спутать с каким-либо другим, так как сам по себе он весьма самобытен и крайне замкнут. Это направление, определенно, не для всех. Его способны понять лишь ценители исламской культуры. Дизайн помещения в данном случае больше напоминает шатер, фото примеров изобилуют орнаментами, колоннами, сводами.

В седьмом веке исламские страны объединились в мощную империю. Массированный синтез культурных традиций привел к образованию обособленного яркого дизайна. Современники прозвали его «стилем сарацин». Мавританский стиль, такой, каким мы его знаем, приобрёл популярность во времена Бонапарта и несет на себе значительный отпечаток Египта. Принесенный Наполеоном во Францию, он прижился на почве господствующего в ту пору ампира, а уже оттуда разошелся по всей Европе и, надо признать, был прекрасно принят.

При использовании редкого стиля в дизайне вашего жилья стоит учитывать его основные характерные черты, чтобы сохранить аутентичность картины. Фотографии пестрят разнообразными красками, куполами и арками.

Мавританский дизайн характеризуется обильным использованием растительного орнамента и резьбы в оформлении стен. Такой декор плавно перетекает в традиционные для исламской традиции ковры, создавая целостную композицию. Характерными мавританскими элементами отделки являются колонны, облицованные керамической плиткой, остроконечные арки и повсеместное обустройство ниш.

Растительный орнамент также уместен и при подборе покрывал, подушек и штор. Выбирая текстиль, помните, что в мусульманской традиции строго запрещено изображение людей и животных. Для большей передачи духа того времени лучше остановится на геометрическом орнаменте и вязи, имитирующей арабскую письменность.

Что же касается мавританской цветовой гаммы для стиля, то благодаря эклектичности, смело можно экспериментировать с основным цветом. Влияние разных наций сделало актуальным использование как насыщенных цветов, вроде красного и синего, так и пастельных оттенков, например розового и желтого.

Правдоподобность интерьеру придадут сундуки. Этот красивый и функциональный предмет долгие годы успешно заменял в мусульманских домах привычные для нас шкафы. Кованые элементы сундуков, повторяющиеся в отделке современной мебели, гармонично впишутся в интерьер.

Элементы мусульманской архитектуры прослеживаются и в интерьере кухни. Здесь также будут актуальны своды и арки. Керамическая плитка с замысловатыми восточными узорами может быть выложена как на полу, так и на стенах кухни. Орнамент можно перенести и на фасады кухонного гарнитура с помощью дизайна по фото.

При дальнейшем подборе мебели следует предпочесть оттоманку более привычному для нас дивану. Стулья же стоит заменить крупными подушками и пуфиками. Мавританский дизайн предполагает низкие столы шестиугольной или восьмиугольной формы. Столы могут быть покрыты чеканным медным листом или декорированы перламутром для воссоздания полной аутентичности стиля.

Такой стиль подойдет далеко не для каждой комнаты вашего дома, так как настраивает на релаксацию и погружение в себя. Если вы все же решили внести мавританский колорит в интерьер своего жилья, то вам стоит сосредоточиться на оформлении спален и гостиной. В рабочие помещения рекомендуется лишь внести некоторые элементы, которые будут деликатно продолжать общую тему, но не нарушат рабочую атмосферу

Май 26, 2015Сергей

Неомавританский стиль

Неомавританский стиль

Неомавританский павильон в одном из парков Севильи

Концепция

имитация мудехара

Страна

Испания

Дата основания

конец XIX века

Дата распада

начало XX века

Важнейшие постройки

Воронцовский дворец, дом Арсения Морозова, дворец в Асторге

Медиафайлы на Викискладе

Неомаврита́нский стиль — ретроспективный стиль направления историзма второй половины XIX — первой половины XX века, заключавшийся в переосмыслении и имитации архитектурных приёмов испанского, португальского, мавританского и исламского средневекового зодчества, в особенности — мудехара.

Архитектурное направление, к которому относятся средневековые памятники Магриба и исламской Испании, неоднородно. В его основе лежит синтез художественных традиций вестготов, берберов и других народов, входивших в состав Арабского халифата. Для культовых и светских построек мавританского стиля характерно обилие стрельчатых, подковообразных и фестончатых арок, куполов, фризов, карнизов и настенной резьбы. Колонны облицовывались изразцовыми и керамическими плитками. Применялись мозаика, цветные витражи и украшения из цветного мрамора, как правило, использовался орнамент.

Возникновение на излёте эпохи романтизма моды на мавританскую экзотику связано с поиском архитектурного направления, которое могло бы составить конкуренцию приевшимся формам классицизма и неоготики. Публикация сборника Вашингтона Ирвинга «Альгамбра» подстегнула интерес европейцев и американцев к средневековой Испании и сопредельным мусульманским государствам. При этом на первых порах не делалось различий между собственно мавританским зодчеством и формами, более характерными для Османской империи.

Одним из первых памятников увлечения исламским зодчеством стал Воронцовский дворец в Алупке, спроектированный британским архитектором Блором под влиянием «индо-сарацинского» павильона в Брайтоне. Впоследствии этот стиль стал нормой для русской усадебной архитектуры, причём не только на южных курортах (Кореиз, Симеиз, Ликани), но и в центральной части России (яркий пример — дом Арсения Морозова на Воздвиженке). Другими очагами строительства в неомавританском духе стали испаноязычные районы США (в частности, Калифорния) и (после оккупации Австро-Венгрией) Босния и Герцеговина.

В Европе неомавританский стиль долгое время воспринимался как «стиль синагог». Во многих городах Европы и мира еврейские сообщества предпочитали возводить синагоги именно в этом стиле, так как он ассоциировался с золотым веком средневекового еврейства в мусульманской Испании.

В самой Испании вкус к неомавританскому зодчеству привился не сразу. Одним из первых интерес к нему проявлял каталонский архитектор Антонио Гауди, в творчестве которого замысловато преломились отдельные мотивы мавританской архитектуры (дворец в Асторге). В связи с проведением в 1929 году Испано-американской выставки на юге Испании и в Мадриде было создано несколько масштабных городских ансамблей в стиле нео-мудехар (исп.), включая ансамбль площади Испании в Севилье и театр в Кадисе.

  • Триумфальная арка (Барселона) (1888), Барселона (Испания)

  • Большая хоральная синагога (Санкт-Петербург) (1893) в Санкт-Петербурге (Россия)

  • Особняк Арсения Морозова (1890-е) в Москве (Россия)

  • Испанская синагога (1868) в Праге (Чехия)

  • Национальная библиотека (1894) в Сараево (Босния и Герцеговина)

  • Интерьер Мавританского киоска в Линдерхофе (Германия)

  • Колонный зал в Замке Саммеццано (итал.), Тоскана (Италия)

> См. также

  • Архитектура Испании
  • Мудехар
  • Нео-мудехар (исп.)

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Неомавританский стиль

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Стили историзма

Международные

неовизантийский · неороманский · неоготика · неогрек · неоклассицизм · неоренессанс · необарокко · неорококо · боз-ар · неомавританский · египтизирующий · вторая империя · швейцарский стиль

Россия и СССР

Британская империя

Континентальная Европа

традиционализм · стиль Директории · ампир · стиль Наполеона III · бидермайер · курортный · полуциркулярный · архитектура Третьего рейха · северный модерн · драконовский · неомикенский · сербо-византийский · умбертино · помбалино · нео-Мануэлино · португальский традиционализм · нео-мудехар · шатоэск

Северная Америка

Азия

Неомавританский стиль сложился в архитектуре во второй половине XIX — первой половине XX в. Это была своего рода попытка переосмыслить архитектурные особенности испанского, португальского мавританского и исламского средневекового зодчества.

Зарождение неомавританского стиля было связано с желанием найти новые формы и выражения, которые отличались бы от столь надоевших классицизма и неоготики.
Выход в свет сборника Вашингтона Ирвинга «Альгамбра» вызвал широкий резонанс среди европейцев и американцев, заставив их обратить более пристальное внимание на архитектуру средневековой Испании и близлежащих мусульманских государств.

Отличительной особенностью неомавританского стиля было наличие множества стрельчатых подковообразных и фестончатых арок, куполов, фризов, карнизов и настенной резьбы. При облицовке колонн использовались изразцовые и керамические плитки.

Широко применялись мозаика, цветные витражи из мрамора и орнамент.

Первым примером сооружения в неомавританском стиле был Воронцовский дворец в Алупке. Его проектировал британский архитектор Блор. Позже данный стиль стал основополагающим для строительства множества русских усадеб по всей России. В неомавританском стиле творили также архитекторы в испаноязычных районах США и в Боснии и Герцеговине.

Во многих европейских городах еврейские общины при строительстве культовых сооружений отдавали предпочтение неомавританскому стилю, т. к. он ассоциировался с золотым веком средневекового еврейства в исламской Испании. В самой Испании интерес к неомавританским архитектурным элементам был связан с именем знаменитого каталонского архитектора Антонио Гауди, который искусно вплетал мавританские мотивы в свои сооружения (дворец в Асторге). Благодаря проведенной в 1929 г. испано-американской выставке на юге Испании и в Мадриде появились такие замечательные городские ансамбли в стиле неомудехар, как площадь Испании в Севилье и театр в Кадисе.

Фасад национальной библиотеки в Сараево. Характерной чертой сооружений, построенных в неомавританском стиле, было наличие множества стрельчатых, подковообразных и фестончатых арок, куполов, фризов, карнизов и настенной резь бы. При облицовке колонн использовалась изразцовая и керамическая плитка.
Для декорирования фасадов широко применялись мозаика, цветные витражи, мрамор и орнамент.

Мавританская архитектура

Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии.

Мавританская архитектура — архитектурный стиль, сформировавшийся под влиянием берберского и испанского стилей в Северной Африке и Аль-Андалусе.

Внешний вид Кордовской мечети

В начале VIII столетия арабы образовали в Испании халифат, который в XIII в. сократился до крошечного Гранадского эмирата и пал в 1492 г. Непосредственное соседство с христианским Западом, непрекращающиеся столкновения между маврами и христианами, физические особенности Пиренейского полуострова, плодородность его почвы, благодатность климата и другие условия, позволившие испанским маврам жить жизнью, разительно отличающейся от жизни их соплеменников в других странах, коренным образом изменили их характер из сурового и воинственного в мягкий, культурный, рыцарский, и способствовали высокому развитию их искусства.

В мавританской архитектуре следует различать три периода: образцом первого может служить Большая мечеть в Кордове (ныне католический собор); образцами второго или переходного периода являются башня Хиральда и Алькасар в Севилье, а о третьем периоде — периоде высшего совершенства мавританского стиля — дают наглядное представление гранадские дворцы Альгамбра и Хенералифе. Мавританский стиль ярко проявился впоследствии в архитектуре синагог Европы.

Испанские мавры находились в тесной связи со своими соплеменниками на северном берегу Африки, где они до сего времени населяют Тунис, Алжир и Марокко. Связь эта должна была, сверх всего прочего, выразиться в сходстве архитектуры у тех и других. Действительно, в дошедших до нас памятниках старинного африканско-арабского зодчества мы видим те же общие формы, те же арки и колонны, ту же орнаментацию, что и в испано-мавританских постройках, но разработанные с меньшей последовательностью и полнотой. Это заставляет относить их ко времени, более раннему, чем последний период исламского искусства в Испании, преимущественно к XII веку, когда отношения между испанскими и африканскими арабами были особенно близки. Таким образом, например минареты при главной мечети Марокко имеют большое сходство с Хиральдой, и можно верить преданию, называющему строителем их того же Гебра, которым сооружена эта последняя.

Внутренний вид Кордовской мечети

Мескита

Первый кордовский халиф, Абдуррахман, задумав соорудить в своей столице мечеть, которая может соперничать со знаменитыми святилищами Палестины и Сирии, заложил её в 786 г. по плану, схожему с планом главной дамасской мечети, но приказал сделать её более обширной и роскошной. Изо всех подвластных ему земель были свезены в Кордову античные колонны с их капителями; много таких же колонн прислал в подарок византийский император; но так как количество готовых колонн все-таки оказалось недостаточным, то по образцу древних были исполнены новые. Мечеть была достроена после смерти Абдуррахмана. Через сотню лет она стала тесна для большого количества прихожан. По этой причине с конца Х до половины XII века постоянно делались пристройки к ней.

Кордовская мечеть представляет в плане громадный четырёхугольный двор, с трех сторон обнесенный рядом аркад на колоннах. Другая, большая часть сооружения разделена колоннами на одиннадцать нефов, к которым впоследствии прибавлено сбоку ещё восемь. Каждый неф имел свой выход на двор. Нефы были покрыты деревянным потолком, который теперь заменили своды. В глубине среднего из 11-ти нефов, более широкого, чем остальные, находится михраб — восьмигранная ниша с полукуполом в виде раковины, вырубленным из цельного камня. Неподалеку от михраба, в одном из соседних к нему нефов, устроено особое отделение, огороженное пилястрами и крытое куполом; это пространство, первоначальное назначение которого неизвестно, называется ныне Villa viciosa. В нём, а также на стенах поблизости к михрабу, главным образом сосредоточена роскошная лепная орнаментация.

В мечети насчитывается 850 колонн. Так как столь обширное здание требовало и значительной вышины, а колонны были слишком коротки, то пришлось прибегнуть к надставке четырёхугольных столбов над капителями колонн и к особому расположению арок, которым, с той же целью достижения большей высоты, вообще придана повышенная подковообразная форма, получившая с той поры широкое распространение в мавританской архитектуре. Упомянутое расположение состоит в том, что выше арок, соединяющих капитель с капителью, помещены ещё вторые арки, перекинутые с вершины одной надколонной надставки на другую. Кроме того, в некоторых местах, например близ михраба и в Villa viciosa, между нижней аркой, образующей несколько полукруглых фестонов и верхней, просто подковообразной аркой, сложена в пролёте полуарка, которая, вместе с такой же полуаркой соседнего пролёта, составляет полную, также полилобную арку, как бы проходящую сквозь надколонный столб. Благодаря такому сплетению арок, внутренность мечети получила вид какого-то сказочного окаменелого леса, в котором, вместо древесных стволов, стоят мраморные, гранитные и порфировые колонны, а в вершине этих стволов изгибаются и переплетаются между собой огромные ветви, полосатые от белого и красного камня, из которого они сложены. Оригинальность и живописность этой архитектуры усиливаются лепными украшениями, яркими красками и позолотой, обильно покрывающими собой стены, потолочные балки и фризы под ними.

Что касается внешнего вида кордовской мечети, то она производит впечатление прочности и серьёзности. Редкие окна в стенах, лишенных всякой разделки, обставлены по обеим сторонам колонками, загорожены мраморными плитами с ажурным узором и имеют вверху вид подковы, окаймленной рельефным орнаментом. Такая же форма дана и входным воротам. Каждому поперечному нефу соответствует выступ, служащий для стены контрфорсом. Эти выступы сообщают мечети сходство с крепостью, тем более, что стены увенчаны рядом зубцов.

Хиральда в разных эпохах

Хиральда

Постройки в Севилье относятся к более позднему времени. В 1172 г. была сооружена в этом городе большая мечеть, останки которой доныне сохранились в северной и западной частях местного собора. В них уже заметна некоторая перемена стиля, о которой, однако, гораздо лучшее понятие дает принадлежавший к мечети минарет, превратившийся в соборную колокольню и известный под названием Хиральды (Гиральды). В противоположность большинству минаретов, обыкновенно многогранных или цилиндрических, тонких и стройных, Хиральда имеет форму массивного прямоугольного параллелепипеда. Строителем этой башни, как гласит предание, был знаменитый арабский зодчий Гебр, или Гебер. Башня сложена из кирпича и белого камня и представляет внизу, до некоторой высоты, совершенно голые стены, а выше — рельефную орнаментацию, имеющую вид узорчатых панно, обрамленных гладкими полосами. Мотив узора напоминает переплетающиеся полилобные арки, какие мы видели в кордовской мечети, причем изображены внизу узора даже колонки, поддерживающие эту сеть арок. Такой мотив орнаментистики — очень характерный в двух последних периодах мавританского искусства. На каждой стороне Хиральды, в середине, расположены друг над другом двулопастные окна, обделанные в каждом этаже на особый лад, с подковообразным, стрельчатым или полилобным верхом и украшенные балкончиками. Внутри, вместо лестницы, устроен ряд наклонных плоскостей, по которым два рядом идущих всадника на лошадях могут добраться до верхней площадки башни.

Алькасар

Третье любопытное мавританское здание Севильи — укрепленный дворец Алькасар, построенный в XII и получивший пристройки в XIII веке. После того, как Севилья перешла во власть испанцев, он стал дворцом кастильских королей и с тех пор неоднократно подвергался переделкам, до такой степени изменившим его внутренность, что она уже утратила определённость стиля. При всем том, общее расположение и отдельные части Алькасара сохранили восточный характер. Дворец состоит из нескольких открытых дворов, вокруг которых группируются галереи и залы, со стенами, украшенными вверху лепным орнаментом, близким по рисунку к орнаментации Хиральды, а внизу обложены цветными изразцами, представляющими геометрический узор.

Альгамбра

Самый блестящий и, вместе с тем, самый характерный памятник своего искусства, достигшего до высшего пункта развития, оставили нам арабы в Гренаде, последнем оплоте их владычества в Испании. Это — дворец цитадели Альгамбры, составляющий доныне главную достопримечательность названного города. За исключением «Ворот суда» и других, ведущих в цитадель, в ней уже нигде не встречается арок в виде подковы: все вообще арки — полуциркульные, с приподнятым центром, с архивольтом, убранным сталактитами, и с софитом, изрезанным маленькими полукружиями, как бы мелкой гофрировкой. Арки или поднимаются прямо с карниза над капителью колонны, отступая от него небольшим каблучком, или опираются на кронштейны повыше капителей. Есть арки, которые нельзя назвать арками в строгом смысле слова; оба их конца поднимаются отвесно над абакой капители, а затем ломаются вовнутрь и сходятся вверху прямолинейно, в виде фронтона. Другие арки ещё менее похожи на настоящие: они образуют, например в павильонах Львиного двора и в зале принцесс, то восходящую, то снова опускающуюся линию, разбитую на части сталактитами. Колонны, поддерживающие арки, чрезвычайно тонки, стройны и снабжены капителями прелестной формы и не совсем удачными базами, а иногда обходятся и вовсе без баз.

Стены внутри дворцовых зал и галерей облицованы снизу, по локоть или плечо человека, цветными изразцами или кафельной мозаикой более или менее затейливого геометрического узора. Над подобной панелью простирается вверх лепной рельефный орнамент очень сложного и запутанного рисунка, теперь полинявший, но некогда игравший позолотой и яркими цветами. Эта раскраска разнообразила его до такой степени, что, несмотря на сходство лепного узора в некоторых помещениях, каждое из них имело свой характер единственно вследствие различного сочетания на его стенах золота и трех главных красок, белой, красной и голубой. Мотивы орнаментации, покрывающей не только стены, но и пространства между арками и капители колонн, составляют двухконечные листья на тонких стеблях, стручки, распуколки цветов, плоды ананаса — все это перепутанное одно с другим, закручивающееся и смешивающееся с комбинациями геометрических линий. Кроме того, составной частью орнамента служат куфические надписи, тянущиеся в виде фризов или заключенные в медальонах. Причудливая роскошь архитектурного убранства дворца довершается (например во дворе львов) ажурной заделкой пространств между пролетами арок и сталактитами, обильно одевающими потолочные своды (например в зале Абенсеррагов и зале Посланников). Такие же арки, колонны и стенную отделку, как в Альгамбре, мы находим в другом мавританском дворце Гренады, Хенералифе, архитектура которого, однако, значительно проще и умереннее.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Мусульманское или магометанское искусство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Литература

  • Мусульманское или магометанское искусство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Айюбиды • Азербайджана • Китай • Индо-Исламская • Индонезия • Мавритания • Марокко • Мудехар • Моголы • Османы • Персия • Сомали • Судан • Татары • Туркестан • Омейядский халифат

Аблак • Баннаи • Айван • Джали • Машрабия • Михраб • Минарет • Мокарбе • Мукарны • Зулляйдж • См. также Украшения

Персия (Ранний период • Каджары • Сефевиды) • Турция (Османы)

Гуль • Килим (Мотивы) • Персидский • Турецкий • Молитвенный

Батик • Дамаст • Икат • Вышивка • Сумах • Сюзане

Хатам • Минбар

Бронза • Дамасская сталь • Стекло • Резьба по камню • Резьба по кости • Цветное стекло (Шебеке)

Арабская • Дивани • Куфическое письмо • Мухаккак • Насх • Насталик • Персидская • Сини • Та’лик • Сулюс • Тугра

Архитектура
Региональные стили Элементы
Искусство
Региональные стили Ковры Фарфор Ткани Дерево Другие виды
Искусство в книгах
Миниатюра Каллиграфия Другие виды искусства
Украшения
Сады
Чарбаг • Османский • Райский • Персидский
Музеи
Берлин • Каир • Доха • Газни • Стамбул (Музей искусства • Музей каллиграфии) • Иерусалим (Исламский музей • Институт Л. А. Майера) • Куала-Лумпур • Лондон (Британский музей, Музей Виктории и Альберта) • Лос-Анджелес • Марракеш (Музей в Марракеше • Сад Мажорель) • Мельбурн • Париж (Институт арабского мира • Лувр) • Сингапур • Торонто (Ага-хан) • Триполи
Принципы,
влияние

Мавры в архитектурном искусстве великими новаторами не были. Многие конструктивные элементы они позаимствовали у других народов, но при этом они смогли создать массу великолепных примеров внутреннего устройства в Испании именно в период своего правления. Ведь мало, кому интересен внешний вид дома, если внутри самый настоящий рай.

Период правления мавров принято разделять на три основных периода по названию городов, которые были в центре определенного времени:

  • Кордовский;
  • Севильский;
  • Гранадский.

Именно в этот период происходило и развитие исламской культуры в стране.

Основы мавританского стиля в Испании сформировались во время Кордовского периода правления. Новые правители из династии Омейядов требовали, чтобы возведенные здания украшались геометрическими орнаментами, так как исламским законом было запрещено использовать изображения людей и животных.

Орнамент выкладывался с использованием облицовочной плитки-оцулей (azulejo — синий) Наиболее ярко именно такой стиль прослеживается при оформлении соборной мечети в Кордове. Построили ее в 785 году, а через 150 лет расширили, включив в ее ансамбль восьмиугольный михраб, который был очень красиво украшен.

Фото: Дворец Альгамбра в Гранаде

В 7 веке после распада Кордовского халифата, к правлению приходит династия Альмохадов, которая вдохнула в архитектуру и мавританский стиль новую жизнь. Альмохады при строительстве зданий использовали традиционные для исламской культуры украшения – орнаменты, кирпичи, изразцы, аркады, но получалось у них более изысканно.

В декоре появилось огромное количество блестящих элементов, что смотрелось более ярко и изысканно. Ярким примером искусства этого периода считается сохранившаяся башня, которая возвышается над городом в Севилье. Сооружение искусство оформлено орнаментом из светлого кирпича.

В 8-10 веке мавры были оттеснены в Гранаду, где их зодчие превзошли сами себя. Последним всплеском мавританской мысли и зодчества стал дворец Альгамбра, который был построен в период правления династии Насридов. Именно в этом здании максимально гармонично сочетаются элегантность и изысканность.

Фото: Внутренняя территория Альгамбры

Дворец расположен на горе с видом на Гранаду, на фоне гор Сьерра-Невада. Зрелище потрясающее снаружи, но не менее великолепное внутри. Но самое удивительное, что все создано и самых простых и привычных материалов – строительного гипса, кирпича, дерева.

Слияние двух стилей: мудехарского и мосарабского

В Андалусии архитектура выполнена в чистом мавританском стиле, а вот при продвижении на юг страны уже встречаются здания, при строительстве которых многие элементы задействованы их других направлений. На фоне этого слияния возникли два новых направления в строительстве.

Архитектура мосарабского стиля

Фото: монастырь Сан-Мигель-де-Эскалада

Этот новый стиль был создан христианами, в котором объединились и вестготские, и исламские направления. Сегодня сохранилось не слишком много примеров зодчества, которые создавались христианами во времена правления мавров. Представить особенности таких зданий помогают лишь редкие церкви, которые сохранились в глубинках, например, в Сории. Лучше всего сохранился монастырь Сан-Мигель-де-Эскалада около Леона, который построен в 913 году.

Особенности мудехарского стиля

Фото: Королевский дворец Алькасар в Севилье

Зодчие-мудехары пошли совсем другим путем. На христианских землях в целях продвижения ислама, они создавали здания такого плана, что больше ни в одном стиле не возможно найти подобных. В качестве декоративных элементов использовались следующие приемы:

  • Ацулеи;
  • Изящная резьба, смешанная с романтическими, готическими компонентами;
  • Решетчатые переплеты.

В новом стиле также просматриваются определенные элементы зодчества иудеев, что также жили рядом с маврами и христианами на определенном промежутке времени. Основной чертой мудехарского стиля является использование при строительстве, как основного материала, кирпича. Эти зодчие слыли первоклассными каменщиками. Встретить результаты их работы можно на всей территории Испании. Вот несколько наиболее ярких примеров:

  • В Сугуне есть церковь, что относится к 12 веку, выполненная их кирпича;
  • В Арагоне и Теруэле есть огромное количество церквей из кирпичной кладки и с высокими башнями;
  • Королевский дворец Алькасар в Севилье (1364 г.).

This entry was posted in Ремонт. Bookmark the <a href="https://kabel-house.ru/remont/mavritanskij-stil-v-landshaftnom-dizajne/" title="Permalink to Мавританский стиль в ландшафтном дизайне" rel="bookmark">permalink</a>.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *