Электроэнергия активная и реактивная

Электроэнергия

Электроэне́ргия — физический термин, широко распространённый в технике и в быту для определения количества электрической энергии, выдаваемой генератором в электрическую сеть или получаемой из сети потребителем. Основной единицей измерения выработки и потребления электрической энергии служит киловатт-час (и кратные ему единицы). Для более точного описания используются такие параметры, как напряжение, частота и количество фаз (для переменного тока), номинальный и максимальный электрический ток.

Электрическая энергия является также товаром, который приобретают участники оптового рынка (энергосбытовые компании и крупные потребители-участники опта) у генерирующих компаний, а участники розничного рынка у энергосбытовых компаний. Цена на электрическую энергию в международной торговле обычно выражается в центах за киловатт-час либо в долларах за тысячу киловатт-часов. Электрическая энергия(электроэнергия): Способность электромагнитного поля совершать работу под действием приложенного напряжения в технологическом процессе её производства, передачи, распределения и потребления.

Промышленное производство электроэнергии

В эпоху индустриализации подавляющий объем электроэнергии вырабатывается промышленным способом на электростанциях.

Вид электростанции Доля вырабатываемой электроэнергии в России (2000 г. ) Доля вырабатываемой электроэнергии в России (2016 г. ) Доля вырабатываемой электроэнергии в мире (1973 г. ) Доля вырабатываемой электроэнергии в мире (2015 г. ) Доля энергии, преобразуемая в электрическую Доля потерь энергии при её производстве
Теплоэлектростанции (ТЭС) 67 %; 582,4 млрд кВт·ч 64,2 %; 687,8 млрд кВт·ч 75,2 %; 66,3 %;
Гидроэлектростанции (ГЭС) 19 %; 164,4 млрд кВт·ч 17,3 %; 186,7 млрд кВт·ч 20,9 % 16,0 %
Атомные станции (АЭС) 14 %; 128,9 млрд кВт·ч 18,6 %; 196,4 млрд кВт·ч 3,3 % 10,6%

В последнее время, в связи с экологическими проблемами, дефицитом ископаемого топлива и его неравномерным географическим распределением, становится целесообразным вырабатывать электроэнергию используя ветроэнергетические установки, солнечные батареи, малые газогенераторы.

В некоторых государствах, например в Германии, приняты специальные программы, поощряющие инвестиции в производство электроэнергии домохозяйствами.

> См. также

  • Электроэнергетика

Какие проблемы решают конденсаторные установки

Конечно, в первую очередь они направлены на подавление реактивной мощности, но на производстве они помогают решать следующие задачи:

  1. В процессе подавления реактивной мощности, соответственно, снижается и полная мощность, что приводит к понижению загрузки силовых трансформаторов.
  2. Питание нагрузки обеспечивается по кабелю с меньшим сечением, при этом не происходит перегрева изоляции.
  3. Возможно подключение дополнительной активной мощности.
  4. Разрешает избежать глубокой просадки напряжения на линиях электроснабжения удаленных потребителей.
  5. Применение мощности автономных дизель-генераторов идёт по максимуму (судовые электроустановки, электроснабжение геологических партий, стройплощадок, установок разведочного бурения и т. д.).
  6. Индивидуальная компенсация позволяет упростить деятельность асинхронных двигателей.
  7. В случае аварийной обстановки конденсаторная установка немедленно отключается.
  8. Автоматически включается обогрев или вентиляция установки.

Выделяют два варианта конденсаторных установок. Это модульные, применяются на крупных предприятиях, и моноблочные — для малых предприятий.

Вопросы правоприменительной практики при рассмотрении споров о порядке и условиях расчетов за реактивную энергию

(Николина О. А.) («Адвокат», 2006, N 12)

ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПРИ РАССМОТРЕНИИ СПОРОВ О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ РАСЧЕТОВ ЗА РЕАКТИВНУЮ ЭНЕРГИЮ

О. А. НИКОЛИНА

О. А. Николина, аспирантка кафедры гражданского и семейного права Московской государственной юридической академии.

Электроэнергетика является базовой отраслью экономики Российской Федерации, от надежности и эффективности функционирования которой зависит развитие экономики страны и обеспечение цивилизованных условий жизни всех ее граждан. В современных условиях в отрасли идет процесс реформирования производственных и экономических отношений, который связан с преобразованием федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) в полноценный конкурентный оптовый рынок электроэнергии и формированием эффективных розничных рынков электроэнергии, с созданием соответствующей инфраструктуры, включающей в себя системного оператора, администратора торговой системы, федеральную и региональные сетевые компании, постепенный переход от государственного регулирования тарифов на электрическую энергию к рыночному ценообразованию, недопустимость совмещения конкурентных и монопольных видов деятельности. Успех осуществляемых преобразований в энергетической отрасли, несомненно, зависит от прочной нормативной правовой базы, формирование которой должно носить опережающий характер. Основу правовых преобразований составляет комплексный по своему характеру Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ <1> «Об электроэнергетике». Однако данным Законом определены только основные направления реформирования электроэнергетики, которые носят концептуальный характер. Что касается специальных норм, определяющих широкий спектр вопросов в области электроэнергетики, в том числе основные положения функционирования оптового и розничных рынков электрической энергии, то они устанавливаются Правительством РФ. ——————————— <1> СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1177.

Правительству РФ отведена значительная роль в регулировании правоотношений в области электроэнергетики, которое по ряду вопросов должно принять около 20 нормативных правовых актов <2>. ——————————— <2> Захаров Ю. Новое в правовом регулировании электроэнергетики // Хозяйство и право. 2003. N 8. С. 11.

Поэтапный и длительный процесс реформирования отрасли обусловил издание Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ <3> «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»; Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2003 г. N 643 <4> и Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530 <5>. ——————————— <3> СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1178. <4> СЗ РФ. 2003. N 44. Ст. 4312. <5> Российская газета. 2006. 1 сент.

Анализ указанных и некоторых других нормативных правовых актов, принятых в последнее время в области электроэнергетики, позволяет констатировать наличие нового подхода законодателя к правовому регулированию отношений в сфере снабжения электрической энергией, который характеризуется появлением новой структуры договорных связей на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности), изменением субъектного состава участников указанных рынков электрической энергии (мощности). Однако в правовом регулировании энергоснабжения по-прежнему сохраняются существенные проблемы, которые обусловлены отсутствием законодательной регламентации ряда вопросов, связанных с возникновением и исполнением сторонами обязательств по договору энергоснабжения. В частности, к ним можно отнести порядок и условия расчетов за потребление и генерацию реактивной энергии. Прежде чем перейти непосредственно к обсуждению самой проблемы, необходимо ответить на вопрос: что такое реактивная энергия? В литературе отмечается, что «большинство электроприемников (все двигатели, электромагнитные устройства и т. п.), а также средства преобразования параметров электроэнергии (например, трансформаторы) в силу своих физических свойств требуют для своей работы кроме активной энергии, поступающей однонаправленно из сети в электроприемник, некоторой «обменной» энергии, которая в течение другой половины периода основной частоты сети направлена в сторону электроприемника, а в течение другой половины периода — в обратную сторону. Эта энергия, необходимая для создания энергомагнитного поля, получила название реактивной. Она не совершает никакой работы и сама по себе не в состоянии превратиться в какую-либо полезную вещь. Поэтому ее невозможно рассматривать как самостоятельный товар <6>. ——————————— <6> Железко Ю. С. О нормативных документах в области качества электроэнергии и условий потребления реактивной мощности // Электрические станции. 2002. N 6.

Известно, что реактивная энергия, поступающая из сетей потребителей в сети энергоснабжающей организации, может привести к увеличению напряжения в сети выше допустимого, т. е. к снижению качества электрической энергии. В целях предотвращения снижения качества электрической энергии в общей сети энергоснабжающие организации осуществляют комплекс мер, направленных на нормализацию условий потребления и генерацию реактивной энергии абонента, что может квалифицироваться как особого рода услуга, оказываемая абоненту энергоснабжающей организацией. Данная позиция разделяется судебной практикой. Арбитражные суды при рассмотрении соответствующих споров исходят из того, что компенсация реактивной энергии (мощности) является услугой по поддержанию графика нагрузки реактивной энергии (мощности) <7>. ——————————— <7> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31 марта 2005 г. по делу N А29-3625/2004-1э; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 4 августа 2004 г. по делу N А13-9828/03-12.

В соответствии с п. 2 ст. 544 ГК РФ порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Долгие годы правовую основу взаимоотношений потребителей электрической энергии с энергоснабжающими организациями составляли Правила пользования электрической и тепловой энергией, которые были утверждены Приказом Министерства энергетики и электрификации СССР от 6 декабря 1981 г. N 310. В указанных Правилах были определены размеры скидок (надбавок) к тарифам на электрическую энергию за компенсацию реактивной мощности в электроустановках потребителей. Приказом Минтопэнерго России от 10 января 2000 г. N 2 указанные Правила признаны не действующими с 1 января 2000 г. Кроме того, применение скидок (надбавок) к тарифам на электрическую энергию за потребление и генерацию реактивной энергии устанавливалось также разделом 3 Инструкции Госкомцен РФ и Минтопэнерго России от 30 ноября 1993 г. N 01-17/1443-11, ВК-7539 <8> «О порядке расчетов за электрическую и тепловую энергию» (далее по тексту — Инструкция). ——————————— <8> Экономика и жизнь. 1994. N 3.

В соответствии с пунктом 3.3 Инструкции в случае, если энергоснабжающая организация не привлечет потребителя к регулированию режимов работы своей сети, применяются следующие надбавки: за потребление реактивной мощности и энергии сверх установленных в договоре экономических значений — 8% (для перепродавцов электрической энергии — 6%); за генерацию реактивной энергии в сеть — 12%. Однако Приказом Минтопэнерго России от 28 декабря 2000 г. N 167 указанная Инструкция также была признана утратившей силу с 1 января 2001 г. Отсутствие нормативного правового акта по вопросу порядка расчетов за потребление и генерацию реактивной энергии является одной из причин общей тенденции роста количества споров по договорам энергоснабжения, поступающих на рассмотрение в арбитражные суды. Можно условно выделить несколько категорий споров, связанных с порядком расчетов за потребление и генерацию реактивной энергии между энергоснабжающими организациями и абонентами: о признании недействительными договоров энергоснабжения в части условий по реактивной энергии и взыскании сумм неосновательного обогащения; о взыскании задолженности за компенсацию реактивной энергии (мощности); преддоговорные споры по условиям договора энергоснабжения в части реактивной энергии (мощности). Сложившаяся судебная практика по разрешению указанных споров показывает, что арбитражные суды сталкиваются с трудностями при их рассмотрении, поэтому представляется полезным провести анализ данной проблемы на примере конкретных дел. Рассмотрим арбитражную практику разрешения споров о признании недействительными условий договора энергоснабжения в части оказания услуг по компенсации реактивной энергии (мощности) и взыскании сумм неосновательного обогащения с энергоснабжающих организаций. В Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) обратилось ОАО «Алданзолото» с исковым заявлением к ОАО АК «Якутскэнерго», в котором просило признать недействительным часть условий договоров на энергоснабжение, содержащих экономические значения и технические пределы потребления реактивной энергии, а также условия о плате за 1 квар. ч. и взыскании сумм неосновательного обогащения. При этом истец полагал, что поскольку тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию, то энергоснабжающая организация и абонент своим соглашением не вправе устанавливать в договоре обязанность для последнего уплачивать надбавку за потребление и генерацию реактивной энергии, у энергоснабжающей организации отсутствуют правовые основания устанавливать для абонентов экономические значения и технические пределы потребления реактивной энергии, определять скидки и надбавки к тарифу за компенсацию реактивной мощности. Изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. По условиям договоров ОАО АК «Якутскэнерго» не осуществляет поставку реактивной энергии абоненту, а выполняет функции по преобразованию реактивной энергии, поступающей от абонента, в целях предотвращения снижения качества электроэнергии в общей сети. Реактивная энергия, поступающая из сетей потребителей в сети энергоснабжающей организации, может привести к увеличению напряжения в сети выше допустимого, т. е. к снижению качества электрической энергии выше допустимого. Плата, взимаемая за реактивную энергию, не включается в тариф на электрическую энергию и не подлежит регулированию в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации». Апелляционная инстанция Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) оставила решение суда без изменения, указав при этом, что поскольку истец, заключая спорные договоры энергоснабжения, согласился оплачивать ответчику преобразование реактивной энергии, оплачивал ее в соответствии с договором, его условия не могут быть признаны судом недействительными в порядке ст. 168 ГК РФ, так как их содержание не находится в противоречии со ст. 424 ГК РФ и Федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации». Аналогичным образом складывается практика рассмотрения указанных споров, когда требования заявлены относительно взыскания сумм неосновательного обогащения <9>. Так, Санкт-Петербургская Пригородная квартирно-эксплуатационная часть обратилась в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ОАО «Ленэнерго» о взыскании сумм неосновательного обогащения. ——————————— <9> Постановления ФАС Северо-Западного округа от 4 августа 2004 г. по делу N А13-9828/03-12, от 5 октября 2005 г. по делу N А13-6784/04-13; Постановление ФАС Уральского округа от 6 октября 2004 г. по делу N Ф09-3289/04-ГК.

Истец полагал, что ответчик необоснованно включил в счета-фактуры, выставленные по договору энергоснабжения, надбавку за реактивную энергию, и на основании ст. 1102 ГК РФ, просил взыскать с ответчика суммы неосновательного обогащения, составляющие излишне уплаченную истцом сумму за генерацию и потребление электрической энергии согласно выставленным энергоснабжающей организацией счетам-фактурам. Решением суда в иске было отказано. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа согласился с принятым по делу судебным актом и указал, что ОАО «Ленэнерго» не поставляет абоненту реактивную энергию, а напротив, выполняет функции по преобразованию реактивной энергии, поступаемой от абонента, в целях предотвращения снижения качества электроэнергии в общей сети. Поскольку оплата реактивной энергии сверх установленных договором экономических значений, а также генерируемой реактивной энергии в сеть энергоснабжающей организации производились в соответствии с условиями договоров, не противоречащими ст. 424 ГК РФ и Федеральному закону «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», то взыскиваемая сумма не может рассматриваться как неосновательное обогащение. В настоящее время сложившаяся судебная практика по указанному вопросу подтверждает допустимость включения в договор энергоснабжения условий об оплате реактивной энергии по соглашению сторон, а также соответствие этих условий нормам действующего законодательства. Таким образом, взаимоотношения энергоснабжающей организации и абонента, касающиеся взимания платы за превышение пределов потребления и генерации реактивной энергии, в связи с отсутствием четкой нормативной регламентации могут быть урегулированы соглашением сторон. Как правило, на практике соглашение между энергоснабжающей организацией и абонентом о порядке и размере оплаты реактивной энергии оформляется приложением к договору энергоснабжения, в котором устанавливаются экономические значения и технические пределы потребления реактивной энергии, а также стоимость 1 квар. ч. реактивной энергии. Но даже наличие в договоре энергоснабжения подобных условий не исключает возможность возникновения в дальнейшем споров о взыскании задолженности за компенсацию реактивной энергии (мощности). В качестве примера можно привести следующее дело. ОАО АК «Якутскэнерго» обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением о взыскании с ОАО ХК «Якутуголь» долга за реактивную энергию по договору энергоснабжения. Ответчик не согласился с исковым заявлением и указал, что приложения к договору энергоснабжения, согласованные сторонами, об оплате за генерацию реактивной энергии не соответствуют требованиям Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию» и постановлениям Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия), в связи с чем являются недействительными (ничтожными). Правовые основания для взимания дополнительной платы за реактивную энергию, сверх тарифов, установленных Региональной энергетической комиссией Республики Саха (Якутия) отсутствуют, а предъявляемые истцом требования являются незаконными. Суд, рассмотрев требования истца по существу, пришел к выводу, что подписанное сторонами приложение N 6 к договору энергоснабжения, предусматривающего плату за реактивную энергию, не противоречит положениям п. 1 ст. 422, п. 1 ст. 424 ГК РФ, Федеральному закону «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», поскольку ОАО АК «Якутскэнерго» осуществляло функции по преобразованию реактивной энергии, поступающей от абонента, в целях предотвращения снижения качества электроэнергии в общей сети. Таким образом, согласованные сторонами условия договора энергоснабжения, касающиеся реактивной энергии, несмотря на отсутствие соответствующего нормативного правового акта, позволяют энергоснабжающей организации обосновать правомерность предъявления к абоненту требований об оплате стоимости услуг по компенсации реактивной энергии и взыскивать соответствующую задолженность в судебном порядке. Вместе с тем анализ практики показывает, что обоснование соответствующих требований в достаточной степени и исключение всех связанных с этим проблем для энергоснабжающей организации не всегда возможно. Как правило, энергоснабжающие организации включают в направляемые абонентам оферты договоров энергоснабжения условия, предусматривающие оплату реактивной энергии. Однако достаточно часто абоненты, располагающие сведениями об отмене указанной выше Инструкции, не дают согласия на включение указанных условий в договор энергоснабжения, что влечет возникновение преддоговорных споров, которые обычно инициируются абонентами на основании ст. ст. 445 и 446 ГК РФ, и реже энергоснабжающими организациями, при наличии соответствующих соглашений сторон. Результатами рассмотрения указанных споров становятся решения арбитражных судов о принятии спорных условий в редакции абонентов. То есть условия об оплате реактивной энергии в договор энергоснабжения не включаются, в связи с чем энергоснабжающая организация лишается возможности в дальнейшем обосновывать правомерность своих требований об оплате реактивной энергии. Так, Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) было рассмотрено дело по заявлению ОАО ХК «Якутуголь» к ОАО АК «Якутскэнерго» об урегулировании разногласий по договору энергоснабжения в части условия, содержащего расчет помесячных значений потребления реактивной энергии (мощности) и размер платы за услуги по преобразованию реактивной энергии. Истец просил принять спорное условие в предложенной им редакции, т. е. исключить его из содержания договора. Энергоснабжающая организация не согласилась с принятием спорного условия в редакции абонента, полагая, что, несмотря на отсутствие нормативного правового акта о порядке расчетов за реактивную энергию, реактивная энергия как физическое явление существует. Вследствие этого оплата за генерацию электрической энергии должна производиться на условиях, установленных соглашением сторон. Рассмотрев дело по существу, суд сделал вывод о принятии спорного условия договора энергоснабжения в редакции абонента, поскольку соглашение об оплате реактивной энергии сторонами достигнуто не было, а действующим законодательством такая обязанность абонента не предусмотрена. Исходя из вышеуказанного можно утверждать, что отсутствие в настоящее время нормативного правового акта, регулирующего вопросы порядка расчетов за потребление и генерацию реактивной энергии (мощности), образует существенный пробел в правовом регулировании отношений по энергоснабжению. Это не может не являться причиной возникновения споров между энергоснабжающими организациями и абонентами и проблем в правоприменительной практике, осложняет процесс доказывания энергоснабжающими организациями правомерности своих требований к абонентам об оплате стоимости реактивной энергии, а также делает невозможным определение размера соответствующей платы. В контексте обозначенных проблем, учитывая технологические особенности договора энергоснабжения, одним из направлений дальнейшего совершенствования энергетического законодательства должно стать принятие специального нормативного акта, с необходимой эффективностью регламентирующего вопросы оплаты электрической энергии, в том числе реактивной энергии.

Раздел 3. Энергетические мощности

Строка 55. Двигатели тракторов
Строка 56. Двигатели комбайнов и самоходных машин
Строка 57. Двигатели автомобилей
Строка 58. Прочие механические двигатели
Строка 59. Электродвигатели и электроустановки
Строка 60. Рабочий скот в пересчете на механическую силу
Строка 61. Всего энергетических мощностей

В разделе 3 распределение мощностей по группам двигателей (двигатели тракторов, комбайнов, самоходных машин, автомобилей, электродвигатели и электроустановки, прочие механические двигатели) производится независимо от того, смонтированы двигатели на передвижных рабочих машинах, установках и агрегатах или являются стационарными двигателями, обслуживающими неподвижные установки.

Размер энергетических мощностей определяется как суммарная мощность механических, электрических двигателей и мощность живой тягловой силы, обслуживающих производственный процесс.

Строка 55. Двигатели тракторов

По тракторам, комбайнам и автомобилям энергетические мощности определяются путем умножения наличия двигателей каждой марки на их номинальную мощность (Приложение 1).

(Приказ Росстата от 29.07.2011 N 336)

Строка 56. Двигатели комбайнов и самоходных машин

По строке 56 (двигатели комбайнов и самоходных машин) отражается мощность двигателей всех самоходных комбайнов (как зерноуборочных, так и других), а также самоходных свеклоуборочных машин, свеклопогрузчиков, косилок, косилок — плющилок и другой самоходной техники.

(Приказ Росстата от 29.07.2011 N 336)

Строка 57. Двигатели автомобилей

По строке 57 учитываются двигатели автомобилей только производственного назначения: грузовых, тягачей, самосвалов, фургонов, цистерн, самопогрузчиков, загрузчиков сеялок, ветеринарных и зообиологических лабораторий, авто- и маслозаправщиков, автомобилей — мастерских, агрегатов технического обслуживания и других технических устройств, смонтированных на шасси автомобиля. Кроме того, в указанной строке отражаются пикапы и грузопассажирские автомобили марок ГАЗ, УАЗ, ПАЗ, РАФ, транспортные средства для перевозки звеньев и бригад рабочих к месту проведения работ и только те автобусы, которые в основном используются для доставки людей на работу.

Не включаются в расчет автобусы, санитарные, пожарные, легковые и другие автомобили непроизводственного назначения.

(Приказ Росстата от 29.07.2011 N 336)

Строка 58. Прочие механические двигатели

По строке 58 приводятся сведения по прочим механическим двигателям, к ним относятся тепловые, ветровые двигатели внутреннего сгорания (дизельные, бензиновые) и другие двигатели производственного назначения, не вошедшие в группы двигателей тракторов, комбайнов и автомобилей.

(Приказ Росстата от 29.07.2011 N 336)

Строка 59. Электродвигатели и электроустановки

По строке 59 указывается мощность электродвигателей и электроустановок, которая определяется как сумма мощностей электродвигателей и электроустановок, обслуживающих производственный процесс. Перевод суммарной мощности электродвигателей и электроустановок из киловатт в лошадиные силы осуществляется путем умножения этой мощности на коэффициент 1,36.

(Приказ Росстата от 29.07.2011 N 336)

Строка 60. Рабочий скот в пересчете на механическую силу

По строке 60 отражается живая тягловая сила, к которой относятся рабочие волы, буйволы и лошади старше трех лет, занятые в сельском хозяйстве. Сведения о количестве рабочего скота берут из итогов инвентаризации скота на 1 января.

Для перевода рабочего скота в механические лошадиные силы следует использовать соответствующий коэффициент:

Лошадь старше трех лет 0,75
Буйвол рабочий 0,60
Рабочий вол 0,50

(Приказ Росстата от 29.07.2011 N 336)

Строка 61. Всего энергетических мощностей

Строка 61 определяется как сумма строк 55, 56, 57 , 58, 59, 60.

cтр.61 = стр.55 + стр.56 + стр.57 + стр.58 + стр.59 + стр.60

(Приказ Росстата от 29.07.2011 N 336)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМИ МОЩНОСТЯМИ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКОЙ

Цель проведения практического занятия заключается в формировании у студентов практических навыков в области определять энергообеспеченность и энерговооруженность, обеспеченность тракторами и различными видами сельскохозяйственных машин.

Материально-техническая база сельского хозяйства охватывает совокупность используемых в этой отрасли средств производства, т.е. всю «энергетику» хозяйства и машинно-тракторный парк. От обеспеченности хозяйства энергетическими мощностями, от укомплектованности их шлейфом сельскохозяйственных машин зависят во много конечные результаты производства.

Укрепление материально-технической базы сельского хозяйства, эффективное использование производственного потенциала отрасли является важнейшим условием повышения эффективности производства.

Механизация сельского хозяйства – это процесс замены ручного труда машинным, менее современных машин более современными, разрозненных машин системой машин.

Существует три уровня механизации:

– частичная, охватывающая отдельные процессы производства при сохранении значительной доли ручного труда;

– комплексная, при которой все процессы механизируются, но со­храняется ручное управление машинами;

– автоматизация – применяются устройства, позволяющие без участия человека осуществлять, контролировать и регулировать производственные процессы.

Для определения уровня механизации отдельных производ­ственных процессов и производства конкретной продукции или от­расли используют ряд показателей.

Уровень механизации (Ум) отдельных производственных процес­сов определяют отношением объема работ, выполненных с помо­щью технических средств, к общему объему работ:

(3.1)

где Ом – объем механизированных работ, га, т;

Ооб – общий объем работ, га, т

В животноводстве уровень механизации каждого процесса опре­деляется отношением численности поголовья, обслуживаемого с помощью средств механизации (Пм), к общему поголовью (Поб):

(3.2)

Общий уровень механизации производства конкретного вида продукта или отрасли (Уоб) можно рассчитать по формуле:

, % (3.3)

где Д – доля отдельных видов работ в общих затратах труда, %.

При определении общего уровня механизации производства продукции можно применять и другой способ:

(3.4)

где Зтм – затраты труда на механизированных работах, чел.-ч;

Зтоб – общие затраты труда, чел.-ч.

Косвенным показателем уровня механизации в растениеводстве может служить плотность механизированных работ – это объем механизированных работ в условных эталонных гектарах на 1 га пашни или посевов.

Непременным условием комплексной механизации сельского хозяйства являются создание и внедрение системы машин. Под сис­темой машин понимают комплекс разнородных рабочих машин, последовательно включаемых в производство продукции на всех его стадиях.

Основой комплексной механизации сельского хозяйства явля­ются энергетические ресурсы, которые представляют собой мощ­ности механических, электрических двигателей тракторов, комбайнов, автомобилей, электроустановок, других механических двигателей и численность рабочего скота в пересчете на механическую силу. Общая мощность всех энергетических ресурсов выражается в лоша­диных силах (л. с.).

При определении мощности энергетических ресурсов мощность электродвигателей и электроустановок переводится в лошадиные силы по соотношению 1 кВт = 1,36 л. с., 1 л.с. = 0,736 кВт.

Для перевода в лошадиные силы следует пользоваться коэффи­циентами: рабочая лошадь – 0,75 л. с.; рабочий вол – 0,50 л. с.; рабочий буйвол – 0,60 л. с.; взрослый верблюд – 0,75 л. с.; рабочий осел – 0,50 л. с.

Показателями, характеризующими обеспеченность сельского хозяйства энергетическими ресурсами, являются энергообеспеченность и энерговооруженность. Эти показатели используются при характеристике процесса интенсификации сельского хозяйства.

Энергообеспеченность– это количество энергетических мощностей приходящихся в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий или на 100 га пашни:

(3.5)

где Эоб – энергообеспеченность, л.с. (кВт)/га;

Эм – всего энергетических мощностей, л.с. (кВт);

S с.-х. уг. – площадь сельскохозяйственных угодий, га.

Энерговооружённость(Эв) представляет собой мощность энерге­тических ресурсов в расчете на одного среднегодового работника (Тр):

(3.6)

Повышение уровня энергообеспеченность и энерговооружённости способствует росту производительности труда в отрасли.

Среди энергетических ресурсов важное место занимает электрификация сельскохозяйственного производства, она способствует повышению комплексной механизации и автоматизации в сельском хозяйстве и эффективно применяется в животноводстве, тепличном овощеводстве, а также в социальной сфере аграрного сектора.

Основными показателями обеспеченности сельского хозяйства электроэнергией выступают электрообеспеченность и электровооруженность труда.

Электровооруженность труда характеризуется количеством потребленной на производственные цели электроэнергии кВт.-ч. в расчете на среднегодового работника.

Электрообеспеченностьсельскохозяйственного производства представляет собой количество потребленной на производствен­ные цели электроэнергии в кВт-ч., в расчете на 100 га сельскохозяйственных

Задание 1. Определить по данным годового отчета энергообеспеченность и

энерговооруженность, сделать сравнение со средними данными по

области и написать выводы.

Наличие энергетических ресурсов и их мощность исчисляют по данным годового отчета, результаты расчетов заносят в таблицу 3.1.

Таблица 3.1 – Обеспеченность энергетическими ресурсами

Показатели По району По области
Всего энергетических мощностей, л.с. Площадь сельскохозяйственных угодий, га Среднегодовая численность работников, чел. Энергообеспеченность, л.с./100га Энерговооруженность туда, л.с./чел.

РАСЧЕТЫ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВЫВОДЫ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.Определить структуру энергомощности хозяйства. Рассчитать

показатели, характеризующие уровень энергообеспеченности и

энерговооруженности сельскохозяйственного предприятия.

Порядок выполнения задания

1. Выбрать вариант задания из табл. А1 и табл. А2 приложения А.

2. Рассчитать структуру энергомощности хозяйства (таблица 3.2).

3. Рассчитать уровень энергообеспеченности и энерговооруженности сельскохозяйственного предприятия (заполнить табл. 3.3).

4. По результатам работы сделать выводы.

Таблица 3.2 – Структура энергетических мощностей (вариант_____)

Виды энергетических ресурсов л.с. в % к итогу
Двигатели комбайнов
Тракторные двигатели
Двигатели автомашин
Электроустановки
Прочие двигатели
Рабочий скот (в пересчете на механическую силу)
Всего энергетических мощностей

РАСЧЕТЫ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица 3.3 – Обеспеченность энергетическими ресурсами (вариант_______)

Показатели Значение
Площадь сельскохозяйственных угодий, га
Среднегодовая численность работников, чел.
Всего энергетических мощностей, кВт
Энергообеспеченность, кВт/100га
Энерговооруженность, кВт/чел.
Электрообеспеченность, кВт.-ч /100 га
Электровооруженность, кВт.-ч/чел.

Задание 3. Определение обеспеченности хозяйства тракторами и основными

видами сельскохозяйственных машин.

Работа выполняется в форме деловой игры. Все студенты группы разбиваются на 4-5 звеньев, имитирующих инженерную службу хозяйства. Звеньевой в роли главного инженера назначает из членов звена ответственных за тракторный парк (инженер по тракторам), за парк комбайнов, и за парк сельскохозяйственных машин (инженеры по сельскохозяйственным машинам).

Оснащенность хозяйства тракторами и сельскохозяйственными машинами в растениеводстве выражается в штуках:

– по тракторам физическим и эталонным на 1000 га пашни;

– по специальным машинам на 1000 га посева культур;

– по машинам общего назначения на 1000 га пашни.

Нормативная оснащенность берется из приложения Б. В зависимости от условий района нормативы можно скорректировать на 20 процентов. Обоснование корректировки должно быть сформулировано звеньевым.

В соответствии с назначенной ролью каждый из «инженеров» делает расчеты по своей группе машин. Исходную информацию дает преподаватель. Возможен и такой вариант, что студенты, заранее зная характер задания, работают по материалам своего хозяйства.

Рассчитанные фактические показатели оснащенности сравниваются с нормативными показателями. Коэффициент обеспеченности определяется отношением фактической оснащенности к нормативной.

Результаты расчетов докладываются «главному инженеру», обсуждаются, после чего заносятся в таблицу 3.4.

После определения коэффициентов обеспеченности каждый из «инженеров» рассчитывает количество недостающей техники. Методика расчета заключается в следующем. Из норматива по данной машине вычитается фактическая оснащенность, а разность умножается на площадь, деленную на тысячу. Например, в СПК «Заря» площадь под зерновыми составляет 1900 га, на 1000 га посева по расчетам приходится 7,7 зерноуборочных комбайнов.

Таблица 3.4 – Обеспеченность предприятия основными машинами

Тракторы, комбайны, сельскохозяйственные машины Оснащенность хозяйства Норматив по ЦР Коэффициент обеспеченности
На 1000 га пашни условных эталонных тракторов, шт.
На 1000 га пашни тракторов: – типа Т-150К – типа МТЗ-80 – типа ДТ-75М
На 1000 га посева зерновых сеялок
Комбайнов: – на 1000 га посадки картофеля – на 1000 га посева льна
На 1000 га пашни: – плугов общего назначения – культиваторов для сплошной обработки – катков

Расчет ведется в следующем порядке (9,7–7,7) = 3,8. Следовательно, хозяйству до норматива не хватает 4 комбайнов.

Все расчеты сводятся в заявку, в которой дается письменное обоснование на приобретение техники.

В заключении каждый звеньевой, он же «главный инженер» докладывает преподавателю, который выступает в роли распорядителя поставок техники.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается сущность механизации сельского хозяйства?

2. Как определить уровень механизации?

3. Что подразумевает под собой понятие энергетические ресурсы?

4. Какие показатели характеризуют обеспеченность сельского хозяйства энергетическими ресурсами?

5. Как определяется энергообеспеченность в хозяйстве?

6. Что такое структура энергетических мощностей?

7. В чем суть методики определения обеспеченности хозяйства тракторами, комбайнами?

This entry was posted in Ремонт. Bookmark the <a href="https://kabel-house.ru/remont/elektroenergiya-aktivnaya-i-reaktivnaya/" title="Permalink to Электроэнергия активная и реактивная" rel="bookmark">permalink</a>.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *