Фундамент из плит дорожных

Содержание

Фундамент из дорожных плит: преимущества и недостатки

Существует множество видов фундаментов, которые подойдут для возведения различных строений, но так уж сложилось, что в нашей стране люди пытаются экономить на всех этапах строительства, начиная с возведения основания здания.

Если уложить на подготовленное грунтовое основание дорожную плиту (ГОСТ 21924-84), она выдержит незначительную нагрузку и легкие постройки

Одним из эконом-вариантов является фундамент из дорожных плит, в преимуществах и недостатках которого мы разберемся подробней.

Особенности и преимущества дорожных плит для фундамента

Использование дорожных плит для возведения фундамента – это достаточно нестандартный подход, так как изначально данный материал предназначался для создания транспортных связок. Благодаря изначально заложенному показателю износоустойчивости и прочности, такие изделия хорошо показали себя в возведении легковесных и построек со средней тяжести.

Дорога, вымощенная железобетонными плитами

Дорожные плиты имеют, в качестве основы для фундамента, имеют ряд преимуществ:

  • могут использоваться для создания монолитного, ленточного и других видов оснований;
  • нет необходимости в глубоком котловане;
  • обладают хорошей несущей способностью, особенно при возведении конструкций на пучинистом грунте;
  • могут использоваться для закладывания фундамента на слабонесущих, горизонтально-подвижных, вечномерзлых и грунтах с высоким уровнем вод;
  • для закладки необходимо минимальное количество специализированной техники;
  • обладает хорошими тепло- и водоизоляционными характеристиками;
  • масса строения равномерно распределится по всей площади плит.

Исходя из всех этих пунктов, можно сказать, что фундамент из дорожных плит – это отличное решение для возведения построек, особенно если грунт под будущей конструкцией обладает определенными проблемами. По факту, в готовой основе будут полностью отсутствовать швы, так как пространство между элементами будет все равно заполняться бетонным раствором. Конечная монолитная конструкция обеспечит максимальное сцепление, что значительно повышает несущую способность.

Особенно популярным фундамент из плит стал при постройке каркасных домов. Они обладают относительно небольшим весом, а в сам тип строения заложен максимальный эконом ресурс. Данный материал также может использоваться для возведения временных строений (летняя кухня), пристроек (сараи, гаражи) и многих других типов конструкций. Правда для каждого из них придется определяться с толщиной слоя. Для легковесных сооружений вполне достаточно прослойки в 15 см, для более тяжелых (двухэтажные и больше) – от 25 см.

О недостатках дорожных плит

Даже, казалось бы, у идеальных дорожных плит есть свой набор недостатков:

  • достаточно часто во время возведения фундамента используются материалы, бывшие в употребление, но найти б/у плиты очень сложно, поэтому, скорей всего, придется работать с совершенно новыми изделиями, а в ценовом плане они в несколько раз дороже;
  • если у вас нет знакомых с дорожным краном, придется нанимать и почасово оплачивать работу, как машины, так и оператора;
  • при достаточно больших количествах придется производить доставку поэтапно или же арендовать транспорт с высокой грузоподъемностью;
  • могут возникнуть трудности при создании подвальных и кладовых помещений, которые будут находиться под основной конструкцией;
  • несмотря на высокие водоизоляционные характеристики, все же необходимо дополнительно укладывать слои изоляционного материала.

Этапы укладки фундамента из дорожных плит

Процесс возведения основы постройки из дорожных плит по своей схеме схож с укладкой монолитного фундамента:

  1. Сначала прокладывается термо- и гидроизоляционная защита.
  2. На следующем этапе укладываются непосредственно плиты (максимально плотно);
  3. Стыки между плитами заливаются бетоном (не забываем об опалубке).
  4. После полного высыхания стыковой заливки, также покрывается бетонным раствором поверхность плит.
  5. В летний период стяжка должна периодически смачиваться (не поливаться), а также накрываться полиэтиленом, пока не произойдет полное схватывание.

Дорожные плиты – одно из лучших решений для возведения фундамента.

Укладка дорожных плит в качестве фундамента под гараж

Заложить основу вашего будущего дома с их помощью достаточно быстро и просто, а затраты в основном касаются закупки материалов и использования кранового оборудования.

Дом из панелей жби — строительство из железобетонных плит, как строят панельные дома

Для постройки дома существует множество вариантов. Коттеджи из бруса, кирпичные, каркасные проекты — каждый из способов возведения имеет свои плюсы и минусы. Один из вариантов строительства — коттедж из ЖБИ плит. Технология строительства домов из железобетонных панелей имеет свои свои особенности.

Панель ЖБИ — это бетонная плита, армированная изнутри металлическим каркасом, благодаря чему увеличивается устойчивость бетона к неблагоприятным условиям внешней среды, и усиливается выносливость материала при любых видах нагрузки.

На заводах плиты делают почти готовыми к эксплуатации. При установке они уже оказываются с выполненной внешней отделкой и готовые к чистовой отделке внутри, то есть без промежуточного этапа чернового ремонта.

Чаще всего железобетонные панели ассоциируются с однотипными многоэтажками советских годов постройки. Современные технологии продвинулись вперед, что позволило решить большинство сложностей и проблем, связанных с возведением строений из железобетона.

Дом из панелей ЖБИ имеет свои преимущества перед остальными типами построек:

  1. Срок службы. Гарантийный период использования дома из ж/б панелей — от 50 лет. Но эксплуатироваться они могут дольше заявленного времени.
  2. Соответствие стандартам. Железобетонные панели производятся на специализированных заводах с соблюдением всех необходимых норм и ГОСТ, что гарантирует качество продукции.
  3. Стоимость. Цена строительства коттеджа из панелей в среднем на треть меньше возведения кирпичного коттеджа той же площади.
  4. Скорость строительства. Монтажные элементы, установленные на плитах и перекрытиях, позволяют собрать дом, как конструктор. Возведение дома в 170 м² займет 4-5 дней. Стройка происходит так быстро, что можно не заметить, как строят.
  5. Строительство дома из панелей допустимо в любой сезон. Производство плит и перекрытий происходит круглогодично, на открытой местности происходит только финальная сборка, для которой отсутствуют требования к погодным условиям.
  6. Пожарная безопасность. ЖБИ панели — невозгораемый материал. В панелях с утеплителями используется негорючая или самозатухающая прослойка, например, каменная вата.
  7. Большое количество вариантов наружной отделки. Панели — некапризный материал, благодаря чему можно отделать фасад большинством облицовочных материалов без необходимости учитывать их вес и форму. Стены можно покрасить или оштукатурить, обить сайдингом или отделать камнем. На ЖБИ панели возможно монтировать все виды навесных фасадов.
  8. Нет необходимости ждать усадки, К отделке строения из панелей можно приступать, как только собрали коробку, так как панельные дома не требуют времени на усадку конструкции.

Современные технологии решили часть сложностей, связанных с эксплуатацией и возведением панельных домов, таких как: слабая звукоизоляция, плохой воздухообмен и типовая однообразность внешнего вида подобных строений.

Но строительство дома из железобетонных панелей все же имеет свои недостатки:

  1. Малое количество производителей. Многие компании производят железобетонные конструкции, но это делается для массового сегмента многоэтажной застройки. Рынок производства ж/б панелей для частного строительства узок. Это связано с тем, что технология производства ЖБИ под индивидуальный проект сложнее, чем типовая.
  2. Требования к фундаменту. Дом из железобетона тяжел, что подразумевает для надежности конструкции массивный фундамент. Для фундамента под подобную постройку существуют проверенные технологии заливки.
  3. Необходим подъезд к стройплощадке. Для сборки коробки здания из панелей используется автокран, и это необходимо учитывать при планировании строительства. К тому же на территории должно быть свободное пространство под склад для самих плит. Существует вариант сборки здания «с колес». При таких условиях нет необходимости в выделении пространства под склад, достаточно организовать только подъезд под автокран.

ЖБИ панели подразделяются на 3 вида:

  1. Наружные.
  2. Внутренние межкомнатные плиты.
  3. Перекрытия.

Наружные панели производятся одно-, двух- и трехслойными. В третьем случае между 2 слоями бетона проложен утеплитель, а внешний — производится из бетона повышенной прочности. Стеновые панели делятся на 3 типа:

  1. Несущие. На данные плиты распределяется вес всего строения.
  2. Самонесущие. Плита удерживает только собственную массу.
  3. Навесные. Вес плиты распределяется на несущие стены.

Сами панельные дома бывают 3 видов:

  1. Панельно-каркасные, где каркас и сами панели — это общая конструкция, и нагрузка распределяется по всему строению.
  2. Каркасные. Данный формат необходим для непростых или многоуровневых зданий, где нагрузка распределяется по заранее спроектированному остову.
  3. Бескаркасные здания, где нагрузка ложится на несколько несущих стен.

Можно возвести частный дом самостоятельно, привлекая к каждому этапу строительства отдельные бригады рабочих, или заказать выполнение данной задачи в профессиональной строительной фирме. Оба варианта имеют свои явные плюсы и минусы, но имеются и скрытые нюансы, которые тоже необходимо учитывать.

Строительство дома из ЖБИ панелей — задача не для самостоятельного выполнения.

Рассмотрим вариант строительства из привычных материалов:

  1. Создание проекта. Это сложные чертежи и расчеты, которые необходимо заказать в специальных организациях.
  2. Получение необходимых разрешений для строительства, что может быть затянуто по срокам из-за бюрократических проволочек.
  3. Выбрать, закупить и доставить необходимые строительные материалы, что затратно по времени и сложно без строительного опыта.
  4. Само строительство. Если проект подразумевает капитальное строение, а не летнюю дачу, то без привлечения строительных бригад не обойтись. Не ошибиться в квалификации наемных работников и оценить качество их работы по завершении строительства — сложная задача для непрофессионала.

Вероятность того, что стоимость дома при строительстве своими силами будет больше, чем планировалось изначально, высока. Необходимо учитывать, что могут возникнуть затраты на переделку некоторых работ спустя время.

Строительство малоэтажного дома под ключ

При заказе услуги «под ключ» все вопросы по созданию проекта, получению разрешений и организацию самих работ берут на себя профессионалы, что экономит время и силы заказчика. Суммы, условия выполнения и сроки будут прописаны в договоре, что гарантирует выполнение полного объема работ без дополнительного контроля и затрат со стороны заказчика.
Также время строительство дома сокращается в сравнении с самостоятельным возведением.

Возведение панельного коттеджа — это отработанный процесс, проходящий в 5 этапов.

Так как элементы для строительства дома из ж/б плит производятся на заводе, проект коттеджа должен быть подробным. В процессе строительства не будет возможности изменить расположение окон, дверей или межкомнатных перегородок. Нужно рассчитать все необходимые коммуникации, вентиляцию и т.п.

Все эти элементы должны быть продуманы уже на уровне проекта. Для разработки плана строительства можно взять существующий типовой вариант или разработать проект с нуля.

Для фундамента коттеджа из железобетона используется технология закладки монолитного бетонного или ленточного основания. Также можно сделать и свайный фундамент, но это достаточно дорого.

После заливки фундамента происходит само возведение коробки дома, где плиты соединяются сваркой по армированным креплениям.

Крыша для домов из железобетона подходит любая. Дерево, черепица, металлочерепица — ограничения по весу при использовании ж/б панелей отсутствуют.

Современные бетонные блоки делают на заводах таким образом, что сразу после установки можно приступать к отделке. Они подходят и под обои, и под окрашивание, и под использование специальных декоративных панелей.

Разброс цен на железобетонные дома по Москве достаточно широк. Стоимость зависит от площади, сложности проекта, доставки материалов. На цену влияет и сегмент, в котором планируется строительство: премиум, бизнес или эконом.

Самым главным требованием к постройке загородной недвижимости является качество как материалов, так и работ. Дом должен быть теплым, дышащим и удобным. Современные технологии и профессиональные строительные организации создадут в загородном доме комфортную среду для всей семьи.

Технология укладки дорожных плит при строительстве подъездных дорог

Главная » Полезное » Технология укладки дорожных плит при строительстве подъездных дорог

Укладка плит — один из самых эффективных способов обустройства временных дорог. Он не требует больших финансовых вложений и помогает в кратчайший срок положить покрытие там, где в нём есть необходимость.

Преимущества

Строительство дорог методом укладки крупных железобетонных плит имеет ряд существенных преимуществ:

  • Высокая скорость работы. Нет необходимости ждать несколько недель, пока дорожное строительство будет завершено.
  • Нет необходимости задействовать тяжёлую асфальтоукладочную технику.
  • Использовать покрытие можно сразу же после окончания дорожного строительства.
  • После того как необходимость в покрытии отпадёт, оно легко демонтируется. Железобетонные плиты могут быть использованы впоследствии повторно.

Дорожное строительство методом укладки железобетонных плит осуществляется повсеместно. Такие дороги можно увидеть в местах подъезда к строительным площадкам, в местностях с мягким, проседающим грунтом, возле стоянок или сельских аэродромов.

Универсальность — вот основное отличие данного метода строительства дорог. Укладывать плиты можно практически на любой грунт, чего нельзя сказать о классическом асфальтировании. Нет необходимости в подготовке основания, да и расходы на аренду спецтехники будут куда меньшими.

Возможность повторного использования — ещё один плюс в пользу плит. Справедливости ради следует отметить, что бывшие в употреблении плиты отличаются от новых только внешним видом и незначительными сколами в местах стыков. Стоят же они при этом на порядок меньше (в среднем на 40-45%).

Дорожное покрытие из плит не боится ни суровых климатических условий, ни резких температурных перепадов. Оно отлично ведёт себя в диапазоне температур от -45 до +55 °C. Более того, добавление в бетон специальных примесей способно ещё больше расширить этот температурный диапазон.

Требования к материалу

Существует ряд требований, предъявляемых к дорожным плитам при организации временных подъездов к строительным площадкам и промышленным объектам. Так, в частности, толщина этих плит не должна быть меньше 14 см. Внутрь в обязательном порядке должна быть встроена арматура, а плотность готового изделия должна находиться в диапазоне от 2,2 до 2,5 т/м. Что касается формы, то она может быть произвольной. Какая-то дорожная техника лучше производит укладку длинных прямоугольных железобетонных плит, какая-то — квадратных.

В зависимости от условий эксплуатации, поверхность плит может быть гладкой или рифлёной. Рифлёные плиты в большей степени защищены от образования наледи. С другой стороны, если по подъездным дорогам будет курсировать преимущественно гусеничная техника, то в создании рифлёной поверхности нет никакого смысла.

Немалые требования при дорожном строительстве подъездных путей предъявляются к качеству бетона. Именно от этого материала напрямую зависит, какие нагрузки сможет выдержать будущее покрытие и насколько хорошо оно будет сопротивляться атмосферным явлениям. Считается, что оптимальным для России является бетон, имеющий высокий класс устойчивости к морозу (F150). Если в дальнейшем планируется демонтаж плит и повторное дорожное строительство с их использованием, то желательно, чтобы в бетон были вмонтированы монтажные петли. Они должны находиться в специальных углублениях, чтобы не мешать движению автотранспорта после укладки.

Разновидности дорожных плит

Дорожные плиты различаются по форме и размеру. Размер указывается производителем в метрах, а для определения формы существует удобная система наименований. Так, к примеру, прямоугольные плиты обозначаются буквой «П», шестиугольные — «Ш». Есть и более сложные наименования. Например, «ППБ» обозначает: прямоугольная плита с двумя совмещёнными бортами.

Технология укладки железобетонных плит

Осуществляя дорожное строительство временных подъездных путей, необходимо помнить, что их прочность и эксплуатационные свойства напрямую зависят от соблюдения технологии укладки плит. Как и в случае с асфальтированием, подготовка грунта имеет далеко не второстепенное значение.

Подготовка грунта производится в следующем порядке:

  • Верхний почвенный слой удаляется, а его поверхность разравнивается при помощи дорожной техники.
  • Пользуясь услугами спецтехники, разрывается траншея глубиной от 30 до 50 см (в зависимости от типа грунта и целевой нагрузки на дорожное покрытие).
  • Чтобы застраховать подъездную дорогу от размывания и прорастания сорняков, на дно прорытой траншеи укладывается геотекстиль.
  • Поверх геотекстиля насыпается десятисантиметровый слой щебня, а поверх щебня около 20 см песка.
  • Песчаную подушку поливают водой.
  • Грунт тщательно утрамбовывается.

Для трамбовки грунта можно воспользоваться услугами спецтехники с виброплитой. Если устилать плитами нужно большую площадь, лучше применить каток. Не забывайте контролировать уровень грунта в процессе трамбовки (для этих целей используйте нивелир и верёвочный маяк).

После того как поверхность утрамбована, можно начинать укладку железобетонных плит. Если их размер не позволяет обходиться услугами имеющейся спецтехники, можно прибегнуть к аренде подъёмного крана на колёсах. Во избежание перекосов, первый ряд дорожных плит всегда укладывается вдоль растянутого шнура.

Подготовка грунта Утрамбовка грунта
Укладка дорожных плит Закрепление швов

При строительстве подъездных дорог железобетонные плиты могут быть уложены с зазором либо вплотную одна к другой. В оставшиеся щели засыпается песок. С целью предотвращения появления трещин на дорожном покрытии швы предварительно расширяют влажным раствором, а сами плиты при этом покрывают плёнкой.

Если ожидается, что по подъездным дорогам будет перемещаться тяжёлая техника, их необходимо усилить. Для этого существует несколько способов. Самый простой — это добавить на этапе организации песчаной подушки цемент. Нередко для повышения прочностных характеристик дорожного покрытия монтажные петли бетонных плит сваривают вместе.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

МОССТРОЙЛИЦЕНЗИЯ

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

ИНСТРУКЦИЯ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ПОЛНОСБОРНЫХ
ПОКРЫТИЙ ГОРОДСКИХ ДОРОГ

ВСН 1-94

Москва — 1996

Инструкция по строительству полносборных покрытий городских дорог (взамен ВСН 50-79) разработана кандидатами технических наук В. М. Гольдиным, Л. В. Городецким, Р. И. Бега (НИИМосстрой) с участием Мосстройлицензии (Ю. И. Столяров и к. т. н. В. Д. Фельдман).

Инструкция обобщает накопленный за период с 1979 по 1994 гг. опыт службы дорожных одежд на эксплуатируемых улицах и дорогах.

Инструкция составлена с учетом новых ГОСТ на плиты железобетонные для покрытий городских дорог, тротуарных плит и на камни бортовые бетонные и железобетонные, разработанных НИИМоссстроем, Мосинжпроектом и Академией коммунального хозяйства.

Инструкция согласована с институтом Мосинжпроект, трестом Гордорстрой, Техническим управлением муниципального предприятия Мосинжстрой.

Департамент строительства

Ведомственные строительные нормы

ВСН 1-94

Взамен «Инструкции по строительству покрытий городских дорог»
ВСН 50-79

Научно-техническое управление

Инструкция по строительству полносборных покрытий городских дорог

1.1. Настоящая инструкция распространяется на строительство в летний и зимний периоды в Москве сборных покрытий временных и постоянных дорог и проездов, площадей, тротуаров, садово-парковых, пешеходных дорожек и хозяйственных площадок. При строительстве полносборных покрытий применяют следующие конструктивные элементы, выпускаемые промышленностью:

— плиты для покрытий дорог;

— плиты для покрытий тротуаров;

— камни бетонные и железобетонные, гранитные;

— оголовки смотровых колодцев.

1.2. Согласно ГОСТ 21924.0-84 — ГОСТ 21924-3.84 плиты железобетонные для покрытий городских дорог подразделяются на типы в зависимости:

от назначения:

— для постоянных дорог;

— для временных дорог;

от конфигурации:

П- прямоугольная;

ПБ — прямоугольная с одним совмещенным бортом;

ПББ — прямоугольная с двумя совмещенными бортами;

ПТ — трапецеидальная;

ПШ — шестиугольная;

ПШД — шестиугольная осевая диагональная;

ПШП — шестиугольная осевая поперечная;

ДПШ — диагональная, половина шестиугольной плиты;

ППШ — поперечная половина шестиугольной плиты.

Форма и основные размеры плит должны соответствовать указанным в ГОСТах чертежах.

Внесены НИИМосстроем

УТВЕРЖДЕНЫ

Научно-техническим управлением Департамента строительства

«1» августа 1994 г.

Дата введения в действие

1 января 1995 г.

1.3. Согласно ГОСТ 17608-91 плиты тротуарные подразделяются на квадратные (К), прямоугольные (П), шестиугольные (Ш), фигурные (Ф) и элементы декоративные дорожные (ЭДД).

1.4. Согласно ГОСТ 6665-91 бетонные и железобетонные бортовые камни подразделяются на следующие типы:

БР — прямые рядовые;

БУ — прямые с уширением;

БУП — прямые с прерывистым уширением;

БЛ — прямые с лотком;

БВ — въездные;

БК — криволинейные.

Согласно ГОСТ 6666-91 гранитные камни подразделяются на прямоугольные (ГП) и криволинейные (ГК).

1.5. Опытная партия регулируемых оголовков смотровых колодцев начнет выпускаться в 1995 году.

1.6. Рекомендуемые сборные элементы предназначены для строительства постоянных и временных дорог и проездов с шириной проезжей части, кратной 3,5 м, и числом полос движения, обусловленным категорией дороги.

1.7. Строительство полносборных покрытий постоянных городских дорог осуществляют в следующей последовательности:

— устройство земляного полотна;

— установка оголовков смотровых колодцев;

— распределение, планировка и уплотнение подстилающего слоя и основания;

— распределение технологического слоя;

— монтаж дорожного покрытия;

— вибропосадка плит;

— установка бортового камня;

— монтаж покрытия тротуаров;

— заполнение швов.

1.8. При строительстве покрытий временных дорог вибропосадка плит, установка бортового камня и заделка швов не производится.

1.9. Строительство полносборных покрытий постоянных и временных дорог ведется поточным методом, предусматривающим равномерное и непрерывное производство всех дорожно-строительных работ.

2. 3ЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО И ОСНОВАНИЕ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД И ТРОТУАРОВ.

2.1. Работы по устройству земляного полотна производят после окончания работ по вертикальной планировке, устройству дренажей и водостоков, прокладке новых и перекладке старых подземных инженерных сетей, засыпке траншей и разрытии с послойным уплотнением.

2.2. Отсыпку, разравнивание и уплотнение насыпи земляного полотна следует производить преимущественно в летнее время в соответствии со СНиП П-60-90.

2.3. На участках, подверженных пучинообразованию, при неблагоприятных гидрологических условиях следует предусматривать специальные меры для предупреждения пучинообразования.

2.4. Работы по устройству земляного полотна целесообразно производить экскаваторами с ковшом емкостью от 0,25 м3 до 1,0 м3 (ЭО-2621В-3; ЭО-2626; ЭО-3123; ЭО-3323А; ЭО-4225; ЭО-5124), бульдозерами мощностью 80 — 250 л. с. (ДЗ-42; ДЗ-190; ДЗ-162-1), автогрейдерами среднего и тяжелого типа (ДЗ-122Б; ДЗ-98В.1; ДЗ-180).

2.5. Насыпи, как правило, должны возводиться из талого песчаного и супесчаного грунта. С целью более полного использования местного грунта допускается отсыпка насыпи из смеси талого песчаного и мерзлого грунтов с обязательным уплотнением до наступления смерзания грунта. Отсыпка верхних слоев насыпей высотой 0,8 — 1,5 м производится только из талого грунта при влажности, близкой к оптимальной.

2.6. Глинистые (водонепроницаемые) грунты могут применяться только в непереувлажненном состоянии. Пылеватые грунты допускается применять только в нижней части насыпи. Верхняя часть насыпи в этом случае (не менее 0,5 м) отсыпается из песчаных и супесчаных грунтов.

2.7. При устройстве насыпи следует соблюдать следующие правила производства работ:

— грунт отсыпают слоями равной толщины в зависимости от вида средств уплотнения;

— каждому слою грунта после планировки и разравнивания придается поперечный уклон 10 — 20 % от оси дороги;

— уплотнение следует производить при влажности, близкой к оптимальной;

— особое внимание следует обращать на равномерность уплотнения грунта.

2.8. Особенно тщательно следует уплотнять грунт около дождеприемных колодцев, колодцев подземной сети, в местах примыкания к инженерным сооружениям.

2.9. Уплотнение грунта в стесненных условиях следует производить малогабаритными механизмами (приложение 1).

2.10. При устройстве дорожного корыта его глубина должна соответствовать проекту с допусками ± 3 см. Ширина корыта с учетом установки бортовых камней должна быть больше ширины покрытия на 0,5 м.

2.11. Послойное уплотнение рекомендуется производить:

— при связных грунтах — укаткой, трамбованием, вибротрамбованием, комбинированным способом;

— при малосвязных грунтах — укаткой, трамбованием, вибротрамбованием, вибрированием, комбинированным способом;

— при несвязных грунтах — вибротрамбованием и вибрированием.

2.12. При отрицательных температурах уплотнение грунта производят трамбующими, вибротрамбующими, вибрационными машинами и виброплитами тяжелого типа.

2.13. Поверхность земляного полотна планируют так, чтобы величина просвета при прикладывании 3-метровой рейки не превышала 1 см.

2.14. Плотность грунта земляного полотна, а также грунта засыпанных траншей, разрытий, котлованов должна быть не менее 0,98. В процессе уплотнения систематически контролируют влажность и плотность грунта.

2.15. Степень уплотнения грунта устанавливают путем взятия проб грунта с ненарушенной структурой и определения объемной массы скелета грунта в лаборатории по методу стандартного уплотнения; используют также плотномер-влагомер Ковалева; для песчаных и супесчаных грунтов применяют ударник СоюздорНИИ.

2.16. Возведение насыпей в зимнее время допускается при наличии необходимого количества уплотняющих средств, обеспечивающих быстрое уплотнение отсыпанного грунта до требуемого значения плотности. В табл. 2.1.1 указаны условия применения грунтов в насыпях, возводимых в зимнее время.

Таблица 2.1.1.

Условия применения грунтов в насыпях, возводимых в зимнее время

Вид грунта

Условия применения

Допускаемая высота насыпи, м

Скальный, крупноблочный, крупный и средней крупности песок

Без ограничений

Без ограничений

Глинистый

Допускается с влажностью не более 1,1 от оптимальной

В зависимости от климата района:

суровый — 2,5;

холодный — 3,5;

умеренный — 4,5;

теплый — не ограничивают

Мелкий и пылеватый, неводонасыщенные пески

Допускается при влажности не более 1,2 — 1,3 от оптимальной

То же

Жирные глины, меловые, тальковые и трепельные грунты, а также грунты с высокой влажностью

Применять запрещается

2.17. Насыпи, как правило, должны возводиться только из талого грунта с обязательным уплотнением до наступления смерзания насыпного грунта. Ввиду трудностей выдержать это требование в течение всего зимнего периода, допускается отсыпка высоких (более 1,5 м) насыпей из смеси талого и мерзлого грунтов (табл. 2.1.2).

Таблица 2.1.2.

Рекомендуемая высота насыпи при производстве работ в зимнее время

Средняя температура воздуха за период производства работ по отсыпке насыпей, град

— 5

— 10

— 15

— 20

Рекомендуемая высота насыпи, м

не ограничена

4,5

3,5

2,5

Насыпи высотой менее 1,5 м должны возводиться из талых грунтов при влажности, близкой к оптимальной.

2.18. Содержание мерзлого грунта в насыпи допускается до 20 % с размером комьев не более 15 см при уплотнении катками весом 25 — 40 т на пневматических шинах и с размером комьев до 20 см при уплотнении трамбующими машинами, катками с падающими грузами.

2.19. Отсыпку насыпи следует производить слоями с уклоном 2 — 3 % на всю ширину с обеспечением стока воды с поверхности земляного полотна (в случае, если строительство основания дороги будет осуществляться весной) и возможности механизированной очистки от снега.

2.20. Отсыпанный грунт сразу же разравнивается бульдозерами толщиной слоя, не превышающей возможности уплотняющих машин.

2.21. Длина участков отсыпаемых насыпей и уплотняющие средства должны быть выбраны так, чтобы окончательное уплотнение грунта в насыпи заканчивалось не позднее 3 часов при температуре воздуха до — 10 °С и не позднее 2 часов до — 20 °С после выемки грунта в резерве или грунтовом карьере (табл. 2.1.3).

Таблица 2.1.3.

Время уплотнения грунта в насыпи

Температура наружного воздуха, град

— 5

— 10

— 20

— 30

Время начала смерзания грунта, мин

90 — 120

60 — 90

40 — 60

20 — 30

2.22. Уплотнение грунтов в насыпях должно осуществляться до достижения коэффициента уплотнения не менее 0,98, для чего верхние слои насыпи толщиной 1,5 м должны отсыпаться из талых грунтов.

2.23. Катки для уплотнения грунта выбирают в зависимости от вида грунта и толщины слоя в соответствии с табл. 2.1.4.

2.24. Уплотнение грунта прицепными катками выполняется круговыми проходами по рабочей захватке. Укатка производится от краев насыпи к ее середине с перекрытием смежных полос уплотнения по 0,15 — 0,25 м. Для предотвращения обрушения откосов кромка вальца не должна быть ближе 0,3 м от бровки отсыпаемого слоя. Укатку самоходными катками следует производить по челночной схеме.

2.25. Работы по возведению земляного полотна должны непрерывно контролироваться лабораторией, для чего непосредственно на месте работ организуются специальные контрольные посты.

Таблица 2.1.4.

Катки для уплотнения грунта

Марка машины

Тип машины

Масса, т

Глубина уплотнения (в плотном теле), м

связный грунт

несвязный грунт

ДУ-65

Самоходный пневмоколесный на спецшасси, статический

10 — 12

0,20

0,25

ДУ-64

Самоходный комбинированный с вибрационным вальцом

8,5 — 9,5

0,30

0,50

ДУ-58А

0,40

0,60

ДУ-71

17 — 25

0,50

ДУ-70

Прицепной к трактору Т-150 и вибрационный

6,5 — 7

0,25

0,40

КО-2

0,30

0,50

2.26. В задачу контрольных постов входит следующее:

а) непрерывный контроль за влажностью и плотностью грунтов, укладываемых в насыпь;

б) определение режима работ уплотняющих машин (толщина уплотняемого слоя и число проходов);

в) осуществление контроля за качеством уплотнения грунтов путем наблюдения за точным выполнением определенного режима работы машин и испытания плотности не менее трех образцов грунта на каждые 200 м насыпи;

г) количество мерзлого грунта не должно превышать пределов, указанных в п. 2.18, контрольные пробы отбирают до уплотнения грунта на каждые 200 — 300 м3.

2.27. Взятие проб для определения объемного веса мерзлого грунта следует производить путем вырубки монолитов объемом не менее 300 см3, а в случае грунтовой смеси или талого грунта целесообразно применять стальные цилиндры объемом около 2 — 3 л.

2.28. В конце зимы, когда уже намечаются оттепели, земляное полотно следует тщательно очистить от снега и льда. Во время таяния снега необходимо обеспечить непрерывный и беспрепятственный сток воды.

2.29. Отвод воды, поступающей к подстилающему слою, производится продольными и поперечными дренами, выполненными из трубофильтров.

Работы по устройству трубчатого дренажа выполняются непосредственно перед распределением подстилающего песчаного слоя.

2.30. Траншеи под трубчатый дренаж следует отрывать до наступления заморозков при помощи автогрейдера ДЗ-180А с навесным оборудованием или при помощи экскаватора ЭО-2621В-3 с трапецеидальным ковшом. Укладка труб в траншею производится вручную или при помощи автокранов.

2.31. Технологический процесс устройства дренажей мелкого заложения включает: рытье ровика; устройство в нем подушки под трубы; укладку труб с фильтрами; сопряжение трубчатых дрен с водоприемниками; заполнение ровика песком и его уплотнение. Трубы с раструбами или трубофильтры обращают против уклона раструбами и пазами.

Особое внимание должно уделяться уплотнению дна ровика.

2.32. В процессе устройства дренажей мелкого заложения проверяют: уклон подушки; качество фильтров отсыпок; плотность соединения звеньев труб в стыках, в том числе трубофильтров с полимерными муфтами; гранулометрический состав и коэффициент фильтрации; толщину слоя песка; влажность и степень увлажнения песка.

2.33. Для устройства дренажей эффективно применение геотекстиля. Геотекстиль-дорнит поставляют, как правило, в рулонах массой до 80 кг с длиной полотна в рулоне не менее 40 м и шириной не менее 1,5 м. Дорнит может применяться как противозаплывающий материал в дренаже мелкого заложения, так и в совмещенной конструкции дренирующего слоя и дренажа мелкого заложения.

2.34. Устройство подстилающего слоя производят после приемки земляного полотна и оформления соответствующего акта. Подлежат обязательной проверке соответствие отметок профилей проектным и степень уплотнения грунта.

2.35. Толщина подстилающего слоя назначается в зависимости от вида грунта и должна соответствовать проекту (отклонения по толщине слоя допускаются не более 1 см).

2.36. Пески или песчано-гравийные смеси, применяемые для подстилающего слоя, должны иметь коэффициент фильтрации не менее 3 м/сут, содержание мелкозема не выше 7 %, а пылевидных и глинистых частиц не более 5 % по массе.

2.37. Коэффициент уплотнения подстилающего слоя должен быть не менее 0,98, а наибольший просвет под 3-метровой рейкой — 1 см.

2.38. Для предотвращения смерзания песка в зимнее время рекомендуется его пропитка 2-процентным раствором хлористого кальция (CaCl2).

Необходимо количество CaCl2 на 1 м2 поверхности слоя приведено в табл. 2.1.5.

Таблица 2.1.5.

CaCl2 в 1 л раствора, %

Глубина пропитки, см

Количество CaCl2, кг/м2

2.39. Песок или песчано-гравийная смесь доставляются в подготовленное корыто автосамосвалами. Разравнивание производят автогрейдером или бульдозером слоями не более 20 см (при оптимальной влажности), уплотнение — моторными катками типа ДУ-58А. При больших объемах работ подстилающий слой устраивают с помощью профилировщика типа ДС-178.

2.40. В зимнее время работы по устройству основания следует производить без перерыва во времени после устройства подстилающего слоя.

2.41. Сборные покрытия городских дорог и тротуаров устраивают на основаниях из:

— щебня (гравия, шлака);

— цементно-песчаной смеси;

— песка;

— тощего бетона.

2.42. Основания из щебня крупностью до 70 мм устраивают распределителем щебня и гравия СД-406.

2.43. Уплотнение щебеночного основания производят моторными катками статического и вибрационного действия.

Проверку плотности основания производят тяжелым катком, проход которого не должен оставлять на уплотненной поверхности щебня следов от вальцов.

2.44. В зимнее время доставку материала основания производят автомобилями-самосвалами с утепленными кузовами.

2.45. Устройство покрытия по щебеночному или песчаному основанию в зимних условиях производится сразу же после его уплотнения или весной после его оттаивания и доуплотнения.

2.46. Устройство оснований внутриквартальных проездов из цементно-песчаной смеси и тощего бетона производят только в период с апреля по ноябрь с помощью бетоноукладчика ДС-169 с профилировщиком ДС-178.

При небольшой ширине тротуаров основания под тротуары допускается устраивать вручную и уплотнять их виброрейками и виброплощадками.

2.47. Основание из цементно-песчаной смеси устраивают:

а) однослойным из сухой смеси, толщиной 10 — 12 см, из которых верхний слой толщиной 3 — 5 см не уплотняют. Смешивание песка с цементом производится в заводских условиях при естественной влажности песка 5 — 6 %, расход цемента марки 400 должен быть не менее 150 кг/м3. Плиты укладывают сразу после планировки смеси;

б) двухслойным, нижний слой толщиной 7 см из увлажненной цементно-песчаной смеси, а верхний — технологический слой толщиной 3 — 5 см из неуплотненной сухой смеси.

Покрытия из плит устраивают спустя 7 дней после укладки увлажненной цементно-песчаной смеси по свежеуложенной неуплотненной сухой смеси толщиной 3 — 5 см.

2.48. Укладку цементно-песчаной смеси для постоянных дорог в зимних условиях рекомендуется производить при температуре наружного воздуха не ниже — 15 °С.

2.49. Устройство основания из тощего бетона производится бетоноукладочными машинами, укладчиками щебня и профилировщиками типа «Супер» 200 и 204 фирмы «Фёгеле». При устройстве оснований под тротуары укладку бетона производят экскаватором ЭО-2621 В-3 с навесным оборудованием.

2.50. Толщина распределяемого слоя должна быть на 15 — 20 % больше толщины проектного слоя и уточняться по ходу работ.

2.51. Уплотнение смеси производится моторными катками. Укатка производится сначала легкими катками статического действия весом 5 — 6 т или виброкатком весом 3,5 т, а затем тяжелыми весом 10 — 15 т и до полного уплотнения с перекрытием следа на 15 — 25 см. Уплотнение бетонной смеси в один слой разрешается при толщине готового основания до 20 см. При использовании укладчика типа «Супер» 200 и 204 фирмы «Фёгеле» уплотнение тощего бетона катками не производится.

3. СБОРНЫЕ ПОКРЫТИЯ ПОСТОЯННЫХ И ВРЕМЕННЫХ ДОРОГ И ПРОЕЗДОВ.

3.1.1. Железобетонные плиты для сборных покрытий следует изготовлять из тяжелого бетона средней плотности более 2200 до 2500 кг/м3 включительно, классов по прочности на сжатие и марок по прочности на растяжение при изгибе, указанных в ГОСТ 21924.1-84 и ГОСТ 21924.2-84. Марки бетона по морозостойкости и водонепроницаемости принимают для плит, предназначенных для постоянных дорог — Мрз 150 и W4, а для плит временных дорог — Мрз 75 и W2.

3.1.2. Плиты должны иметь правильную геометрическую форму, ровную, чистую, шероховатую рабочую поверхность, обеспечивающую величину коэффициента сцепления не менее 0,5.

3.1.3. Отклонения от проектных размеров не должны превышать:

— по длине и ширине ± 5 мм,

— по толщине ± 5 мм.

3.1.4. Плиты должны иметь монтажные устройства.

3.1.5. На плитах не допускаются:

поверхностные трещины, расслоение бетона, обнажение арматуры, местные разрушения бетона, вмятины и раковины глубиной более 3 мм.

3.1.6. Типоразмеры дорожных плит приведены в табл. 3.1.1 и на рис. 3.1.1; 3.1.2; 3.1.3; 3.1.4; 3.1.5. Схемы раскладки плит на прямых участках и поворотах временных дорог на рис. 3.1.6; поперечные разрезы при различной ширине проезжей части и конструкции из плит показаны на рис. 3.1.7, 3.1.8.

3.2. Технология строительства сборных покрытий дорог и проездов.

3.2.1. Покрытия постоянных и временных дорог устраивают из плит железобетонных с ненапрягаемой арматурой и плит железобетонных с предварительно-напряженной арматурой, рассчитанных под автомобильную нагрузку Н-30 и Н-10.

3.2.2. Временные внутриквартальные проезды устраивают в течение всего года из железобетонных плит, как правило, по трассам постоянных проездов.

3.2.3. Временные дороги, уложенные по трассам постоянных проездов из плит на последней стадии их оборачиваемости после исправления продольного и поперечного профиля, следует использовать как основание постоянных проездов.

Таблица 3.1.1.

Типоразмеры дорожных плит

Типоразмер плиты

Размеры плит, мм

Масса плиты (справочная), т

Толщина плиты h (h1)

b2 (b3)

предварительно напряженной

с ненапрягаемой арматурой

1П60.38

7,85

1П60.35

7,33

2П60.35

1П60.30

6,28

2П60.30

1П60.19

3,90

1П60.18

3,65

2П60.18

1П35.28

4,08

2П35.28

1П30.18

2,20

2П30.18

1П18.18

1,20

2П18.18

1П18.15

1,03

2П18.15

1ПБ60.18

4,48

1ПББ55.20

4,40

1ПББ35.20

1ПТ55

3,35

2ПТ55

1ПТ35

2,58

2ПТ35

1ПШ13

1,80

1ПШД13

180 (196)

1,90

1ПШП13

180 (196)

1,93

1ПШ12

1,58

1ПШД12

180 (195)

1,65

1ПШП12

180 (197)

1,68

1ДПШ13

0,90

1ДПШ12

0,78

1ППШ13

615 (315)

0,98

1ППШ12

575 (325)

0,78

Примечание. Масса плит приведена для бетона средней плотностью 2500 кг/м3.

Рис. 3.1.1. Прямоугольная плита.

Рис. 3.1.2. Прямоугольная плита с одним совмещенным бортом (ПБ); прямоугольная плита с двумя совмещенными бортами (ПББ).

Рис. 3.1.3. Трапецеидальная плита.

Рис. 3.1.4. Шестиугольная плита (ПШ); шестиугольная осевая поперечная (ПШП); шестиугольная осевая диагональная (ПШД).

Рис. 3.1.5. Диагональная половина шестиугольной плиты (ДПШ); поперечная половина шестиугольной плиты (ППШ).

Рис. 3.1.6. Схемы раскладки плит на поворотах временных дорог:

а и б — прямоугольных плит 1ПБ60.18 (6,0×1,75); в — трапецеидальных 1ПТ35 ().

Рис. 3.1.7. Раскладка шестиугольных плит при различных профилях и ширине проезжей части:

1 — плиты; 2 — песок, стабилизированный цементом; 3 — песок.

3.2.4. При строительстве сборных постоянных городских дорог и проездов укладку плит осуществляют по неуплотненному технологическому слою толщиной 3 — 5 см.

3.2.5. Транспортировка плит на объект может осуществляться бортовыми автомобилями и автопоездами соответствующей грузоподъемности.

3.2.6. Монтаж плит производят с помощью четырехветвевого стропа самоходными кранами, характеристики которых даны в приложении 2.

3.2.7. Монтаж покрытия рекомендуется вести «с колес» без промежуточного складирования плит на объекте. Складируют плиты при необходимости вдоль дороги на спланированные площадки в штабеля по 7 — 8 штук с таким расчетом, чтобы обеспечить минимальное число изменений положения крана при монтаже покрытия.

3.2.8. Автомобильные и пневмоколесные краны укладывают плиты с готового покрытия способом «от себя»; гусеничные краны для предотвращения повреждений плит должны работать, как правило, с грунта. Автомобиль с плитами устанавливают так, чтобы угол поворота стрелы крана при монтаже был минимальным. На рис. 3.2.1 показана укладка плит двумя кранами в одном потоке.

3.2.9. Укладку плит производят в зависимости от ширины проезжей части. При двухскатном профиле монтаж ведется от оси дороги к ее краям. При односкатном профиле монтаж ведется поперечными рядами от края до края. Разбивка продольной оси дороги и осей рядов плит производится теодолитом.

3.2.10. Плиты укладывают так, чтобы они имели контакт с основанием по всей своей площади. Перекосы при опускании плит недопустимы.

3.2.11. Грани плит выравнивают по натянутому шнуру, расположенному вдоль укладываемого ряда, проверяют плотность примыкания плит и правильность расположения поверхностей.

Допускаемая ширина швов между плитами с вертикальными гранями — 6 — 8 мм; плиты с технологическими скосами укладываются вплотную друг к другу. Уступы в швах смежных плит не должны превышать 2 см.

Для обеспечения требуемой ширины швов между плитами целесообразно применять шаблоны (рис. 3.2.2).

3.2.12. Для монтажа шестиугольных плит применяют цанговый захват.

3.2.13. Монтаж плит беспетлевой конструкции производится с помощью одноветвевого стропа (чалки) с диаметром каната 14 мм. Для этой цели вместо монтажных петель в плите предусмотрены специальные пазы по коротким торцам. Схемы строповки и монтаж покрытия приведены на рис. 3.2.3.

Рис. 3.1.8. Поперечные профили временных дорог с покрытием из плит размером 6,0×1,75 м.

Рис. 3.2.1. Укладка плит двумя кранами в одном потоке:

1 — подготовленное основание; 2 — плиты в момент кладки; 3 — плиты, вывезенные заранее на обочину; 4 — краны, укладывающие плиты; 5 — уложенные плиты.

Рис. 3.2.2. Металлический шаблон для контроля ширины швов:

Рис. 3.2.3. Схемы строповки и монтажа покрытия.

а) чалка длиной 10,5 м;

б) чалка длиной 4,4 м и двухветвевой строп;

в) чалка длиной 4,4 м и траверса грузоподъемностью 4 т.

3.2.14. Вибропосадку шестигранных плит производят с помощью вибропосадочной машины. Продолжительность вибропосадки — 30 — 50 сек.

3.2.15. Омоноличивание покрытия из плит, имеющих монтажные петли в углах плит, производят сваркой закладных деталей смежных плит после выравнивания покрытия.

3.2.16. После вибропосадки, выравнивания и омоноличивания покрытия производят заделку швов тиоколовой или резинобитумной мастикой «Изол» — И-2. Состав мастики И-2 в % по весу:

битум БНД-60/90 -33

битум БНД-40/60 -42

резиновая крошка -20

кумароновая смола -5

Швы заполняют на 2/3 высоты цементно-песчаной смесью и на 1/3 высоты — мастикой. Швы перед заполнением должны быть тщательно очищены от пыли и грязи с помощью электрощеток или путем продувки сжатым воздухом.

3.2.17. Мастику И-2 заливают в швы в разогретом состоянии заливщиком швов МБ-16. Перед заливкой швов грани плит грунтуют праймером или 50-процентным раствором битума БНД-60/90.

3.2.18. Сквозные монтажные отверстия в шестигранных плитах заделывают так же, как и швы между плитами.

3.2.19. При строительстве дорог в зимнее время следует подготовить земляное полотно и основание до наступления устойчивых отрицательных температур. В случае, если земляное полотно и основание заранее не подготовлены, их устройство следует производить в зимних условиях в соответствии со СНиП Ш-40-90, ВСН-3-67 и Рекомендациями по строительству городских дорог в зимнее время (НИИМострой, 1991 г.).

3.2.20. При устройстве покрытий в зимнее время плиты укладывают на выравнивающий слой толщиной 5 — 10 см из талого песка, мелкого щебня или других несмерзающихся материалов. Укладка этого слоя на подготовленное основание производится непосредственно перед монтажом покрытия.

Фундамент для дома из дорожных плит

Монолитный фундамент достаточно распространен, однако, существенным препятствием к его возведению становится высокая стоимость. Решая сэкономить, многие прибегают к использованию готовых плит. Их закладывают по всему периметру дома. Среди строителей ходит много споров о целесообразности и безопасности такого решения. Если строить большой и тяжелый дом, от этого варианта стоит отказаться.

Прежде чем построить фундамент из дорожных плит, стоит разобраться, где применяют такие железобетонные изделия, какими характеристиками они обладают. Это позволит избежать множества ошибок при закладке основания.

Где используют

Сфера применения дорожных плит достаточно широка. Их используют не только для прокладки чернового слоя транспортных магистралей.

Дорожные плиты применяют в разных сферах хозяйства:

  1. При строительстве дорожных магистралей в районах Крайнего Севера, в зонах, где температура воздуха зимой доходит до -40 градусов. Прокладывают трассы из дорожных плит ипо болотистой местности. Сверху укладывают асфальт.
  2. Дорожные плиты становятся основанием для укладки временных трасс – при прохождении маршрутов тяжелой техники.
  3. Подходят такие плиты и для строительства домов на неоднородных и пучинистых грунтах.
  4. Применяются изделия при возведении гаражей, бань, сараев. В таких ситуациях возводить высокий цоколь не имеет смысла. Дорожные плиты при этом станут основанием для напольного покрытия. Усадка будет происходить равномерно – давление на грунт одинаково по всей площади.

Такое многообразие сфер применения говорит о надежности железобетонных изделий. Также стоит рассмотреть их преимущества и недостатки.

Преимущества и недостатки

Дорожные плиты применяют для фундамента довольно часто. Это обусловлено такими достоинствами железобетонных изделий:

  1. Технология заливки плит не отличается от способа создания монолитного основания. Общими чертами отличаются и этапы возведения.
  2. Простота монтажа.
  3. Не требуется выкапывать глубокий котлован.
  4. Минимальная эксплуатация техники, необходимая для транспортировки и выгрузки материалов.
  5. Невысокая себестоимость, в сравнении с монолитным фундаментом.
  6. Высокая прочность получаемого основания.

Недостатки:

  1. Если плиты были в употреблении, о них сложно найти достоверную информацию. При выборе новых изделий придется платить больше.
  2. Для монтажа плит придется арендовать кран.
  3. При закладке такого фундамента стоит учесть множество нюансов.

Чтобы выбрать тип основания для дома, следует учесть характеристики почвы, вес будущего дома и его площадь. Фундамент, основанный на дорожных плитах, возводится на ослабленных грунтах, которые отличаются невысокой несущей способностью, а также повышенным содержанием воды. Такие фундаменты часто возводят на местности с горизонтально-подвижным рельефом и в районах с высокой степенью промерзания грунта.

Какие здания можно возводить на таком фундаменте? Устойчивость дорожных плит к негативному влиянию природных факторов позволяет применять их при возведении фундамента для таких объектов:

  • хозяйственные постройки, гаражи, летние кухни – сооружения, не требующие постройки высокого цоколя;
  • загородные дома и дачи высотой не более 2 этажей.

При расчете толщины фундамента рассчитывают вид материала, из которого будет построен дом. Например, для здания из кирпича требуется более массивное основание, чем для сооружения из пенобетона.

Для постройки летней кухни потребуется толщина основания 15-20 см. Чем толще основание, тем устойчивее строение. Монолитный фундамент, сформированный из дорожных плит, применяется практически на всех типах почвы, обладает высокой несущей способностью и пространственной жесткостью.

Подготовительные работы

Подбирая толщину плит, важно ориентироваться на легкость строения. Для бань и летних кухонь вполне подойдут изделия 100 мм. Если планируется возвести большой дом, придется выбирать плиты от 200-250 мм.

Для начала размечают участок. Это делают на основе параметров проектной документации. Сперва ставят первую точку на участке. От нее необходимо отмерить линию, равную длине дома. На ее основе отмечают черту, которая будет определять ширину фундамента. На основе этих линий размечается вся площадь для будущей постройки. В каждом углу получившегося прямоугольника обязательно вбить колышки. Они помогут определить точность геометрии площадки. На колышки натягивают шнур – по диагонали и по краям будущего фундамента. Если диагональные отрезки равны, разметка выполнена правильно.

Затем необходимо вырыть котлован. Устанавливать дорожные плиты непосредственно на грунт запрещено. Высота котлована должна быть больше глубины подъема грунтовых вод на 20-25 см. В разных регионах она отличается. За условную величину принимают значение 1,5 м – на этот параметр стоит ориентироваться.

Дно котлована должно быть ровным. Для этого его разравнивают и утрамбовывают. Стенки также не должны иметь углублений. После окончания утрамбовки выполняют песчаную подушку. Дно котлована засыпают слоем песка 15-20 см. Затем песок увлажняют и утрамбовывают. О готовности песчаной подушки можно понять по следам от ботинок. Если их нет, можно приступать к следующему этапу.

Утепление и гидроизоляция

После того как подушка выполнена, выполняют опалубку. Ее лучше выполнять из досок толщиной 25 мм. Их нужно соединить саморезами и гвоздями. Чтобы опалубка стояла более прочно, ее фиксируют упорами.

Затем на дно котлована выкладывают кирпичи. Их следует разместить по всей площади основания. На кирпичный слой укладывают гидроизоляцию.Для этой цели применяют рубероид. Его необходимо выстелить по всей площади основания и сделать захлест на края по 15 см. Герметизация швов выполняется с помощью газовой горелки.

Затем выстилают слой теплоизоляции. Его выполняют из пенопласта или экструдированного пенополистирола. Важно уделить внимание утеплению торцов плит. Для этого гидроизоляцию крепят на внутренней стороне опалубки.

Закладка плит

На созданное основание выкладывают плиты. Расстояние между ними не должно быть больше трех сантиметров. Места выхода колец соединяют проволокой. Сваривать их бесполезно – при серьезных подвижках грунта соединения все равно будут сломаны. Сверху на плитах устраивают арматурный каркас нужной высоты. После по всей площади будущего фундамента заливают бетон.

Готовить бетонную смесь стоит из цемента (1 часть), щебня (2 части) и песка (3 части). Каждый компонент вводится постепенно, с добавлением воды. В результате должна получиться однородная смесь, не слишком густая и не слишком жидкая. Раствором необходимо заполнить все образовавшиеся пустоты, включая те, что появились между плитами и опалубкой. На это уйдет не так много раствора, как могло бы понадобиться для создания монолитного фундамента без использования плит.

Такая технология укладки дорожных плит под фундамент жилого дома обеспечит наибольшую прочность основания. Если закладывать ленточный заглубленный фундамент, стоит использовать в качестве блоков по две плиты, расположенные в 10 см друг от друга. Они закапываются в землю на ребро. Между плитами заливают бетонный раствор.

Чтобы основание дома служило долгие годы, стоит правильно рассчитать нагрузку на фундамент. Строить на дорожных плитах можно только легкие деревянные или каркасные дома. Подходит такое основание для всех типов почвы, что является существенным преимуществом перед другими видами фундаментов.

  • Строим дом из пеноблоков своими руками
  • Плавающий фундамент
  • Опалубка для фундамента своими руками
  • Фундамент под печь в баню

Применение дорожных плит под фундамент

Монолитный фундамент сегодня получил большое распространение, однако камнем преткновения зачастую становится стоимость. Чтобы сэкономить, многие решаются прибегнуть к использованию уже готовых плит, закладывая их по всей площади дома.

Ходит немало споров о том, следует ли возводить фундамент из плит, так как многие строители не сильно доверяют таким конструкциям.

Поэтому в случае строительства большого дома от данного варианта следует отказаться, чтобы в дальнейшем не испытывать серьезных трудно устранимых проблем.

Особенности технологии

Используя фундамент из дорожных плит, следует правильно рассчитать толщину основания. Для более легких построек, например гаража или летней кухни, достаточна толщина 15-20 см, для более тяжелых – от 25 см.

Основное правило – большая толщина фундамента точно не испортит дом, а наоборот сделает его устойчивым. При использовании дорожных плит формируется так называемый сплошной монолитный фундамент. Представленный фундамент из плит имеет ряд преимуществ, которые выражены в:

  • Универсальности по геологии оснований;
  • Хорошей несущей способности;
  • Высокой пространственной жесткости;
  • Высоких изоляционных характеристиках;
  • Простоте монтажных работ.

Фундамент, изготовленный с применением таких перекрытий, может быть возведен практически на всех известных типах грунтов. То есть это могут быть грунты:

Плиты аэродромные дорожные ПАГ-14

  • Слабонесущие;
  • Пучинистые;
  • Горизонтально-подвижные;
  • С высоким уровнем залегания грунтовых вод;
  • Вечномерзлые.

Однако фундамент из дорожных плит трудно будет возвести на склоне. Высокие показатели несущей способности связаны с особенностями механического взаимодействия в связке «дом-плита-грунт».

Это связанно с тем, что такое изделие обладает достаточно большой площадью опоры, а потому давление на грунт оказывается минимальное – порядка 0,1 кгс/см2.

Таким образом, на представленном железобетонном изделии можно без опасения возвести двухэтажный каменный дом. Хороший показатель высокой пространственной жесткости объясняется тем, что в структуре такого изделия отсутствуют какие-либо швы и соединения.

При ее создании применяется жесткое армирование, потому такой фундамент как нельзя лучше подходит для дома с малоэластичными стенами. Изделие уже готово к использованию, потому залить основание под фундамент вовсе необязательно.

Фундамент, изготовленный из дорожных перекрытий не способен пропускать через себя воду и способствует минимальным теплопотерям. Разметка выполняется достаточно просто, земляные работы сведены к минимуму, конструкция легко подвергается армированию и бетонированию.

Стоит отметить, что достаточно сложно в одной конструкции совместить сплошную бетонную плиту и подвал. Заливка должна осуществляться только при располагающей погоде, а ее стоимость сложно назвать приемлемой для большинства будущих владельцев домов.

Плиты дорожные для фундамента дома

Наряду с этим при использовании такого изделия нет необходимости в создании чернового пола и дополнительных перекрытий. Для того чтобы изготовить опалубку нужно небольшое количество расходных материалов и не требуется больших объемов грунта.

Проведение подготовительных работ

Начинается возведение фундамента с применением дорожных плит с детальной разметки участка. Все работы выполняются с ориентировкой на параметры, указанные в строительном проекте.

В самом начале нужно поставить точку на выбранном участке, от нее уже будет проводиться отмер линии, которая будет равна длине будущей стены дома.

На основании этой отметки будет выполняться последующая разметка. Далее выполняется фиксация последней точки, от которой будет очерчиваться ориентир будущего фундамента здания.

Важно на каждом углу произвести установку колышков, на которые будет натянут строительный шнур. Важно убедиться в том, что диагонали очерченного участка равны.

Если окажется, что они имеют различия в длине, то нужно будет провести разметку еще раз, так как она в первый раз была сделана с ошибками.

Далее нужно при помощи лопаты приступить к рытью котлована, ввиду того, что устанавливать такие изделия на землю категорически запрещено. Показатель высоты ямы должен на 20-25 сантиметров быть больше, чем глубина, на которой залегают грунтовые воды.

Как правильно возводить фундамент на плитах?

В целом, возведение такого основания, когда используются дорожные плиты, ничем не отличается от монолитного фундамента.

Однако стоимость фундамента из дорожных изделия будет значительно ниже, так как используются уже готовые элементы, которые не требуют затраты времени на производство, обустройство опалубки и т. д.

В первую очередь необходимо организовать надежную и плотную песчаную подушку, на которую будет укладываться плита. Земля должна быть очень плотно утрамбована, чтобы они со временем не начали проседать.

Затем укладывается теплоизоляционный и гидроизоляционные слои, которые будут защищать бетонную конструкцию от разрушительного действия влаги и не отпускать в землю тепло.

Поверх их ложатся дорожные плиты максимально плотно друг к другу. Места стыков заделываются при помощи бетонного раствора.

Когда они под фундамент будут уложены, необходимо обустроить невысокую опалубку. Для чего она необходима? Для того чтобы залить верхнюю стяжку.

Для нее нужно заготовить бетонный раствор и за один раз разлить его по плитам, прикрыть клеенкой и оставить на 10-14 дней высыхать. В жаркую погоду поверхность рекомендуется смачивать, чтобы не допустить образования трещин.

Сегодня цена изделий для фундамента зависит от размера приобретаемого изделия и его характеристик. Таким образом, стоимость одной плиты может варьироваться от 3 до 20 тысяч рублей. В целях экономии можно приобретать плиты б/у.

Укладка дорожных плит (видео)

Советы по созданию

Для того чтобы фундамент с применением дорожных плит получился надежным и качественным нужно придерживаться ряда рекомендаций. Когда будет создаваться опалубка, нужно использовать такие доски, которые будут отличаться высокой степенью гладкости.

Это приведет к тому, что не нужно будет выполнять дополнительную отделку цокольной части строения. Укладка должна проводиться по территории всей строительной площадки. Это приведет к тому, что давление на грунт будет значительно снижено и будет создано устойчивое основание.

Таким образом, морозные пучения не будут оказывать вредоносного воздействия на эксплуатационные характеристики фундамента ввиду отсутствия локальных деформаций.

Если грунт будет отличаться высокой степенью рыхлости и присутствием большого количества глины, то нужно будет позаботиться о создании песчаной подушки.

Впоследствии она подвергается заливке бетоном, а далее на ней нужно будет выложить изоляционные материалы. Доски опалубки соединяются с внешней стороны конструкции – это поспособствует тому, что впоследствии не возникнет сложностей с ее демонтажем.

Вместо рулонной или листовой гидроизоляции можно использовать разогретый битум. Такой материал отличается относительно невысокой стоимостью.

Для проведения заливки следует применять цемент марки 300, который гарантированно обеспечит падежное и достаточно прочное сцепление. При строительстве фундамента важно использовать материалы только высокого качества, при этом особое внимание должно быть уделено плитам.

Вазянов
Евгений Викторович

Инженер-строитель

Сделаем расчет или подберем лучшее предложение

Как построить дом из бетонных панелей

Время чтения: 5 минутНет времени? Ссылка на статью успешно отправлена!

Отправим материал вам на e-mail

Когда человек задумывается о постройке своего дома, ему приходится решать два основных вопроса:

  • Выбрать материал для стен, перегородок и перекрытий;
  • Определиться с планировкой и этажностью дома.

Одни материалы, например, кирпич или шлакоблоки, позволяют создать дом с любой расстановкой и даже конфигурацией помещений. Другие, такие, как брёвна или железобетонные изделия, своими габаритами влияют и на размеры комнат, и на их конфигурацию. В данной статье мы порассуждаем о том, как построить дом из бетонных панелей. Сразу оговоримся, что чаще такие изделия бывают железобетонными.

Красивый дом из бетонных панелей

Дом из бетонных панелей и его планировка

На выбор в пользу дома из железобетона влияет наличие недалеко от места постройки завода железобетонных изделий (ЖБИ) или домостроительного комбината (ДСК), производящих детали для индивидуального строительства. Можно, конечно, применить и типовые конструкции, но это наложит определённые ограничения на планировку дома.

Панели бывают разные

Выбирая панели для строительства дома, необходимо знать и понимать, какие различия между ними существуют.

Заводы ЖБИ, например, зачастую изготавливали детали для промышленных объектов и социальных объектов типового строительства – детские сады, школы, дома культуры, магазины… Использование этих конструкций для строительства жилого дома сопряжено с применением таких деталей, как колонны, ригели, балки. А это, в свою очередь, вызывает не совсем оправданные, лишние объёмы внутренних отделочных работ, да и для интерьера бетонные панели таких серий — не самый лучший выбор.

Дело в том, что панели с завода ЖБИ обычно не являются самонесущими. Они предназначены для «обшивки» каркаса здания, выполненного из колонн, ригелей или балок. Таким образом, снаружи здание получается с ровными стенами, а колонны и ригели «выпирают» внутрь помещений и их приходится как-то «прятать».

Панели для «обшивки» каркаса здания

ДСК выпускают изделия, непосредственно предназначенные для возведения жилых домов. В результате дом получает ровные стены, потолки и прямые углы без выступов и перепадов. Это значительно упрощает и отделочные работы и, впоследствии, размещение мебели.

Изделия для возведения здания

Планировка дома

Самый существенный недостаток типовых железобетонных деталей в строительстве жилых домов – их жёстко заданные габариты. ЖБИ нельзя ни пилить, ни резать, ни рубить. Любое грубое силовое вмешательство, направленное на изменение размеров детали неминуемо приведёт к нарушению её целостности, к появлению трещин, и, в конечном счёте, может вызвать разрушение уже построенного здания.

Поэтому, прежде чем составлять проект дома, нужно ознакомиться с размерами деталей, предлагаемых к реализации у поставщика комплектующих для домов из бетонных панелей. Важное значение имеет расположение дверных, оконных проёмов в стенах и перегородках, а так же – технологических отверстий в плитах перекрытий. Только зная эти параметры, стоит приступать к составлению плана размещения помещений в доме. Особенно если дом планируется строить в два-три этажа.

Проще всего, конечно, разрабатывать проект дома исходя из наличия деталей с учётом их размеров и проёмов в них. Но можно попробовать подбирать детали, ориентируясь на желаемую планировку будущего жилища. Или искать производителя, имеющего желание и возможности для изготовления железобетонных деталей под проект нового дома.

План одноэтажного дома

План двухэтажного дома 8 х 10 м

План двухэтажного дома 10 х 12 м

Вообще все панели делятся на три основных вида:

  • Наружные стеновые,
  • Внутренние стеновые и перегородки,
  • Перекрытия.

Кроме них для строительства домов применяются и другие изделия из железобетона:

  • Лестничные марши,
  • лестничные площадки,
  • вентиляционные блоки,
  • дверные рами,
  • другие доборные элементы.

Наружные стены

Наружные стеновые панели могут быть одно-, двух- или трёхслойными. Один из слоёв – утеплитель. Это может быть керамзит, ячеистый бетон, минеральная вата, асбестоцемент и другие теплоизолирующие материалы. Наружный слой – высокопрочный бетон, внутренний – цементно-песчаный раствор. Толщина слоёв зависит от конструктивных решений серии ЖБИ, выпускаемых тем или иным заводом, которые, в свою очередь, зависят от климатических особенностей района застройки. Общая толщина панелей может достигать 500 мм. В климатических условиях средней полосы России и северных районах более популярно применение трёхслойных железобетонных стеновых панелей.

Структура трехслойной панели

Панель на складе готовой продукции завода

Стеновые панели также делятся на:

  • несущие,
  • самонесущие,
  • навесные.

Уже из названий видно, что первые являются основой дома, на которые укладываются плиты перекрытий. Вторые несут сами себя по высоте здания и крепятся к несущим стенам здания и перекрытиям. Последние навешиваются на внутренний каркас дома, на который ложится вся нагрузка от наружных стен и перекрытий.

Основой конструкции обычно является каркас из рифлёной арматуры классов AIII и A-IV, который связывает в одно целое все слои панели.

Арматура

Для бетонирования применяется бетон марок от М25 до М150 и выше в зависимости от назначения слоя, является ли он основным, декоративным, несущим или теплоизоляционным. Все эти нюансы описаны в ГОСТ 11024-84.

Размер железобетонных стеновых панелей может быть самым разным. Их высота зависит от высоты этажа домов, для которых они выпускаются, а ширина может быть рассчитана на одно или два окна. Шире делать нет смысла из-за трудностей транспортировки и хранения.

Внутренние стены

Панели для внутренних стен делятся на несущие и не несущие. На первые опираются перекрытия и к ним крепятся навесные и самонесущие наружные стеновые конструкции. Не несущие обычно выполняют роль межкомнатных перегородок.

Толщина несущих панелей не может быть меньше 100 мм, перегородки не выпускаются тоньше 60 мм. Высота и ширина определяется индивидуальным или типовым проектом. Для армирования применяется рифлёная арматура классов A-III и A-IV, реже A-I и A-II. Марка бетона, в зависимости от назначения панели, может быть М-25, М-75, М-100 или М-150 и выше. Внутренние стеновые конструкции, как правило, бывают однослойными. Их производство регулируется ГОСТ 12504-80.

Толщина внутренних стен панельных домов

Цена бетонных стеновых панелей

Формируя бюджет строительства дома, нужно понимать, что цены на строительные материалы меняются регулярно не только в зависимости от общего состояния экономики. У каждого производителя своя ценовая политика, которая не всегда зависит от наличия поблизости конкурентов. Поэтому и на бетонные стеновые панели цена может быть разной у разных продавцов. Ориентировочно цены могут быть такими:

  • от 3100 руб/м² — за однослойные панели,
  • от 3650 руб/м² — за двухслойные,
  • от 4850 руб/м² — за трёхслойные.

Иногда продавцы указывают цены за 1 м³, что может ввести покупателя в заблуждение. Ведь объём панели зависит от её толщины, а стены, это, в первую очередь, — метры квадратные. Поэтому, говоря о ценах, необходимо всегда сводить разговор к цене за 1 м².

Панели перекрытий

Лучше всего в жилищном строительстве в качестве перекрытий зарекомендовали себя пустотные плиты. Гладкая нижняя сторона существенно облегчает внутреннюю отделку потолка помещений, шероховатость верхней стороны обеспечивает хорошее сцепление с материалом наливных полов. Толщина плит составляет 22 0мм, длина и ширина может быть разной. Домостроительные комбинаты выпускают и сплошные плиты толщиной 120 и 160 мм с габаритами, позволяющими перекрыть всё помещение одной деталью. Технические параметры плит перекрытий задаются в ГОСТ 9561-91 и ГОСТ 26434-85.

Плиты перекрытия пустотные

Фундамент

При строительстве домов из железобетонных панелей особенно важное значение имеет фундамент. Как правило, фундамент для панельных домов бывает ленточного типа. Он должен быть мощным и надёжным, способным выдержать вес всего дома. Главным параметром при этом является глубина заложения фундамента. Она зависит от уровня промерзания грунта в регионе постройки и от наличия в проекте дома помещений, расположенных ниже уровня пола первого этажа. Это могут быт гараж, погреб, бассейн с сауной…

Основание фундамента обязательно должно находиться ниже уровня промерзания грунта. Оно состоит из песчаной подушки, на которую укладываются железобетонные фундаментные подушки. На них порядно монтируются фундаментные блоки (ФБС), так, чтобы поверхность верхнего ряда оказалась выше уровня земли. Затем выполняется гидроизоляция фундамента, и монтируются плиты перекрытий под пол первого этажа. После этого начинается возведение стен дома.

Фундаментные подушки

Фундаментные блоки

Организация работ

Ещё до начала проектирования дома из бетонных панелей необходимо задуматься о том, кто и как будет их доставлять на место строительства, где они будут складироваться, как они будут монтироваться. Особенно это важно, если участок небольшой и рядом уже есть постройки. Необходимо определить место, где будет стоять кран, с помощью которого будет выполняться монтаж конструкций. В самых тесных условиях он должен стоять так, чтобы вылета стрелы хватало на то, чтобы установить панель на противоположной стороне здания.

Если места для складирования мало или нет вообще, можно организовать работы так, чтобы вести монтаж «с колёс». Для этого необходимо иметь место, где машина с деталями дома будет находиться в пределах досягаемости для крана, и в то же время не закрывала проезд другому транспорту.

Панелевоз

В настоящее время есть возможность заказать строительство дома «под ключ», когда одна организация берёт на себя все работы по его возведению и отделке. Цены в этом случае тоже могут быть самые разные. Всё зависит и от климата региона, что повлияет на толщину панелей и общие расходы по утеплению, и от качества используемых строительных материалов.

В общем можно ориентироваться на стоимость одного квадратного метра. Для одноэтажных домов 1 м² будет стоить от 12000 рублей и выше, для двухэтажных – от 20000 рублей и выше.

На следующих фото показаны несколько вариантов домов, строящихся «под ключ».

>Видео: комплекты ЖБИ для быстровозводимых домов

This entry was posted in Ремонт. Bookmark the <a href="https://kabel-house.ru/remont/fundament-iz-plit-dorozhnyh/" title="Permalink to Фундамент из плит дорожных" rel="bookmark">permalink</a>.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *