Барельеф

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Гелла_Чара Барельеф в интерьере

Настенные барельефы это один из видов архитектурного декора. Сложные художественные композиции позволяют предать зданию неповторимый образ.


Слово барельеф происходит от французского bas-relief и означает низкий рельеф, к котором само изображение выпукло выступает над плоскостью не более, чем наполовину собственного объема.
Существует еще одна разновидность — Горельеф (франц. haut-relief) — это высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема.
Таким образом барельеф — это, по сути, объемная картина или скульптура на стене.

С древнейших времен барельефы украшают здания. Вы только посмотрите знаменитые барельефы на стенах храма Вишну и других индийских храмов. Уму не постижимо! Как люди в древности создавали все это практически голыми руками?..


Барельеф — успение Богородицы, Ростов Великий


Раньше барельефы делали на домах только уважаемых и почетных людей. Аристократы украшали свои усадьбы и загородные дома дорогими и изысканными барельефами. Для работы они нанимали самых опытных мастеров. Внешний вид особняка говорил о достатке и положении человека в обществе.
В советской архитектуре барельефы нашли широкое распространение в зданиях и сооружениях, станциях метрополитена, павильонах ВДНХ, на стенах кинотеатров и т.п.

Широкое распространение получил барельеф на памятниках. Это еще один способ придать незабываемый образ, довольно непримечательному и скромному памятнику.

Этот барельеф Высоцкому находится в Галерее искусств Российской академии художеств

Старый дом с барельефами на Кропоткинской

Барельефы в метро и т.д.

Сегодня настенные барельефы используют и как элемент декора интерьера квартиры, с помощью которого можно воссоздать в доме атмосферу древней Греции или тихую умиротворённость русской княжеской усадьбы…
С помощью недорогих материалов (таких как гипс, объемная штукатурка и др.) можно создать в своем доме неповторимый шедевр.

Барельеф может быть выполнен в виде отдеьного элемента декора, как собственно картина. Так же он может быть не ограничен рамой как картина, а выполнен по типу росписи на стене, или, например, выделен цветом… Вариантов много и как здорово, что сегодня все это очень доступно. Можно заказать все, что угодно!

Барельеф кроме декоративной может иметь и чисто практическую функцию. Например, барельефная композиция способна скрыть неустранимые изъяны поверхности стены. В общем масса приёмов декора и всевозможных красивостей.

Барельефы в архитектуре и интерьере

Существуют и другие виды рельефных изображений:

  • Горельеф – скульптурное изображение, которое выступает над плоскостью более чем на половину объёма.
  • Контррельеф – углубленный рельеф, применяется как матрица для создания литых барельефов.
  • Койланаглиф – углубленный рельеф, который имеет вид вырезанного на плоскости контура. Характерен для архитектуры Древнего Египта.
  • Маскарон – рельефное изображение человеческого лица в виде маски.

Первыми барельефами человеческой цивилизации можно назвать наскальную живопись эпохи палеолита. Это были изображения, высеченные первобытным человеком на каменных поверхностях.

Технику рельефной резьбы использовали многие народы мира. Жители Древнего Египта и Месопотамии изображали на барельефах сцены из своей жизни, обряды и важные события. Благодаря этим изображениям специалисты могут восстановить ход многих исторических событий.

Барельеф. Древний Египет

В Древней Греции и Древнем Риме барельефами украшали фронтоны храмов. Тот, кто побывал в Индии, мог видеть высеченные в камне эротические барельефы в храмах Кхаджурахо, возведенных в IX-XII веках. Прекрасным образцом барельефной техники являются знаменитые барельефы средневековых флорентийских монастырей.

Фрагмент флорентийского барельефа

Барельеф характерен для многих архитектурных стилей: готики, барокко, ампира, классицизма, модерна и их смешений.

Барельефы, как и скульптура, являются неотъемлемым архитектурным элементом готического стиля, преобладавшего в средние века. Они украшают фасады католических храмов по всей Европе и являются не просто элементами архитектурного декора. Их основное предназначение – донести Святое писание до простых людей, которые не умели читать. На таких барельефах изображались библейские сюжеты, а также фигуры святых и праведников. Великолепный пример такого барельефа – захватывающие дух бронзовые изображения на главных дверях Миланского собора.

Фрагмент бронзового барельефа на дверях Миланского собора

Для стиля барокко, преобладавшего в архитектуре XVII-XVIII веков, также характерно обилие скульптурных и барельефных изображений. Они служили для того, чтобы подчеркнуть роскошь интерьера. Как правило, для их создания использовались мифологические сюжеты.

В стиле Петровского барокко выполнены двадцать девять барельефов на фасаде Летнего дворца в Санкт-Петербурге.

Примером барельефа в стиле «модерн» служат рельефные изображения на здании гостиницы «Метрополь» в Москве.

В настоящее время барельефы используются не только для украшения зданий общественного назначения, но и в частных интерьерах.

Для создания барельефа используются различные материалы: камень, гипс, глина, дерево, металл, декоративная штукатурка, полистирол и др.

Выполненный с высоким художественным вкусом барельеф, безусловно, украсит интерьер жилого помещения или офиса, уютного кафе или фойе театра, фасад загородного дома или общественного здания.

Пример использования барельефа в современном интерьере с элементами барокко

Рельефные лепные украшения

Искусство создания гипсовых рельефов знакомо человечеству ни одну тысячу лет. На сохранившихся стенах храмов Древней Греции можно видеть подобные декоративные элементы, изображающие богов, сцены охоты, пиры и баталии. С тех пор рельефные гипсовые изображения не потеряли своей актуальности, оставаясь популярными в Средние века и даже в современное время.

Что такое гипсовый рельеф

Этот лепной декор за счет своей фактуры создает иллюзию объема, поэтому его часто сравнивают с ожившей живописью. Существует несколько видов рельефных изображений:

  • контррельеф – негатив с объемного рисунка;
  • койланоглиф- изображение, выполненное в виде контура, углубленного внутрь лепнины;
  • барьельеф — низкое рельефное изображение, выступающее над уровнем поверхности не более чем на половину высоты;
  • горельеф – высокое выпуклое изображение, выполненное в виде скульптур или их композиций, закрепленных на плоской поверхности.

Такие украшения — это настоящие произведения искусства, способные украсить любое здание или помещение. В некоторых случаях применяется сочетание объемного гипсового декора с другими материалами: бронзой, камнем, керамической плиткой, деревом.

Эти декоративные элементы зачастую окрашивают, тонируют, патинируют, бронзируют, украшают серебрением и позолотой. Такое дизайнерское решение позволяет добиться сходства лепнины с мрамором, камнем, слоновой костью и другими более дорогими материалами. Все это значительно расширяет возможности применения гипса. Рельефными поверхностями могут украшаться различные лепные элементы — фризы, плинтуса, потолочные розетки. Иногда изготавливают целые гипсовые панно или картины. Горельефы зачастую монтируют в ниши.

Как изготавливают гипсовые рельефные элементы

Изготовление этих элементов начинается с создания проекта или эскиза, по которому будет изготовлена лепнина. Это может быть как авторская работа, так и имитация известного произведения искусства. Вначале модель будущего рельефа изготавливают из пластилина или глины. Затем со слепка снимают черновую форму, которая впоследствии будет применяться для отливки.

Полученное гипсовое изделие подвергается доводке и прорисовке мелких деталей. Затем с него снимается чистовая форма, используемая для изготовления рельефа. Для украшения больших помещений можно сделать несколько одинаковых отливок.

Место прикрепления украшений тщательно очищают от краски и побелки. Затем на ровной поверхности делаются засечки, чтобы лепнина лучше держалась. Небольшие изделия устанавливают на клей или гипсовый раствор. Крупные элементы крепят с помощью метизов. С тыльной поверхности украшений монтируются петли из металла, одеваемые во время установки на шурупы. Места крепления впоследствии маскируются гипсом, который не только делает крепление незаметным, но и предотвращает появление ржавчины.

Иногда рельефные гипсовые изображения покрывают лаком или воском. Это делает лепнину более устойчивой к влаге, перепадам температуры и другим неблагоприятным факторам, а также значительно облегчает уход за декоративными элементами.

Современные технологии позволяют каждому человеку иметь дома подобные произведения искусства. Специалисты по работе с лепниной творят настоящие чудеса, украшая стены изысканными рельефами.

Энциклопедия Технологий и Методик

Технологии по Декору

Отделочные технологии

Гипсовый рельеф

При ремонте жилых помещений обломки сухой штукатурки идут на свалку. А ведь это прекрасный материал для декоративных изделий. Сухую штукатурку — гипс, оклеенный картоном,- строители называют еще гипсокартоном. Выпускается он листами длиной от 250 до 480 см, шириной — от 60 до 120 см и толщиной — от 0,8 до 2,5 см.

Гипс — материал необратимый. Гипсовое изделие может пролежать в воде многие годы и остаться целым. Правда, оно станет мягким, податливым ножу и стамескам. Этим свойством и воспользовались мастера гипсового рельефа. В их умелых руках бросовый материал преображается до неузнаваемости. С помощью простейших инструментов и несложных приспособлений из обрезков гипсовых плит изготавливают рельефные бордюры карнизов, потолочные розетки, настенные панно. Все эти декоративные изделия могут украсить не только ваше жилище, но и офис, вестибюль, зал менеджера и любые аппартаменты. Расскажем, как выполняется гипсовая резьба.

Выбрав из обломков сухой штукатурки самые крупные куски, осторожно опилите мелкозубой ножовкой их края. Затем снимите с лицевой стороны картон, предварительно смочив его теплой водой. Без картона сухая штукатурка становится ломкой, обращаться с ней нужно осторожно. Чтобы не сломать заготовку, наклейте ее на жесткую основу: толстый картон, фанеру, оргалит или древесно-стружечную плиту.

Для работы вам потребуются резаки, кольцевые резцы и скребки. Сделайте их из пришедших в негодность ножовочных полотен. Сначала при температуре 750-780°С отожгите полотна — нагрейте их до красного цвета. Именно этот цвет, называемый кузнецами красно-калом, соответствует указанной температуре. Остудите полотна на воздухе, разрежьте на заготовки и изготовьте из них инструменты, показанные на рисунке 4 А.

Заточенные детали вставьте в деревянные колодки, предварительно сделав в них пропилы. Просверлите отверстия под заклепки, извлеките резаки из колодок и закалите их режущие части при температуре примерно 800°С. Обычно такую температуру имеет сталь, раскаленная до светло-красного цвета. Нагретую заготовку опустите строго вертикально в воду. После закалки сталь станет твердой, но в то же время и хрупкой. Чтобы снизить внутрикристаллическое напряжение, нагрейте заготовки до появления на поверхности металла светло-желтого (соломенного) цвета побежалости, а потом сразу же опустите в машинное масло. После отпуска (так называется эта операция) инструменты тщательно протрите, вставьте (кроме кольцевых резцов) в пропилы деревянных колодок и закрепите клепкой. Кольцевые резцы вставляются в круглые деревянные ручки.

Теперь можно приступить к работе.

Скребками, имеющими прямоугольный изгиб, вырезают в гипсовой плите канавки с разнообразными профилями (рис. 4 Б). Канавки выбирают постепенно, несколько раз проводя по одному и тому же участку. Чтобы канавки были ровными, используйте деревянную линейку. Кольцевые канавки получают с помощью скребков, укрепленных на вращающихся деревянных рейках. Кольцеобразные резаки применяют, когда нужно получить глубокую канавку. Скребком с вогнутой режущей частью вырезают круглые профилированные лунки (рис. 4 Б, справа). Резаки, показанные на рисунке 4 В, используют для прорезания контуров рельефов, проработки отдельных деталей, а также в качестве скребков для окончательной отделки.

А теперь попробуем освоить приемы резьбы по гипсу на примере розетки под висячий светильник (рис. 1). В зависимости от высоты потолка она может быть диаметром от 25 до 40 см. Желательно для нее иметь целую заготовку толщиной 2,5 см. Если же вам не удастся подобрать кусок сухой штукатурки такого размера, соберите его из нескольких частей. Нужную толщину можно получить, склеив заготовку из двух-трех слоев тонкой сухой штукатурки.

Проследим, как выполняется резьба собранной из четырех частей розетки.

Уложите лист штукатурки на ровную поверхность стола. В центре начерченного карандашом круга просверлите отверстие. На деревянной рейке закрепите шурупами фигурный скребок. Режущая часть его должна соответствовать профилю канавок и валиков, которые вы хотите вырезать на гипсовой плите. Установив рейку со скребком на гвозде, вставленном в центральное отверстие, обильно смочите губкой гипсовую плиту. Как только гипс пропитается водой, можно начинать работу. Вращая скребок по кругу и углубляя его в гипс, вы получите валики нужной конфигурации (рис. 4 А). В процессе работы не забывайте удалять щеткой или широкой щетинной кистью гипсовые крошки. Постоянно следите, чтобы гипс был хорошо увлажнен.

Следующая операция — нанесите карандашом контуры лепестков и прорежьте их резаком (рис. 1 Б). Затем выберите фон вокруг лепестков и окончательно доведите каждый из них до нужной конфигурации (рис. 1 В). В той же последовательности выполняется резьба верхнего, меньшего по диаметру круга.

Розетки могут быть не только круглыми, но и, например, квадратными, со скругленными углами (рис. 2). Обычно заготовку для квадратной розетки склеивают из двух слоев гипсокартона. Желательно, чтобы нижний слой состоял из целого куска. Для резьбы используют кольцевые резцы — ими выбирают гипс в углубленных элементах орнамента, а также различные скребки — ими обрабатывают рельефный контур.

На потолке розетку крепят шурупами и гипсовым раствором. Чтобы шурупы не ржавели, их предварительно покрывают тонким слоем лака. В гипсовом изделии отверстия сверлят с таким расчетом, чтобы шляпки шурупов утонули в них. Прежде чем окончательно посадить розетку на шурупы, поверхности деталей, соприкасающиеся друг с другом, а также с потолком, смазывают жидким гипсовым раствором. Чтобы обеспечить более надежное сцепление материалов, стыки деталей смачивают водой. Закрепив розетки на потолке, гипсовым раствором замазывают щели в стыках, а также углубления, сделанные под шурупы. Белят розетки вместе с потолком во время ремонта квартиры.

И еще совет: однотонные рельефы располагайте на стенах с боковым освещением, тогда свет будет выгодно подчеркивать каждую его деталь, придавая композиции особую выразительность.

Резьбу по сухой штукатурке можно дополнить техникой сграффито. Делается это так.

На поверхность увлажненной плиты широкой кистью нанесите краски: сначала клеевую, потом темперу или гуашь (рис. 3 А). Не дав краске высохнуть, принимайтесь за резьбу. Постоянно следите, чтобы гипс с красочным слоем оставались влажными. Чтобы замедлить высыхание, окрашенную гипсовую плиту прикройте целлофановой пленкой. По мере выполнения резьбы пленку постепенно сдвигайте. Выполняя резьбу, вы обнажите светлый неокрашенный гипс. На контрасте — окрашенный темный и неокрашенный светлый гипс — и строится резная композиция (рис. 3 Б). При необходимости отдельные детали законченного рельефа можно слегка подкрасить другими красками. Не забудьте при этом увлажнить гипсовую поверхность.

Приемы художественной обработки сухой гипсовой штукатурки, о которых мы рассказали, конечно же, не исчерпывают всех возможностей этого простого и широко доступного материала. Надеемся, что, освоив гипсовую резьбу, вы сможете дополнить ее своими техническими и художественными решениями.

Оригинальность, красота всегда были на особом месте в интерьере помещений. Барельеф на стене – выпуклый только наполовину объема рисунок. Изысканность и креатив декора обусловлен правильным расположением на поверхности фрагментов.

Общие характеристики барельефа на стене

Резьба по камню или дереву, как элемент убранства внутренней части помещений появилась много столетий тому назад. Выступающий наполовину объемный декор может изображать любой одушевленный или неодушевленный предмет.

В искусстве создания скульптур существует два понятия: барельеф и горельеф. Их главное отличие в высоте фигур. Например, если фрагмент выступает от поверхности чуть больше половины от своего объема – это горельеф. К тому же элементы горельефа гораздо выше, а некоторые из них могут быть отдельно стоящими.

Барельеф органично вписывается в интерьер при любом освещении (кроме совсем тусклого). Горельефу же наоборот, необходим только рассеянный свет.

Преимущества и недостатки барельефа на стене

Как и другие виды отделочных работ, рельеф на стене обладает своими достоинствами и недостатками. Среди особого преимущества – это возможность создания изображения практически в любом помещении. При соблюдении всех норм в процессе составления и нанесения декоративных орнаментов можно:

  • Замаскировать погрешности в стене, включая значительные перепады;
  • Можно создать целое панно и тем самым занять пустующую стену;
  • Визуально зонировать помещение;
  • Возможность создания уникальных композиций;
  • Индивидуальный интерьер с особым шармом;
  • При желании весь процесс можно осуществить самостоятельно, не прибегая к услугам мастера.

Среди основных недостатков:

  • Наличие определенного опыта, креативности и хотя бы базовых навыков художника;
  • Процесс трудоемкий, щепетильный с прорисовкой и выполнением мельчайших деталей, потому чаще всего все работы доверяют мастерам. Стоимость такой работы довольно высока.

Но все же при наличии большого количества информации с пошаговой инструкцией, создать горельеф на стене самостоятельно можно. Было бы желание и время.

Основные виды материалов, из которых изготавливается барельеф

Изначально, для создания композиций использовали только камень или дерево. Современный выбор материалов намного шире. Сегодняшние элементы можно соорудить ручным способом или литьем. Для барельефа на стене своими руками подойдет практически любой материал, поддающийся резке, лепке, он может быть пригодным для заливки в соответствующую форму:

  • Гипс;
  • Известняк;
  • Глина;
  • Полимерные соединения;
  • Камень;
  • Дерево;
  • Декоративные и другие аналогичные составы.

Для искусственного добавления возраста элементам, на них наносят патину. Для придания дополнительного объема, их покрывают бронзой или позолотой. При этом барельеф гармонично смотрится с кованным железом, камнем. Потому таким декором нередко украшают камины.

Основные виды рисунков для барельефа

Первые изображения барельефа в обязательном порядке должны были содержать в своей композиции фигуру человек. Сейчас этот атрибут необязателен. Тематическая направленность, а также количество панно, габариты зависят от общей площади помещения.

Это могут быть сюжетные композиции, занимающие целую стену или только небольшой угол. Ранее предполагалось, что рельефные объемные изображения актуальны только для классических стилей с присущими им мягкими линиями, вычурными деталями. Популярностью пользуются несколько разновидностей изображений.

Природа (пейзаж)

Данный вид барельефа актуален не только для классики, арт нуво, модерна, ампире или рококо, но и для современных направлений дизайна. Изобразить можно небольшой участок леса либо продумать морской пейзаж. Сюда относятся коралловые поля, косяки рыб, водоросли, образ тритона.

Сакура

Барельефы сакуры на стене относятся к японскому колориту, который могут дополнять изображения драконов. Ветка цветущей вишни органично смотрится на сенах прихожей, кухни. Яркой индивидуальностью обладает целое дерево. Особо выигрывает от такой композиции гостиная.

Роза

Ассоциацию с цветами сразу вызывают барельефы розы на стене. Вариантов ее применения превеликое множество, как и разновидностей цветка. В спальне с классическим дизайном будут уместны рельефные панно пышными чайными розами, не забывая их раскрасить соответствующим цветом. Россыпь небольших маленьких розочек подойдет для любой комнаты. Подобрав правильный оттенок, такой орнамент хорошо смотрится с такими материалами, как камень или фактурный кирпич.

Виноградная лоза

Орнамент виноградной лозы подчеркнет изысканность итальянского стиля. Ею можно украшать колонны или пустующие ниши. Лоза белого цвета хорошо смотрится на окрашенных стенах и наоборот, акцентом на белой поверхности послужит цветная лоза.

Яблони

Барельеф дерево на стене в равной степени подходит к любой комнате. Однако с учетом ее размеров с особой аккуратностью нужно отнестись к прихожей. Объемный барельеф в этой части дома способен зрительно уменьшить и без того небольшую площадь помещения.

И другие возможные варианты

Нанесение объемных рисунков на стены может иметь разную тематику. Здесь все зависит от навыков и практического опыта мастера. Чем больше панно с наличием маленьких деталей, тем сложнее и кропотливее труд.

Необходимые материалы и инструменты для создания барельефа на стене

Для лепки на стенах в квартире своими руками потребуются специализированные инструменты, которые можно приобрести в магазинах для художественного творчества или строительных маркетах. В качестве емкости для смешивания раствора специалисты советуют выбрать мяч, точнее его половину. Вывернув его наизнанку, можно сэкономить время на соскабливание и очистку от прошлого замеса и подготовку следующей порции. Кроме того, с такой емкости очень удобно набирать раствор, так как она не имеет углов.

Мастихины – это специальные шпатели в виде лопаточек разной формы. Для создания некоторых элементов барельефа, например, виноградной лозы, понадобятся выпуклые и вогнутые мастихины. Стоят они дороже, потому мастера нередко их заменяют обычными ложками разной конфигурации и объема (кофейные, чайные, десертные, столовые ложки).

Удобны в использовании пластиковые ложки. Придать нужную форму ручки-держателю поможет небольшой нагрев.

Как правило, ложка из алюминия служит основным инструментов, а пластиковая вспомогательным. Для наведения мелкой фактуры на изображении используют художественный нож. Его аналогом может послужить обычный сапожный нож.

Кондитерский шприц с насадками, а также медицинский шприц, помогающий создавать очень тонкие линии. Дополнительно понадобятся кисти по 2 плоских и по 2 круглых. Перед каждым забором следующей порции смеси инструменты (кроме шприцов), предварительно обмакивают в воду.

Подготовительные работы перед созданием барельефа на стене

На предварительном этапе важно подготовить поверхность к процессу. Стену следует очистить от предыдущего покрытия. Оставив слой шпаклевки, загрунтовать и дать хорошо высохнуть. Для того чтобы придать дополнительной прочности барельефы, в более утолщенных местах вставляются саморезы на две трети. Лепестки цветов и прочие аналогичные детали подготавливаются из пенопласта (картона или соленого теста) заранее, после чего их тщательно обрабатывают грунтовкой.

Делают раствор, согласно прилагающийся инструкции. На данном этапе очень важно знать характеристики той или иной смеси. За какое время она схватывается, можно ли в нее добавлять красители и так далее. Если в барельефе присутствуют элементы выпуклостью от 10 миллиметров и больше, нужно сделать каркас из проволоки (армирование). Для изготовления различных элементов используют готовые формы. Если таковые не имеются в продаже, то можно их сделать самим.

Этапы создания барельефа на стене своими руками

Мастера советуют новичкам использовать готовые отлитые детали, которые остается только прикрепить к поверхности. Можно также сформировать выпуклый рисунок при помощи шаблона.

  • На поверхность наносят рисунок простым карандашом. Не имея особых творческих навыков можно воспользоваться готовыми трафаретами, рисунками, нанесенными на кальку, после чего она прорисовывается на поверхности маркером. Также контуры можно обвести при помощи зубочистки;
  • После схватывания смеси, необходимо нанести контур орнамента. Только после этого осуществляют наращивание объема. Шпатлевка должна наносится на отдельные участки. Каждый последующий слой наносится только после полного высыхания предыдущего;

В некоторых случаях требуется создание углубленного изображения. Его можно сделать двумя способами:

  1. Нарастить вокруг изображения слой фона. В конце фон отшлифовывается.
  2. Сделать выемки, соответствующие изображению, при помощи стамески или резца.
  • Накрыв поверхность обычной прозрачно пленкой в случае необходимости прорисовать детали;
  • После высыхания готового рельефного изображения, его окрашивают в нужные оттенки;
  • При помощи наждачной бумаги убрать ненужные неровности.

Особенности создания барельефа из разных материалов

Каждый материал имеет свои особенности в обработке. В интерьерах чаще всего используют гипс или дерево.

Из дерева

Для создания барельефа из дерева кроме исходного материала понадобятся немного другие материалы. Фрезы конической и концевой формы. Первая фреза используется для чистовой отделки полотна, вторая – для черновой работы. Для габаритных панно применяют высокоточное оборудование, включая специальные программы.

Из гипса

Гипс является очень податливым материалом с хорошими техническими характеристиками. Именно с гипса мастера советуют начинать новичкам. При правильных пропорциях раствор получается гомогенным с хорошей схватываемостью.

Крепление готового барельефа к стене

В случае использования готового барельефа, его необходимо прикрепить на стену или на лист гипсокартона. Второй вариант применим, если планируется сделать барельеф съемным.

Необходимо создать единый конгломерат между изображением и основой, удалив любые погрешности. Для прикрепления отдельной картины потребуется специальный клей для плитки. Если изображение габаритное, то его фиксируют при помощи саморезов, гвоздей. Готовое панно следует отшкурить при помощи наждачки. После зачистки всех швов и впадин, поверхность грунтуют и окрашивают водоэмульсионной краской.

Создавать такой декор изначально сложно. Он требует сноровки, терпения и усидчивости. Чтобы изображения получились качественными, нужно с точностью соблюдать технологию нанесения. В противном случае конструкция не сможет просохнуть до конца и в скором времени разрушится.

Рельеф (скульптура)

У этого термина существуют и другие значения, см. Рельеф (значения). Древний мраморный саркофаг с барельефом. Музей Лувр.

Релье́ф (фр. relief, от лат. relevo «поднимаю») — вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих из плоскости фона (то есть выпуклых объёмов). Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально. Рельеф, таким образом, противоположен круглой скульптуре. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки.

В зависимости от назначения различаются архитектурные рельефы (на фронтонах, фризах, плитах).

Виды рельефа:

  • Барельеф (фр. bas-relief «низкий рельеф») — выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма.
  • Горельеф (фр. haut-relief «высокий рельеф») — выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объёма.
  • Контррельеф (от лат. contra «против» + «рельеф») — углублённый от фона «негатив» барельефа; применяется в печатях и в формах (матрицах) для создания барельефных изображений, а также инталий.
  • Койланаглиф или анкрё (фр. en creux) — вырезанный на плоскости углублённый контур; в основном применялся в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике.
  • Сквозной рельеф — рельеф с отсутствующей (частично или полностью) поверхностью заднего вида изваяния. Иногда эти рельефы делаются двусторонними. Принцип (техника) сквозной трёхмерной скульптуры-рельефа был изобретён в России в ХХ веке скульптором Иваном Ефимовым.

Художественный рельеф и современность

В настоящее время рельеф как способ украсить интерьер и экстерьер здания используется повсеместно — на фасадах общественных зданий, в частных интерьерах. Рельеф может быть изготовлен способом бесконечного числа копий, а может быть авторским.

> См. также

  • Маскарон — декоративный рельеф в виде маски, изображающий часто в гротескном или фантастическом облике человеческое лицо или голову животного.
  • Рельеф

Примечания

  1. Рельеф
  2. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Скульптура XVIII-XX веков: в трех томах. — Москва: Красная площадь, 1998. — ISBN 5-900743-46-2
  3. Рельефы: барельефы, горельефы, контррельефы, койланаглифы
  4. Энциклопедия «Всемирная история». Ефимов Иван Семёнович

Литература

  • Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М.: Педагогика, 1983. — С. 327. — 416 с. — 500 000 экз.
  • «Архитектурный словарь»

Ссылки

В родственных проектах

  • Значения в Викисловаре
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Скульптурное изображение на плоскости
  • Рельеф
  • Современный художественный рельеф
  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Рельеф в скульптуре

Это заготовка статьи о скульптуре. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

ФОРМАТОР

Барельефы — очень древний вид декоративного оформления архитектурных сооружений. Ими были украшены стены храмов в Древнем Египте и дворцов ассирийских царей. В Древнем Риме их высекали и на мраморных саркофагах, и на триумфальных арках. Резные барельефы можно увидеть во всех средневековых соборах Европы. Делали их и мастера Древней Руси.

Термин “барельеф” часто используют в общем смысле для всех скульптурных рельефов, но разные виды рельефа имеют существенное отличие друг от друга :

  • Барельеф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма.
  • Горельеф (фр haut-relief — высокий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема.
  • Контррельеф (от лат. contra — против и «рельеф») — вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Может применяеться в печатях и в формах (матрицах) для создания барельефных изображений.
  • Койланаглиф (или en creux (анкрё)) — вид углублённого рельефа, т.е. вырезанный на плоскости контур. В основном, применялся в архитектуре Древнего Египта, а также в древней восточной и античной глиптике (искусство резьбы по камню).
  • источник

This entry was posted in Ремонт. Bookmark the <a href="https://kabel-house.ru/remont/barelef/" title="Permalink to Барельеф" rel="bookmark">permalink</a>.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *