Эмаль это краска

Содержание

Эмаль

У этого термина существуют и другие значения, см. Эмаль (значения). Не следует путать с Эмалевые краски.

Святой Димитрий.
Византия, XII век. Золото, эмаль

Эмаль — тонкое стекловидное покрытие на поверхности металла, получаемое высокотемпературной обработкой.

В художественной керамике эмалями иногда называют непрозрачные (глухие), обычно белые, блестящие глазури за их свойство перекрывать цвет керамического черепка.

  • В переносном смысле эмалями нередко называют практически все стекловидные покрытия по металлам, используемые в бытовых целях (эмалированная посуда, ванна и т. д.).

История

Otton Mathilde. Эмаль, 982 год

Эмальерное дело начиналось в Древнем Египте и Византии и только к началу XII века пришло в Европу через Германию. Но вскоре из-за технической и технологической трудоёмкости пришло в упадок и лишь в XIX веке возродилось в эпоху господства стиля «модерн» в Париже, Брюсселе, Вене.

Первое упоминание о русских перегородчатых и выемчатых эмалях встречается в Московской Ипатьевской Летописи 1175 года. В те времена в Московии все виды художественных эмалей назывались «финифть», и только в XIX веке старинное название «финифть» сменилось на новый термин «эмаль». В России развитие эмальерного дела относится к XVI—XVII векам, а расцвет его как искусства, связан с Сольвычегодской («усольской») расписной эмалью. С XVIII века это ремесло получило развитие в Ростове Великом (ростовская финифть), где изготовлялись иконы и другие изделия в технике эмали уже на основе эмалевых красок из отечественных материалов, разработанных М. В. Ломоносовым. Был учреждён эмальерный класс в Императорской Академии Художеств (впервые упомянут в 1781 году). На рубеже XIX—XX веков изделия из серебра и эмали стали изготовлять ювелирные фирмы К. Фаберже, И. П. Хлебникова, П. А. Овчинникова, Грачёвых.

События революции 1917 года в России привели к спаду в эмальерном искусстве. Но впоследствии центром возрождения эмали становится и остаётся по настоящее время Ростов Великий, где есть собственная школа художников и фабрика по изготовлению различных украшений из финифти и сюжетной миниатюры.

Эмалис

Эмалис — музей и школа эмальерного искусства в Ярославле в 1992 году. «Эмалис» открыл новую современную ярославская школу по работе с горячей эмалью. С 1998 года в «Эмалисе» проходят ежегодные практические симпозиумы по работе с эмалями, в которых принимают участие художники из 28 городов России, а также художники из Бельгии, Голландии, Германии, Испании, Италии и Японии. Центром организовано и проведено 28 симпозиумов, организовано более 100 выставок, из которых около 20 — международные. На базе «Эмалиса» проводится программа прохождения практики по обучению эмальерному искусству студентов Екатеринбургского университета (с 2008).

Эмаль в искусстве Китая и Японии

В Китай перегородчатая эмаль, вероятно, пришла из Персии к началу Минской династии (1368-1643). В этой технике изготовлялись вазы, блюда, декоративные панно, а также культовые сосуды. С всё более широким распространением употребления нюхательного табака во второй половине 18 века, в период правления императора Цяньлун перегородчатой эмалью украшались и табакерки в форме флаконов, однако их производство не носило массового характера ввиду технической сложности при изготовлении маленьких объектов.

Роспись эмалевыми красками по металлу, изобретённая в Европе в 16 веке, была принесена в Китай миссионерами-иезуитами в начале 18 века и вызвала большой интерес у ценителя искусств императора Канси. В 1713 году он распорядился основать в Пекине императорскую мастерскую эмалевой росписи, которая поначалу испытывала большие технические трудности. С целью их преодоления были вызваны мастера из Кантона (Гуанчжоу), где, по-видимому, подобные мастерские к тому времени уже существовали. В 1717 году в Пекин прибыл французский мастер-эмальер Жан-Батист Гравро, благодаря которому техника эмалевой росписи была существенно улучшена. Металлической основой для эмалевой росписи обычно служила медь, покрывавшаяся несколькими слоями одноцветной, как правило, белой эмали, служившей фоном для росписи. Помимо удовлетворения потребностей внутреннего рынка, в Кантоне был налажен массовый экспорт предметов декоративно-прикладного искусства в Европу, ставших известными под общим названием «кантонская эмаль».

В Японии техника перегородчатой эмали была известна ещё в период Эдо, однако её взлёт наступил уже в эпоху Мэйдзи с открытием страны для внешнего мира. В 70-х годах 19 века японская перегородчатая эмаль ещё выполнялась в китайском стиле, но уже в 80-х годах японские мастера развили оригинальный национальный стиль, эстетика которого резко отличалась от китайской. Выдающуюся роль в технологическом развитии японской перегородчатой эмали сыграл немецкий химик Готфрид Вагенер (1831-1892). Эпоха высшего расцвета искусства японской перегородчатой эмали длилась всего около 40 лет (1880-1920), но в это время были созданы непревзойдённые шедевры. Его выдающимися представителями были Намикава Ясуюки (1845-1927), Хаяши Коденджи (1831-1915), Намикава Сосукэ (1847-1910), Каваде Шибатаро (1856–1921) и Гонда Хиросукэ (1865-1937).

Технология

Эмаль представляет собой стекловидный порошок, получаемый измельчением стекловидных пластин до необходимой фракции. Измельченная в порошок эмаль смачивается водой до нужной консистенции и наносится в ячейки. Работа обжигается в печи или производится локальный обжиг эмали в каждой ячейке посредством газовой или бензиновой горелки. Разные виды и цвета эмали требуют и разную температуру обжига, которая колеблется в диапазоне от 700 до 900 градусов по Цельсию. После обжига, порошок эмали сплавляется в цветной стекловидный слой, в зависимости от типа эмали: прозрачный, или так называемый «глухой» — цветной непрозрачный слой эмали. Во время обжига эмалевый слой подвергается усадке, будучи насыпан до обжига по верхний край перегородки, он «опускается», становится ниже перегородки. Для полного заполнения ячейки требуется неоднократный обжиг и пополнение обжигаемой эмали в ячейке. В зависимости от сложности композиции и задач, стоящих перед мастером, работа подвергается от пяти до ста обжигам. Мастер не имеет возможности вмешиваться во взаимодействие эмали и высокой температуры, он может лишь основываясь на опыте и интуиции регулировать время и температуру обжига. Именно это и формирует уникальность каждого произведения из эмали. В последние десятилетия XX века техника горячей эмали вышла за рамки традиционного круга своего применения. Горячая эмаль сочетает в себе много различных техник и способов обработки, как металла, так и самой эмали, дающих возможность разнообразных решений, как декоративных, так и сложно-живописных.

Виды эмалей

Шкатулка XVIII-XIX века, золото, рубины, бриллиант, эмаль

Технические эмали для бытовых изделий (посуда) и для специального назначения.

Ювелирная эмаль — легкоплавкое прозрачное или глухое стекло, которое наносят на медь, серебро, золото, реже на алюминий при температуре 500—800 °C.

Выемчатая эмаль — относительно простая техника: на пластине-основе гравируется, чеканится или выпиливаются углубления, которые потом заполняют эмалью разных цветов. В производстве бижутерии используются штампованные заготовки или заготовки, изготовленные литьем.

Схематичное изображение перегородчатой эмалиМедная тарелка, эмаль. 1700 год

Перегородчатая эмаль — трудозатратная и сложная эмальерная техника, не поддающаяся механизации. Для её создания на тонкой металлической пластине-основе из меди, золота, реже серебра, мельхиора или высококачественной стали, процарапывают, гравируют или прорезают насквозь контур-эскиз будущего изображения. Далее по этому контуру напаивают металлические полоски-перегородки. Толщина подобных полосок зависит от задумки автора, но редко превышает 1 миллиметр. Полоски создают как замкнутые, так и открытые ячейки различных форм и размеров. Каждую ячейку заполняют эмалью до верхнего края перегородок и производят обжиг.

После этого эмаль шлифуется и окончательно отполировывается таким образом, чтобы эмаль и верх перегородок находились в одной плоскости. Полное, без углублений, заполнение эмалью ячеек и является отличительным признаком перегородчатых эмалей. Полученное разноцветное изображение из эмали напоминает инкрустацию драгоценными камнями.

Витражная или оконная эмаль — разновидность перегородчатой эмали, но без металлической основы. Своё название эта техника получила из-за сходства с витражами из стекла, так как насквозь просвечивающая цветная эмаль, находящаяся в гнёздах металлических перегородок, напоминает цветное витражное стекло в обрамлении металла.

В данной технике эмалью заполняют ажурный орнамент металлической формы (каркаса), полученный или выпиливанием в металле, или путём монтирования и пайки из сканой (скрученной) проволоки. Металлический каркас для витражной эмали делают из золота, серебра или меди. Промежутки между перегородками заполняют цветной прозрачной эмалью.

В производстве витражной эмали обжиг изделия производится каждый раз после нанесения очередного слоя эмали.

Художественная эмаль имеет много общего с живописью. На пластину-основу наносится защитный слой эмали, по которому производится роспись жаропрочными красками. Защитным слоем служит фондон — бесцветная прозрачная эмаль, образующая блестящее покрытие на металле после обжига.

Сеяная эмаль выполняется поочерёдным распылением порошков разноцветных эмалей на основу-трафарет. Каждый слой закрепляется клеем.

Составы эмалей

Эмаль по одному из старинных рецептов приготавливается из одной части кварцевого песка, одной части борной кислоты и двух частей свинцового сурика. Для придания цвета добавляются пигменты: окись кобальта (синий-чёрный), окиси кадмия (красный), окиси меди (зелёный).

Современные эмали состоят из диоксида кремния, борного ангидрида, окиси титана, окиси алюминия, оксидов щелочных и щёлочноземельных металлов, цинка, свинца, различных фторидов. Эмалевые покрытия используются везде, где необходимо добиться долговременной химической стойкости покрытия — трубы, химические реакторы и т. д.

Применение

Для нанесения шликера в производстве эмали используют различные способы: окрашивание погружением, обливом, пульверизатором, электростатическое нанесение. После сушки эмаль обжигают (сплавляют) при температурах от 750 до 950 °C.

Применение эмали для защиты чёрных металлов от коррозии в ряде случаев позволяет заменить дорогостоящие сплавы. В этом случае в качестве основы можно использовать обычное железо (точнее, недорогую низкоуглеродистую сталь).

Галерея

  • Эмалированная стальная кружка со сколами белой эмали в местах деформации

  • Чугунная ванна, покрытая белой эмалью

  • Октябрятский значок. Красная и белая эмаль, латунь. Латвия

  • Ваза с декоративным многоцветным эмалевым покрытием по технологии перегородчатой эмали

  • Иисус Христос (эмалевая миниатюра Пала д’Оро)

  • Орден Отечественной войны I степени. Рубиново-красная и белая эмаль, золото.

  • Эмаль на стекле

> См. также

  • Эмалирование
  • Смальта
  • Глазурь
  • Геральдические эмали
  • Эмалевые краски
  • Византийские эмали

Примечания

  1. Декоративное искусство 1994, 1993, с. 7.
  2. Центр эмальерного дела «Эмалис».
  3. Александр Карих и его «Эмалис».
  4. Карих А. А..
  5. Эмали — состав, способы нанесения, применение 17 декабря 2008

Литература

  • Эмаль // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Эмаль (I) // Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978 гг.
  • Декоративное искусство 1994 / составитель — А. Б. Ивановская. — Ярославль: Эмалис, 1993. — 112 с. — 5000 экз.

Ссылки

В родственных проектах

  • Значения в Викисловаре
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Эмаль: как это делается
  • История эмалей, свойства, разновидности и применение
  • Мастера золотых и серебряных дел, эмальеры, ювелиры.
  • Эмалис. Центр эмальерного дела «Эмалис». Дата обращения 2 апреля 2018.
  • В Ярославле открылась юбилейная выставка народного художника РФ Александра Кариха «Александр Карих и его Эмалис». Департамент культуры г. Ярославля (20.10.2016). Дата обращения 2 апреля 2018.
  • Карих А. А.. Ярославское отделение «Союза художников России» (20.10.2016). Дата обращения 2 апреля 2018.

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Литьё · Эмалировка · Гравировка · Филигрань · Плакирование · Металлопластика · Полирование · Пайка · Чернение · Зернь · Галтовка · Дамаскинаж · Родирование · Позолота · Глиптика · Кундан

Волока · Напильник · Молоток · Ригель · Щипцы · Штихель

Драгоценные металлы (Проба благородных металлов) · Драгоценные камни (Карат · Огранка) · Полудрагоценные камни · Поделочные камни · Жемчуг · Страз

Ожерелье · Брошь · Браслет · Кольцо · Серьги · Подвеска · Корона · Диадема · Булавка

Техники Инструменты Материалы Формы
Связанные статьи: Ювелирное изделие · Геммология · Металлообработка · Бижутерия · Аксессуар

Основа и состав эмалевой краски

Краска — это один из популярнейших отделочных материалов. Эмалевая — самая востребованная из своих “конкурентов”. Ее популярность обусловлена простотой в использовании и приятным видом после окончания работ — получается красивая глянцевая поверхность, кроме того стоимость этого материала достаточно низкая. Чтобы поверхность, отделанная таким образом, прослужила как можно дольше, необходимо подобрать правильную краску.

Что представляет собой эмалевая краска

Этот материал является одним из видов лакокрасочных покрытий. В состав эмалевой краски входит 5 следующих компонентов:

  • Лак;
  • Растворитель или уайт-спирит;
  • Наполнители;
  • Разнообразные функциональные добавки;
  • Пигменты определенного цвета, того, которым должен получиться оттенок эмалевой краски.

Эмали могут использоваться для выполнения различных работ как наружных, так и внутренних, так как они хорошо ложатся на любую поверхность. Эмалевые краски подходят для любых материалов: дерева, металла, бетона и даже кирпича. Однако следует помнить, что в пожароопасных условиях ее лучше не применять, так как лак, содержащийся в составе, легковоспламеняющийся.

Эмали обладают хорошими эксплуатационными свойствами, они хорошо защищают черновую поверхность от высокой влажности, а также от агрессивных воздействий окружающей среды. При этом, перед окрашиванием, практически не нужно выполнять подготовку, но об этом чуть позже.

Виды эмалей

Существуют различные виды эмалевых красок, итак вот их перечень:

  • Алкидная эмаль — считается самой популярной. Алкидная эмалевая краска имеет ряд преимуществ — они долговечны, легко наносятся, имеют эластичную структуру и быстро сохнут. Они очень часто используются в помещениях с повышенной влажностью воздуха, например, в ванных комнатах или бассейнах, так как хорошо переносят перепады температур и воздействие влаги. Алкидная краска, как и любая другая имеет свое обозначение, чтобы ее можно было легко найти, например, с пентафланелевой основой, обозначается как ПФ-253. Цифры тоже имеют свое значение, первая цифра — это назначение, следовательно, 1 — для наружных работ, 2 — для внутренних работ. Последние же 2 цифры — это номер в каталоге;
  • Нитроэмаль — основа эмалевой краски такого типа — это нитрат целлюлозы. Их особенностью является то, что они практически моментально высыхают в обычных условиях, при комнатной температуре. Однако загрязнение окружающей среды эмалевыми красками такого типа очень велико. Поэтому их использование во многих странах значительно ограничено или вовсе запрещено. Чаще всего они используются для окраски поверхностей из древесины. Нанесение такого покрытия осуществляется в основном с помощью специальных распылителей, поступают таким образом, так как быстро высыхающая краска очень плохо наносится обычным физическим способом;
  • Полиуретановые эмали — основным преимуществом является износостойкость. В этой связи их применяют для окрашивания полов в комнатах общего назначения, то есть с большой проходимостью, например в коридорах школ или в музеях. На второй день после окончания работ, окрашенная поверхность полностью готова к эксплуатации. Помните о технике безопасности, эмалевые краски токсичны, поэтому работать с ними нужно в специальных средствах защиты — перчатках и защитных очках. Помещение, во время и после окончания работ необходимо обязательно проветривать.

Как выбрать правильную эмалевую краску

Первое, что необходимо сделать — это посмотреть на этикетку и на состояние самой банки с материалом. Важно чтобы банка была целой и не имела никаких видимых повреждений, например, вмятин и прочего. Об этом важно помнить, так как если герметичность банки будет нарушена, краска непременно засохнет или потеряет свои свойства. Второе, краску необходимо использовать после покупки или в течение срока годности, главное не оставлять ее на долго, иначе она опять же потеряет свои свойства. Последнее, поищите на этикетке упаковки ГОСТ, каждое лакокрасочное изделие имеет свой ГОСТ, поэтому перед покупкой узнайте тот, который вам необходим.

Обязательно обращайте внимание на цифры, упомянутые выше. Так, нельзя применять внутри помещения краску, которая предназначается для окраски наружных поверхностей. Лучше всего, чтобы не ошибиться изучить все цифровые обозначения заранее.

Эмалевые краски применение и тонкости

Первое, что стоит упомянуть ведя разговор о работе с этим отделочным материалом — это обязательно ли надо шпатлевать поверхность под эмалевую краску. По этому вопросу можно сказать, что вовсе нет, эмаль имеет хорошую адгезию со всеми известными материалами, поэтому подготовка шпаклеванием не обязательна. Если на поверхности нет значительных неровностей, достаточно просто качественно очистить ее от пыли и грязи, а затем прогрунтовать, а если предназначается эта краска для керамики и эмалевых покрытий, то можно обойтись и без грунтования. В вопросе чем разбавить эмалевую краску, можно с уверенностью говорить, что здесь подходят разбавители любого образца, а также растворитель.

  • Краска серебрянка: плюсы и минусы
  • Виды красок для деревянного пола
  • Какой краской лучше красить бетонный пол
  • Глянцевая краска для стен и потолка из гипсокартона, пластика, дерева

>
Блог

Лаковые краски. Вопросы и ответы

Какие есть виды лаковых красок?

Краски лаковые, эмалевые или по керамике бывают на водной основе и на основе растворителей (уайтспирита, сольвента, синтетических смол).
Краски на водной основе не имеют запаха, но менее стойкие и требуют защиты, т.е. покрытия финишным лаком.
Краски на основе растворителя, как правило, имеют запах от слабого до достаточно сильно выраженного. Есть краски под обжиг и без обжига.
Могут вызывать приступы аллергии.

Какое время высыхания?

Время высыхания лаковых красок варьируется от 6 до 72 часов. Полное высыхание перед нанесением лака не менее 5-7 дней.
Если краска не высохнет полностью, она может вступить в реакцию с лаком и сморщиться, испортив внешний вид работы.

Для каких поверхностей они подходят?

Лаковые краски подходят для любых поверхностей – керамика, стекло, металл, дерево, кожа. На всех поверхностях краска держится достаточно хорошо при условии, если вы хорошо обезжирили поверхность.

Перед работой с лаковыми красками необходимо ОБЯЗАТЕЛЬНО обезжирить поверхность спиртом.

Надо ли грунтовать поверхность перед нанесением лаковых красок?

Грунтовать необходимо только деревянную поверхность или МДФ.

Расслаивание лаковой краски — это норма?

Лаковые краски могут расслаиваться, но это совершенно не считается дефектом. Это устраняется при помощи простого (но очень тщательного) перемешивания деревянной палочкой.

Если краска загустела, что делать?

Если краска загустела, можно ее разбавить.

Для разбавления красок можно применять специальные медиумы разбавители и уайтспирит. Достаточно нескольких капель уайтспирита для того, чтобы разбавить краску. Если вы нальете много разбавителя, в этом случае краска может потерять свои свойства или даже свернуться.

Для того что бы избежать высыхания краски, необходимо ВСЕГДА герметично закрывать крышку банки.
Так же, чтобы крышка не приклеивалась к горлышку банки, после использования и перед закрытием лучше всего очистить горлышко салфеткой, смоченной спиртом.

Чем наносить лаковую краску?

Наносить краску можно деревянными палочками или тонкими кистями.
Кисть после использования промывать уайтспиритом или специальной жидкостью для промывки кистей.

Какие способы использования?

Краска набирается на палочку или кисть и заливается в ограниченное контуром пространство. Используя меньшее количество краски, можно нанести палочкой или кистью краску по рисунку. А затем, если получилось не очень аккуратно, то можно после того, как краска высохнет, контуром пройтись по краю.

Надо ли лаковые, эмалевые, по стеклу и керамике краски покрывать лаком?

Ответ скрыт в названии. Основой этих красок является лак.

Эти краски сами по себе достаточно прочные и стойкие. Покрытие не требует дополнительной защиты в виде лака.

Но если в ваше работе использовались дополнительно не стойкие акриловые краски или краски на водной основе, то в этом случае лаком покрыть можно и даже нужно.

Какая краска прочно ляжет на лак?

Вы можете восстановить старое лаковое покрытие на мебели или других предметах внутреннего интерьера. Трудоемкость и стоимость этой работы достаточно высокая, поэтому проще и дешевле решить проблему нанесением красочного декора. Лаки и краски могут иметь большую или меньшую несовместимость. Например, для нанесения на лак нельзя использовать быстросохнущую нитрокраску, скорее всего качество такого декора будет на уровне ниже среднего. Какая краска прочно ляжет на лак?

Правильный выбор краски зависит от вида лака. Спиртовые, масляные и нитролаки отличаются не только по внешнему виду покрытия, но и по взаимодействию с компонентами краски.

Самостоятельное удаление старого лака вручную или с помощью шлифовочного оборудования — работа грязная и трудоемкая. Проблема решается с меньшими затратами времени и средств, подбором краски совместимой с материалом лакового покрытия.

Какие варианты предлагает ассортимент совместимых лакокрасочных материалов?

  • Экологически чистые водно-дисперсные краски на силиконовой основе отвечают всем требованиям по прочности, стойкости к внешним воздействиям и долговечности, которые предъявляются к качественным защитно-декорирующим покрытиям.
  • Экологически безупречные силиконовые материалы производятся в широком цветовом спектре.
  • Обладающее хорошей адгезией с любым основанием и превосходной светостойкостью силиконовое покрытие наносится без потеков и разводов, быстро сохнет, может без особых проблем эксплуатироваться под открытым небом.
  • Очень стойкие к атмосферным явлениям алкидные эмали характеризуются ярким насыщенным цветом, несложны в работе, могут использоваться для наружных и внутренних работ.
  • Стоимость алкидных эмалей ниже силиконовой краски, но при ее нанесении рекомендуется обустройство временной вытяжной вентиляции и применение защитных масок или респираторов.
  • Характерный запах растворителя ощущается в закрытом помещении на протяжении нескольких дней. И поэтому, по завершению работы дом желательно почаще проветривать. В лучшем варианте, обновление декора лучше перенести на теплое время года.

Особенности колерования силиконовой краски

Тщательным перемешиванием приведите краску в рабочее состояние. Если в качестве расходного материала выбран силиконовый краситель, его состав можно колеровать добавлением цветных пигментов. Для исключения возможных ошибок, подбирайте цвета и дозировку красителя в небольшом объеме.

После получения положительного результата колеруйте основной объем с соблюдением должных пропорций. Разбавляйте краску только совместимым растворителем. Качество покрытия во многом зависит от однородности состава краски. Вы сэкономите рабочее время, если используете для перемешивания состава миксер или насадку на бытовую дрель.

Этапы окрашивания деревянного основания

  • Выбрав краску, уделите достаточное внимание подготовке основания. Если старый лак крошится и отслаивается, проблемные участки необходимо зачистить до древесины. Остальную поверхность достаточно обработать наждачной шкуркой до получения матовой фактуры, затем удалить пыль пылесосом и обезжирить рекомендованным в инструкции по применению краски составом.
  • Фактура алкидного лакового покрытия может быть испорченной непрофессиональным нанесением нескольких лаковых слоев. Дефект исправить сложно, но необходимо. Для удаления нескольких лаковых наслоений, задействуйте строительный фен и шпатель. Разогретая горячим воздухом масса лака легко снимается его рабочей кромкой.

Обратите внимание! Улучшить сцепление краски с лаковым основанием поможет праймер — так называется специальная грунтовка, которая наносится на древесину в два слоя. Для лакового покрытия будет достаточно одноразовой обработки. Разновидностей грунтовки существует много, поэтому ищите раствор рекомендованный производителем краски.

  • Наносим первый слой краски основного оттенка. Чаще всего лакированная мебель имеет тесно-коричневый цвет, поэтому базовый слой, через, который просвечивается тёмная древесина должен быть светлым.
  • После высыхание первого слоя, наносим следующий слой основного цвета.

  • Далее красим фасады мебели контрастным оттенком. В данном случае он будет коралловый.

  • После высыхания краски, вся поверхность вдоль бордюров заклеивается специальным малярным скотчем. Бордюры красятся другим оттенком из баллончика.

  • Углы заклеиваются малярным скотчем внахлест, которые лучше нарезать на нужные фрагменты ножницами.

  • Теперь можно красить бордюры краской из баллончика и снимать скотч.

  • Ручки и ключ от шкафчиков красятся золотой краской в тон бордюров.

Видео: как отреставрировать старую лакированную мебель?

Тип краски Расход краски м2/л Количество слоев Время высыхания
Водоэмульсионная 0,15-0,2 1 2-3 часа
Акриловая 0,2-0,25 2 2-3 часа
Текстурная 0,3-0,5 1-2 24 часа
На основе цемента 0,5-0,9 1-2 24 часа

Выберите для наружной покраски безветренную погоду, в противном случае новый декор может испортить осевшая на краску пыль. Наносите краску кистью, валиком или пульверизатором. Если инструкция предписывает двухслойное покрытие, наносите второй слой только после полной готовности предыдущего.

Мы поможем вам правильно выбрать и купить строительные материалы и команда настоящих профессионалов окажет строительные услуги в самые короткие сроки и по приемлемой стоимости!

Есть вопросы? Звоните по номеру 8 (495) 212 06 41 Руководитель
отдела продаж

Виды, типы краски.

Различные виды краски применяются, чтобы защитить поверхности от неблагоприятных факторов окружающей среды (пыли, влаги, температурных перепадов, вредных микроорганизмов), а также для придания им нужных свойств. В зависимости от преследуемых целей подбирается тот или иной тип краски. Например, чтобы воспрепятствовать развитию плесневых грибков на поверхностях, нужно подобрать краску, уже содержащую в своем составе соответствующий антисептик.

Для расчета расхода краски, вы можете воспользоваться калькулятором расхода краски.

В случае перекрашивания поверхностей необходимо учитывать совместимость красок и сразу подбирать подходящую, чтобы не пришлось полностью счищать старую краску и наносить новую, что сопряжено с колоссальными трудовыми и материальными затратами.

Чтобы избежать неожиданных сюрпризов при окрашивании поверхностей нужно знать какие бывают типы краски, чем они отличаются и в какой области обосновано применение каждой из них.

Типы и виды красок.

Выше упоминалось деление красок на группы. Рассмотрим эти группы, опишем их основные характеристики и возможные сферы использования.

  • Эмульсионные краски;
  • Алкидные краски;
  • Силикатные краски.

Первая группа – эмульсионные краски.

Эмульсионные краски получаются при разведении в воде связующей основы и красящих частиц, в результате чего образуется стойкая эмульсия. После высыхания эмульсионные краски довольно водоустойчивые. А до высыхания они легко отмываются с рук и инструментов. Эмульсионные краски имеют такие свойства:

  • Экономичность;
  • Пожаробезопасность;
  • Экологичность;
  • Устойчивость к щелочам.

Кроме того, эмульсионные краски отлично ложатся на различные поверхности, быстро высыхают и не имеют резко выраженного отталкивающего запаха. После окрашивания поверхностей такой краской в дальнейшем можно использовать любые другие краски, а также эмали. Однако нельзя использовать эмульсионную краску, если ранее поверхность окрашивалась глянцевыми, клеевыми красками или лаками. Стоит также отметить, что для предотвращения коррозии металлические поверхности перед окрашиванием такой краской нуждаются в грунтовке.

Эмульсионные краски делятся на следующие типы краски: акриловые, водоэмульсионные, поливинилацетатные (ПВА), водно-дисперсионные, латексные, силиконовые.

Некоторые люди не видят отличий между водоэмульсионными и водно-дисперсионными красками, потому как они:

  • Не отслаиваются;
  • «дышат», т. е. являются воздухопроницаемыми;
  • Подходят для помещений с повышенной влажностью воздуха;
  • Не выгорают;
  • Не обладают морозоустойчивостью.

Однако отличия между ними также присутствуют. Матовые водоэмульсионные краски при мытье постепенно смываются, тогда как водно-дисперсионные краски обладают повышенной влагостойкостью (можно мыть многократно). Помимо этого водно-дисперсионные краски имеют в большинстве своем белый цвет, в то время как водоэмульсионные бывают различных цветов и оттенков. Водно-дисперсионные краски наносят на поверхности только при температуре выше +50С.

Водоэмульсионные краски бывают фактурные или структурные. Их используют, чтобы создать объемные эффекты при декорировании поверхностей. Они имеют повышенную прочность, поэтому их также можно применять для защиты поверхностей от возникновения трещин.

В акриловых красках связующей основой выступают акриловые смолы. Характеристики таких красок следующие:

  • Высокая эластичность (приспособлены к живущей древесине);
  • Повышенная прочность;
  • Способность перекрывать трещины толщиной до 0,5 мм;
  • Морозоустойчивость (после полного высыхания);
  • Низкая газопроницаемость (что позволяет применять их для защиты от коррозии, к примеру, армированного бетона);
  • Могут использоваться для щелочных оснований (например, можно наносить их на свежую штукатурку, но не раньше, чем через месяц, чтобы штукатурка смогла полностью затвердеть);
  • Повышенная механическая прочность;
  • Устойчивость к ультрафиолету, что позволяет им надолго сохранять свой цвет;
  • Водонепроницаемость.

К недостатку акриловых красок можно отнести их дороговизну, а также то, что они плохо подходят для окрашивания зданий, имеющих сырые стены. Более дешевые аналоги акриловых красок изготавливаются с применением в качестве основы акриловых сополимеров.

Латексные краски являются самыми дорогими среди других эмульсионных красок. В их производстве используют латекс, что значительно усиливает водоотталкивающий эффект, это позволяет мыть поверхности без ограничения. Такие краски способны затянуть на поверхности трещины толщиной до 1мм. Латексные краски можно применять на самых разнообразных поверхностях: стенах (из бетона, кирпича, гипсокартона или покрытых штукатуркой), потолках, структурированных обоях. Эти краски высыхают в течение 1 часа. Однако их светоустойчивость несколько ниже, чем у ПВА красок и эмульсионных акриловых красок.

Поливинилацетатные краски (ПВА) — самые дешевые, при этом они экологичны, обладают высокой светоустойчивостью, а также стойкостью к воздействию жиров и масел. Чаще всего эти краски применяются для окрашивания потолков. Они обладают низкой водоустойчивостью, поэтому при многократном мытье постепенно смываются.

В силиконовых красках связующей основой являются эмульгированные силиконовые смолы. При высыхании таких красок образуется хорошо отталкивающая воду поверхность, которая отлично пропускает воздух и пар, устойчива к загрязнениям и воздействию вредных микроорганизмов. Такие краски обладают высокой эластичностью, могут перекрывать на поверхности трещины толщиной до 2 мм. Силиконовыми красками можно окрашивать свежую штукатурку уже через двое суток. Применяются такие краски для окрашивания всех типов минеральных поверхностей. Они очень хорошо совместимы с минеральными, акриловыми и латексными красками. Их можно наносить даже на старую силикатную краску. К сожалению, из-за своей дороговизны силиконовые краски применяются в большинстве случаев для декора.

Вторая группа – алкидные краски.

Связующей основой алкидных красок выступает алкидная смола. Алкидные краски разделяют на эмалевые и масляные. Их применяют для окрашивания поверхностей из дерева, металла или оштукатуренных. Они обладают экологичностью, водонепроницаемостью, светоустойчивостью.

Основой масляных красок служит олифа, а разбавителями – бензин, скипидар, сольвент-нафта или Уайт-спирит. Эти краски достаточно дешевые, но они долго высыхают и при этом выделяют вредные вещества. Поэтому их применяют для наружных работ. Кроме того, с течением времени окрашенная масляной краской поверхность желтеет, что является существенным недостатком этих красок.

Эмалевые краски имеют лаковую основу, поэтому окрашенная ими поверхность приобретает красивый глянцевый вид. Используются данные краски для окрашивания металлических, деревянных, оштукатуренных и прошпаклеванных поверхностей, приборов. Применяются для внутренних и наружных работ, быстро высыхают (особенно нитроэмалевые краски), обладают светоустойчивостью, водонепроницаемостью, повышенной стойкостью к коррозии.

Третья группа – силикатные краски.

В силикатных красках основой выступает жидкое стекло, поэтому их можно отнести к минеральным краскам. Их разводят водой. Характеристики этих красок: воздухо- и паронепроницаемость, устойчивость к температурным перепадам, рыхлость, проницаемость для влаги. Силикатные краски имеют плохую совместимость с остальными видами красок, поэтому ими нельзя окрашивать поверхности, ранее окрашенные акриловыми или алкидными красками и наоборот. Кроме того, при работе с силикатными красками необходимо обязательно защищать кожу и глаза, потому что они содержат щелочь. Силикатные краски не защищают поверхности от воздействия влаги, но если в стенах влажность выше атмосферной, то есть при плохой гидроизоляции фундамента, они могут быть очень полезными. Силикатными красками нельзя окрашивать металлические, каменные, стеклянные и керамические поверхности, зато можно окрашивать щелочные (оштукатуренные). Такие краски имеют ограниченную цветовую гамму в виду содержания в них щелочи.

Маркировка краски и тип пленкообразующих основ.

Краски делятся на 4 группы по типу применяемой в их производстве пленкообразующей основы: алкидные, эмульсионные, силикатные и клеевые. Каждая банка краски имеет свою маркировку, содержащую 2 буквы и нескольких цифр. Буквы указывают на тип пленкообразующей основы, используемой для данной краски. В таблице 1 представлена маркировка пленкообразующих основ.

Таблица 1

Маркировка

Тип пленкообразующих основ

АД

Полиамиды

АК

Полиакрилаты

АС

Сополимеры полиакрила

АЦ

Ацетилцеллюлоза

БТ

Битумы и пеки

ВА

Поливинилацетали

ВЛ

Поливинилбутерали

ВН

Винилы и винилацетаты

ВС

Сополимеры поливинилацетали

ГФ

Глифталевые смолы

ИК

Идиенкумароновые смолы

КК

Канифоль

КО

Кремнийорганические смолы

КП

Копалы

КС

Сополимеры карбинола

КЧ

Каучуки

МА

Масла растительные

МЛ

Меломиноалкиды

МС

Алкидно- и масляно-стирольные

МЧ

Мочевиноформальдегидные смолы

НЦ

Нитроцеллюлоза

ПФ

Пентафталевые смолы

ПЭ

Насыщенные полиэфиры

УР

Полиуретаны

ФА

Фенолалкиды

ФЛ

Крезолформальдегиды

ФМ

Фенольно-масляные смолы

ФП

Фторопласты

ХВ

Поли- и перхлорвинилы

ХС

Сополимеры винилхлорида

ШЛ

Шеллак

ЭП

Эпоксидные смолы

ЭТ

Полиэтилен и полиизобутилен

ЭФ

Эпоксидноэфирные смолы

ЭЦ

Этилцеллюлоза

ЯН

Янтарь

1-2 цифры, следующие за буквами в маркировке, обозначают сферу применения данной краски, а остальные цифры – заводской номер. В таблице 2 указана маркировка областей применения различных типов краски.

Таблица 2

Маркировка

Сферы применения красок

1

Атмосферостойкая

2

Стойкая в закрытых помещениях

3

Для консервации металлических изделий

4

Стойкая к горячей воде

5

Специального назначения (к примеру, для меха, кожи)

6

Стойкая к нефтепродуктам

7

Стойкая к агрессивным средам

8

Термостойкая

9

Обладает электроизоляционными свойствами

0

Полуфабрикаты, грунты, лаки

00

Шпаклевки

Исключением в маркировке являются масляные краски. Они обозначаются буквами МА (масляная краска), первая после букв цифра говорит об области применения этой краски, а вторая цифра указывает на тип олифы, используемой в качестве ее основы. В таблице 3 приведена маркировка видов применяемых олиф.

Те, кто сталкивается с покрасочными работами, могут иметь проблемы с выбором красящего вещества. Виды красок настолько разнообразны, что тяжело выбрать подходящий вариант. Каждый вариант может использоваться для той или иной работы. Большую роль играет поверхность и сфера использования. Мы рассмотрим некоторые правила выбора, а также детально рассмотрим все виды лакокрасочных материалов.

Особенности составов

Основным различием составов является их сфера применения. Продукция бывает:

  • для внутреннего использования. Годится только для окрашивания поверхностей внутри, где на нее не будет оказываться агрессивное влияние;
  • для наружного использования. Она отлично справляется с такими факторами как ультрафиолет, избыточная влага, ветер и другими атмосферными воздействиями. Стоимость составов выше.

Совет! Чтобы понять, какая краска перед вами, достаточно взглянуть на упаковку. Там указано, наружная она или внутренняя.

Основная задача красителя – защита и декорирование обрабатываемой поверхности. На поверхности создается пленка, защищающая ее от дождя, пыли, коррозии и ультрафиолета. В основе – красящий пигмент. Именно он отвечает за цвет лакокрасочного изделия. Чем больше пигмента, тем ярче и насыщеннее краска. Благодаря современным технологиям, создается продукция с матовым или глянцевым эффектом.

Виды лакокрасочных изделий делятся в зависимости от основного компонента. Существует 6 основных групп:

  1. Эмульсионные.
  2. Алкидные.
  3. Силикатные.
  4. Клеевые.
  5. Фасадные.
  6. Специальные краски.

Каждый вариант обладает своими особенностями.

Эмульсионные составы

Особенностью эмульсионных составов является то, что они разводятся водой. Благодаря этому они обладают массой преимуществ:

  1. После высыхания ее трудно смыть.
  2. Она не боится влаги.
  3. Быстро сохнет.
  4. Не имеет резких неприятных запахов.
  5. Устойчива к воздействию щелочи.
  6. Ее легко смыть до того, как она высохнет. Работать с эмульсионной продукцией сможет каждый.
  7. Доступная стоимость.
  8. Безопасна для человека.

Обратите внимание! На эмульсионную основу можно наносить разные варианты отделочных материалов. А вот саму эмульсию на глянцевую или клеевую краску нельзя.

Эмульсионные краски делятся на такие подвиды:

  • водоэмульсионные, водно-дисперсионные;
  • акриловые;
  • латексные;
  • поливинилацетатные;
  • силиконовые.

Водоэмульсионные и водно-дисперсионные

Их общее свойство – отличная адгезия без отслаивания от поверхности. Лакокрасочный материал дышит, через него проходят потоки воздуха и воздушные пары. Особенности составов:

  1. Идеальное решение для помещений с повышенной влажностью. Используются внутри, не являются морозоустойчивыми. Зато цвет сохраняют на долгое время.
  2. Матовые водоэмульсионные составы не могут похвастаться устойчивостью цвета. Ассортимент оттенков богат, однако, они со временем смываются.
  3. Краска пластична, что позволяет мастеру создавать сложные узоры на стенах.
  4. Водно-дисперсионные разновидности можно часто мыть. Высокой устойчивостью к мытью прославилась итальянская продукция.
  5. Рекомендуемые условия нанесения – показатели температуры +5 °C и выше.

Ассортимент товаров очень велик. Можно подобрать подходящий вариант для любого интерьера.

Акриловые

Связующим веществом являются акриловые смолы. Благодаря акрилу продукция эластичная, что упрощает работу с деревянными поверхностями. Особенность:

  1. При нанесении, лакокрасочный материал на акриловой основе может закрыть мелкие трещинки. Краска справляется с толщиной трещин в 0,5 мм.
  2. Когда состав высыхает, он приобретает морозоустойчивость, поэтому может защитить поверхности из армированного бетона и т. д.
  3. Так как проницаемость газов у нее низкая, использовать акриловые составы для штукатурки нужно спустя месяц. За это время штукатурка полностью затвердеет.

Совет! Несмотря на свою отличную устойчивость к механическому воздействию, использовать материал для сырых стен не рекомендуется.

Латексные

Из названия понятно, что основным компонентом является латекс. Основное отличие – высокая цена. Зато образовавшаяся пленка после высыхания идеально защищает поверхность от влаги. Особенности:

Свойство латексной краски, демонстрирует вода, проникшая в квартиру после дождя

  1. Скрывает трещинки и дефекты, толщина которых 1 мм. После высыхания поверхность можно многократно мыть с использованием щелочи.
  2. Наносить латексную краску можно на бетон, кирпич, штукатурку и гипсокартон. Сохнет она довольно быстро. Нанесение второго слоя разрешается после 15–20 минут.
  3. Отсутствует тяжелый запах, поэтому работать с материалом просто. Правда, светостойкость латексного вида хуже, чем у акрилового собрата.
  4. Главная черта – образование зеркально гладкой, шелковисто матовой поверхности с особым блеском.
  5. В качестве растворителя используется вода. Если при окрашивании капли попали на другую поверхность, их можно убрать влажной тряпкой или салфеткой.

Поливинилацетатные

Самые недорогие и экологичные составы. Их часто используют для потолков. Он не загрязняется, поэтому очищать поверхность не требуется. Часто мыть такую продукцию не рекомендуется. Частично материал будет смываться. Зато устойчивость перед ультрафиолетом у него отличная.

Силиконовые

Благодаря наличию в составе эмульгированной силиконовой смолы, силиконовая продукция обладает прекрасными водоотталкивающими свойствами. Особенности:

  1. Образовавшаяся пленка способна пропускать воздух и пар. Состав эластичный и может скрыть трещинки и дефекты размером до 2 мм.
  2. Наносить ее на штукатурку можно спустя 2–3 дня, а не месяц. Окрашенная поверхность выдерживает влажную уборку.
  3. Минус – высокая стоимость продукции.

Это были представители эмульсионных красок. Многие мастера предпочитают использовать именно эти составы для внутренней отделки помещения.

Алкидные лакокрасочные материалы

Не менее популярен вид, изготавливаемый на основе алкидной смолы. Состав идеально подходит для окрашивания металлических изделий, древесины и оштукатуренных стен. Особенности алкидных красок:

  1. Являются водонепроницаемыми.
  2. Имеют доступную стоимость.
  3. Просты в нанесении на поверхность.
  4. Недостатками можно назвать токсичность во время высыхания и неприятный запах. После окрашивания в помещении нельзя находиться несколько дней. К тому же краски не такие устойчивые перед УФ-лучами и недостаточно долговечны.

Типы алкидной продукции:

  • масляные;
  • эмалевые.

В основе масляных составов – олифа. Разбавителем для краски является бензин, Уайт-спирит или скипидар. Это и делает их довольно опасными. При окрашивании рекомендуется защитить дыхательные пути. Высыхает масляная продукция долго, выделяя при этом вредные вещества. Рекомендуется использовать снаружи. За время эксплуатации краска пожелтеет от солнца.

А вот эмалевые лакокрасочные материалы быстро сохнут и не такие токсичные, как масляные собратья. После обработки получается красивая глянцевая поверхность. Состав применяется для внутренней и наружной отделки. Часто эмалью окрашивают металлические изделия (раковины, ванны, унитазы, трубы), а также штукатуренные деревянные стены.

Силикатные составы

Основным компонентом в составе краски является жидкое стекло. Благодаря ему краска имеет отличные свойства. Она пропускает воздух и пар, выдерживает перепады температур и имеет слабую чувствительность к воде. Чтобы разбавить продукцию используют воду.

Особенность нанесения в том, что составом обрабатывают стены, которые ранее не обрабатывались алкидным или акриловым составом. Да и после использования силикатного материала, смена на другой вид понесет за собой трудности.

Обратите внимание! Краситель производится с разными добавками, такими как блестки, что позволит сделать помещение оригинальным.

Клеевые составы

При создании используются органические полимеры, которые растворяют в воде. По своим свойствам, клеевые краски близки к эмульсионным. Только вот устойчивостью к влаге они не могут похвастаться. Рекомендуется использовать их для закрытых помещений. От производителя поступает в сухом виде. Перед работой состав разводится водой.

Разновидности клеевых красок:

  1. Казеиновые. Используются как для внутренних, так и для наружных работ. Являются наиболее устойчивыми и красивыми. После нанесения на бетоне, штукатурке и кирпиче образуется качественное покрытие.
  2. Декстринированные. Так как в составе присутствует костный клей, водоустойчивость лакокрасочного материала низкая. Вот почему их используют исключительно для внутренних работ.
  3. Клеевые краски. Особенностью является богатый выбор цветов, экологическая чистота и простота в нанесении. Правда, есть недостатки – клеевой состав не обладает устойчивостью к повышенной влаге. Если в помещении недостаточный приток воздуха, на поверхности могут появляться плесень и другие вредные микроорганизмы. Это снижает эксплуатационный срок.

Фасадные

Так как для наружного использования предъявляются особые требования, создали специальную фасадную продукцию. Она обладает повышенной устойчивостью к атмосферному влиянию и рядом других преимуществ:

  • материал не выцветает и не теряет свой цвет под воздействием ультрафиолетовых лучей;
  • имеет механическую устойчивость и не боится дождя и снега. Все требования соблюдаются для любого покрытия: древесины, бетона, металла или кирпича;
  • производителями выпускается силикатная, акриловая или силиконовая краска для фасада, которая отличается от составов для внутреннего использования;
  • пластичность у них лучше, как и адгезия с поверхностью;
  • составы не боятся перепадов температур и сильных морозов.

На прилавках можно найти фасадные лакокрасочные материалы, которые собрали в себе лучшие качества из акриловых и силикатных вариантов. После обработки появляется пленка, защищающая поверхность от влаги.

Специальные краски

Бывает и такое, что для помещения требуется использование краски специального назначения. Такие составы обладают дополнительными свойствами, защищающими поверхность. К примеру, это антивандальная или негорючая краска. Есть несколько вариантов специальных красок:

  1. Антикоррозийная. Она используется только для металлических поверхностей. После обработки изделие не будет ржаветь и прослужит намного дольше. Краской можно обрабатывать заборы, не удаляя из них ржавчину.
  2. Бактерицидные, фунгицидные краски. Используются исключительно для дерева. Древесина может гнить и покрываться плесенью. Чтобы предотвратить это, используются специальные бактерицидные составы.
  3. Краски, устраняющие изъяны. С ней можно легко справиться с неровностями, трещинами, мелкими дефектами. После обработки получается ровная, гладкая и красивая поверхность.

Специальные составы используются исключительно для определенной цели.

Некоторые советы по выбору

Виды красок разнообразны. Они создавались для определенных условий. Ниже приводятся требования, которых важно придерживаться перед покупкой:

  1. Для помещений, в которых человек пребывает длительное время, лучше использовать дышащие краски. Подойдут водно-дисперсионные и акриловые составы.
  2. Ванна, кухня, подсобка – влажные помещения. Краска должна выдерживать влагу. Рекомендуется использовать составы, после которых образуется плотная пленка, что будет защищать поверхность.
  3. Детская обрабатывается только водно-дисперсионным составом. Никаких токсинов, только экологически чистые вещества.
  4. Что касается цвета, то жильцы сами делают свой выбор. Для спален подойдут светлые тона, детские обрабатываются яркими цветами, кухня и гостиная по желанию, в зависимости от дизайна интерьера.

Итог

Благодаря большому количеству видов красок, мы можем сопоставить их и выбрать самый лучший вариант для того или иного случая. Там, где подойдет один вид краски, не подойдет другой. Зная это, можно рационально использовать доступные ресурсы.

Эмалирование

Эмалирование — одно из эффективных средств придания художественному изделию качественно новой эстетической ценности, процесс соединения стеклокристаллического материала (эмали) с металлическим материалом, т.е. образование системы «эмаль — металл», состоящей из двух абсолютно разных материалов: ковкого пластически деформированного металла (за исключением чугуна) и стекловидной, хрупкой, не выдерживающей пластической деформации эмали, которые образуют композит.

Эмаль — легкоплавкий сплав различных цветов (слово «эмаль» заимствовано из французского языка, где оно имеет значения «плавка», «плавить»), температура плавления эмали намного ниже температуры эмалируемых металлов и сплавов, 650—900°С. Не применяется функционально самостоятельно, имеет значение только в соединении с металлом. Точнее, как материал покрытия эмаль представляет собой стекловидную застывшую массу, полученную в результате плавления или спекания и имеющую неорганический, главным образом оксидно-силикатный состав. Она наносится на металлическое изделие в порошкообразном состоянии, после чего обжигается (в один или несколько слоев) для улучшения качества поверхности и формирования новых материаловедческих, технических и функциональных свойств получаемой новой системы «металл — эмаль»1.

Главная техническая задача — это обеспечение прочного сцепления эмали с подложкой, что позволяет получить интересные в техническом отношении сочетания материалов, которые обладают определенными свойствами. Другие задачи решаются в соответствии с назначением и предъявляемыми требованиями.

Художественные эмали должны иметь температуру плавления до 860°С, быть химически стойкими к отбеливанию, обладать хорошей кроющей и адгезионной способностью, ярким цветом и блеском.

Эмаль часто рассматривается как покрытие, наносимое на металл для защиты от коррозии. Но это является только одной из задач эмалирования. Эмаль наносят для улучшения качества поверхностей и формирования новых материаловедческих, технических и функциональных свойств новой системы.

Таким образом, задачами эмалирования являются выполнение следующих функций: защиты от коррозии; оптических, механических, химических и гигиенических.

Состав и виды эмалей. Классификация по составу и технологическим характеристикам. Грунтовая эмаль — это наплавляемая или наносимая с последующим спеканием на металлический материал силикатная масса, содержащая оксиды сцепления, используемая :

  • • в качестве промежуточного слоя для покровной эмали;
  • • в определенных случаях — как единственный слой покрытия на железных материалах (только грунтованные детали). Она способствует адгезии на материале основы и служит вследствие своей специально созданной пузырьковой структуры в известной степени буферным слоем при реакциях, протекающих в процессе обжига; например, она может воспринимать выделяющийся из стали водород.

Грунтовая эмаль обеспечивает выравнивание коэффициентов термического расширения между железом и покровной эмалью, но стоит отметить, что упругое поведение зависит от модуля упругости, снижающегося под действием пузырьков.

Различают следующие виды грунтов, используемых для нанесения на чугунные изделия: спеченные (фриттованные) грунты (применяемые при мокром эмалировании), плавленые (при порошковом эмалировании) и смешанные грунты (имеющие переходные составы между плавлеными и спеченными грунтами).

Покровная эмаль — силикатный слой, наносимый в расплавленном виде на грунтовые материалы (обычная и стеклокристаллическая эмали) для защиты от коррозии и для декоративного оформления эмалевого покрытия.

Различают следующие виды покровных эмалей:

  • 1) прозрачные эмали (используются как самостоятельно, так и на грунтовую или покровную эмаль для повышения коррозийной стойкости и блеска);
  • 2) белоглушенные эмали (полупрозрачные и непрозрачные);
  • 3) цветные эмали (прозрачные и непрозрачные);
  • 4) химически стойкие эмали — кислотостойкие, стойкие к действию щелочей, стойкие к воздействию горячей воды, стойкие к атмосферной коррозии;
  • 5) специальные покровные эмали — эмали со специальными свойствами, матовые, износостойкие, светящиеся (люминесцентные), отражающие, самоочищающиеся, теплоизолирующие, декоративные и другие эмали.

Безгрунтовая эмаль — масса, наносимая непосредственно на металлы в расплавленном виде в качестве конечной отделки (облагороженный грунт, покровная композитная эмали), они объединяют в себе функции грунтовой и покровной эмалей.

Стеклокристаллическая эмаль — кристаллическая эмаль, полученная путем управляемого термического процесса.

Композитная эмаль — эмаль, в стекловидной или стеклокристаллической матрице которой содержатся другие, практически нерастворимые компоненты, которые сообщают эмалевому покрытию специфические свойства.

Процесс эмалирования включает три основных этапа: подготовку изделия, нанесение эмали и обжиг.

  • Петцолъд А., Пёшман Г. Эмаль и эмалирование.
  • Основы технологий художественной обработки материалов по видам материалов: учебник для вузов / А. И. Захаров ; под общ. ред. проф. Б. М. Михайлова ; Дизайн. Материалы. Технологии : энциклопедический словарь / под ред. В. И. Куманина, М. С. Кухта.

Общие сведения по работе с горячей эмалью для новичков.

Всем хорошего дня!

Последнее время мы наблюдаем повышенный интерес к работе с горячей эмали. Раньше с эмалью работали только художники, обучавшиеся в специализированных художественных заведениях, и нам не приходилось отвечать на самые простые и общие вопросы по работе с ней. Теперь появилась необходимость вывесить некоторые сведения и рекомендации по работе с горячей эмалью.

Это аннотация от производителя английской эмали, переведенная и доработанная нами. Повторяюсь, сведения исключительно общие и краткие, которые не ответят на все вопросы , возникающие у новичков. Но они хоть как-то помогут на начальном этапе тем, кто решил самостоятельно осваивать это искусство.

Методы нанесения

Сухой метод нанесения эмали.

Метод сухого нанесения эмали наиболее широко используемый и является предпочтительнее там, где покрытие должны быть равномерным. Металл покрывают фиксатором для эмали с помощью мягкой кисточки или распылителя. На рабочей области размещают чистый лист бумаги для сбора избыточной эмали. Небольшое количество порошковой эмали помещают в пластиковое сито. Заготовки для эмалирования размещают на бумаге, положив ее на палочки (карандаши). Все другие вспомогательные инструменты должны находиться в легкой доступности от вашей руки. Расположите сито с эмалью над заготовкой и легким постукиванием указательного пальца по ситу равномерно распределите эмаль на поверхности, на толщину примерно равную толщине металла.

На первом фото на пластину наносится специалньный фиксатор для эмали. На втором, эмаль через сито насеивают на фиксатор. Фиксатор, высыхая, удерживает эмаль. Это обеспечивает перемещение пластины, без возможных потерь эмали.

Влажный метод нанесения эмали

Это метод является предпочтительным там, где не требуется покрытия больших поверхностей. Эмалевую суспензию готовят путем перемешивания небольшого количества воды и порошковой эмали. Суспензию наносят на металлическую поверхность с помощью шпателя , кисточки. Романтичные натуры и любители винтажа могут использвать старое гусиное перо со срезанным кончиком.

После каждого из вышеуказанных методов , эмаль должна быть полностью высушена перед обжигом.

Феном эмаль сушить нельзя! Для скорейшего высыхания помещаем изделие с эмалью на верх разогретой муфельной печи.

Техники эмалирования

Для изготовления изделий с эмалью используются как современные так и традиционные техники.

Влажный способ наложения эмали может быть использован для создания дизайна непосредственно на металле или на ранее обожженном базовом слое. Это метод используется в следующих традиционных техниках.

Перегородчатая эмаль (Cloisonn)

Здесь области эмали разделены медными или серебряными перегородками, которые припаяны к основному металлу. Тип Cloisonn можно сделать, нажав на перегородке в слой необожженной эмали (интересно, но мы не пробовали

После обжига эмаль держит перегородки и берет на себя функцию жесткого припоя.

Пайка перегородок требуется не всегда, в основном на объёмах. На плоских изделиях перегородки закрепляются с помощью медицинского клея БФ, как на чистом металле, так же и на базовом слое эмали.

Витражная , пликажур

Метод, по сути такой же, как перегородчатая эмаль, но без металла — основы. Рисунок из перегородок удерживается с помощью обожженной эмали, которая располагается во время обжига на листе слюды.

Выемчатая:

фото работы мастерской «Спеха Дар»

В этой технике эмали обжигается в выемках, которые вытравливаются кислотой на поверхности металла. Так же существуют другие способы получение выемок в металле, такие как давление, гравировка, литье.

Это далеко не все способы и методы работы с эмалью.

Сухой метод нанесение эмали (насеивание) хорошо подходит для работы с трафаретами

На обожженном базовом слое можно создавать дизайн украсить цветными эмалями и жидкими препаратами драгоценных металлов, или использовать небольшие кусочки дробленой эмали, стринги (тонкие ниточки эмали). Они могут быть уложены на базовый и во время обжига в печи, когда эмаль уже начала плавится, специальным инструментом перемешивать цвета, создавая неповторимый дизайн. Этот метод может производить поразительные результаты.

Обжиг

Печь должна быть нагрета до температуры 780 — 800 ° С. , при такой температуре камера становится красного цвета. Изделия должны быть аккуратно размещены на подходящую подставку для обжига (идеальный вариант нержавеющая сталь), и вся конструкция помещается в камеру обжига с помощью шпателя или ухвата.

Дверь печи должны быть закрыты и наблюдать за обжигом можно через специальное окошечко. Поверхность эмали будет чернеть, а затем будет становиться ярко-красного цвета как камера печи и у нее появится блеск.

Подождите несколько секунд после этой точки, а затем удалить подставку из печи, разместив ее на огнеупорную площадку для охлаждения. Время обжига зависит от размера изделия, для ювелирного украшения 2-3 минуты.

После обжига все непокрытые металлические поверхности будут покрыты оксидом — окалиной. Это можно предотвратить покрывая чистые участки металла системой защиты от появления окалины T39. Средство легко смывается. В переводных книгах по эмали это средство еще называется биндер.

Отдельно, хочется остановится на температуре обжига. 800 градусов — это немного условное значение, 10 градусов ниже или выше, не сыграют трагическую роль при обжиге. При отправке в камеру изделия, температура обязательно падает на 60-80 значений, до заданного значения она будет подниматься примерно минуту. Если вы будете обжигать при температуре 750 градусов вы будете это делать чуть дольше, если выставить 850, то быстрее. Окончание обжига определяется визуально.

Контрэмаль

У металлов и эмали разные характеристики линейного расширения и после обжига есть вероятность появления трещин в слое эмали. Чтобы уравновесить напряжение в эмали и металле применяется контрэмаль, эмалирование обратной стороны изделия. В линейке эмалей Милтон Бридж есть специальная эмаль T237. Контрэмаль можно наносить как сухим так и влажным методом. Контрэмаль наносится и обжигается в первую очередь, что бы обеспечить дальнейшие удачные обжиги изделия.

Подставки для обжига

Всевозможные варианты подложек для обжига могут быть согнуты из сетки нержавеющей стали (немагнитящейся). Сетка может быть использована как плоская подставка, согнув вниз углы, вы сформируете ножки. Эта подставка может быть перевернута вверх дном и ножки используются в качестве точек опоры, при использовании контрэмали. Для обжига изделий с контрэмалью существуют специальные подставки.

подставка из сетки

подставка для обжига с контрэмалью

От себя добавим. Не стоит сразу делать шедевры. Попробуйте просто нанесьти эмаль разными способами на основу и

обжечь . Сделайте палитру имеющихся у вас цветов.

Очень полезное занятие, особенно для новичков.))

This entry was posted in Ремонт. Bookmark the <a href="https://kabel-house.ru/remont/emal-eto-kraska/" title="Permalink to Эмаль это краска" rel="bookmark">permalink</a>.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *